Дело № 2-509/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2018 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Усмановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Е.С. к М.Д.П. о признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец П.Е.С. обратилась в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи №, заключенного -Дата- с ответчиком М.Д.П., о прекращении зарегистрированного за М.Д.П. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ..., признании за П.Е.С. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу .... Свои требования истец мотивировала тем, что в период подписания договора купли-продажи она не понимала значение своих действий ввиду нахождения в состоянии депрессии, медицинских показаний. В качестве правового обоснования исковых требований истец ссылается на п. 1 ст. 177 ГК РФ.
В судебное заседание не явились стороны по неизвестным суду причинам, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 в удовлетворении исковых требований просил отказать, в связи с отсутствием доказательств, что оспариваемый договор оформлялась в момент, когда истец не была способна понимать значение своих действий или руководить ими, а также в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 8, 9 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актами и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Ст. 550 ГК РФ предусмотрено, что договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Из указанной нормы следует, что неспособность стороны сделки в момент заключения договора понимать значение своих действий или руководить ими является основанием для признания таких договоров недействительным, а юридически значимыми обстоятельствами в указанном случае являются наличие или отсутствие психического расстройства у стороны договора в момент его заключения, степень его тяжести, степень имеющихся нарушений его интеллектуального и (или) волевого уровня; при этом такая сделка является оспоримой, в связи с чем лицо, заявляющее требование о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в п. 1 ст. 177 ГК РФ, согласно положениям ст. 56 ГПК РФ, обязано доказать наличие оснований для недействительности сделки, то есть бремя доказывания наличия обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 177 ГК РФ, лежит на истце.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
-Дата- между сторонами по настоящему делу заключен договор купли-продажи №, согласно которому продавец П.Е.С. продает, а покупатель М.Д.П. приобретает в собственность жилое недвижимое имущество – однокомнатную квартиру по адресу ..., за 900 000 рублей.
Согласно акту приема-передачи к договору от -Дата- продавец П.Е.С. передала, а покупатель М.Д.П. принял жилое недвижимое имущество – однокомнатную квартиру по адресу ..., в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно расходному кассовому ордеру от -Дата-, представленному в материалы дела представителем ответчика, П.Е.С. получила 900 000 рублей за квартиру по адресу ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации пава серии 18-АБ №, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР -Дата-, М.Д.П. является собственником однокомнатно квартиры, расположенной по адресу ..., на основании договора купли-продажи квартиры от -Дата- №.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в целом сторонами не оспариваются.
Установленные судом обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемой сделки недействительной в соответствии с требованиями п. 1 ст. 177 ГК РФ, поскольку истцом не представлено объективных и достаточных доказательств того, что на момент заключения указанного договора купли-продажи квартиры волеизъявление истца было искажено из-за состояния ее здоровья, когда она не была способна понимать значение своих действий или руководить ими.
Более того, само по себе наличие у истца заболеваний не может свидетельствовать о недействительности оспариваемого договора, поскольку для признания сделки недействительной по основаниям, установленным ч. 1 ст.177 ГК РФ, необходимо доказать наличие заболеваний в такой степени выраженности, когда они лишают способности в момент совершения сделки критически мыслить, осознавать значение своих действий и руководить ими.
Позиция самой П.Е.С., изложенная в иске, не может являться основанием для признания сделки недействительно. Напротив, доказательства, находящиеся в деле, свидетельствуют о том, что, заключая договор купли-продажи, П.Е.С. действовала сознательно и целенаправленно в своем интересе, согласно своей воле, направленной на отчуждение спорной квартиры и совокупность вышеприведенных доказательств опровергает доводы стороны истца о недействительности сделки по основаниям, предусмотренным ст. 177 ГК РФ.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено.
Суд также находит обоснованными доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу ч. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Таким образом, применительно к оспариванию сделки по основаниям, указанным в ч.1 ст.177 ГК РФ следует установить, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Для правильного определения начала течения срока исковой давности необходимо установить, находилась ли истец, заключая сделку, в таком состоянии, при котором не могла отдавать отчет своим действиям, не могла руководить ими, не осознавала характер и последствия совершаемых ею действий, а также необходимо установить период, в течение которого она пребывала в таком состоянии и когда стала осознавать характер и последствия совершенных ею действий, и узнала или должна была узнать о нарушении своего права.
Оспариваемый истцом договор купли-продажи по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 177 ГК РФ, является оспоримой сделкой, в связи с чем, срок исковой давности для ее предъявления составляет один год, а его течение начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Срок исковой давности для предъявления настоящих требований начал течь с момента подписания оспариваемого договора купли-продажи, то есть с -Дата-, поскольку истец понимала правовую природу договора, должна была знать о предполагаемом нарушении права, следовательно, срок исковой давности истек -Дата-, а с настоящим иском П.Е.С. обратилась в суд -Дата-, то есть с пропуском срока исковой давности.
В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности (ст. 205 ГК РФ).
О восстановлении пропущенного срока исковой давности П.Е.С. не просила, на доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска указанного срока, не ссылалась и таковых не представила.
Таким образом, пропуск П.Е.С. срока исковой давности по требованиям о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит норм, определяющих порядок доказывания лицом, участвующим в деле, обстоятельств, связанных с несением указанных судебных расходов, а равно и их размера. В связи с чем, при разрешении данного процессуального вопроса подлежит, по правилу ч. 4 ст. 1 того же Кодекса, применению по аналогии закона ч. 1 ст. 56 того же Кодекса, как регулирующая сходные отношения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, лицо, участвующее в деле, заявляющее ходатайство о возмещении этих расходов должно доказать, как факт несения им таких расходов по конкретному делу, их необходимость, так, соответственно, и их размер.
Как следует из материалов дела, к участию в деле в качестве представителя ответчика допущен ФИО5
За предоставление услуг представителю ФИО5 ответчиком М.Д.П. оплачено 20 000 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе:
договором № от -Дата-, заключенным между исполнителем ФИО5 и заказчиком М.Д.П., согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по представлению интересов заказчика в Индустриальном районном суде ... по гражданскому делу по иску П.Е.С. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры;
распиской ФИО5 о принятии от М.Д.П. денежных средств в размере 20 000 рублей по договору № от -Дата-.
Суд считает возможным отнести к надлежащим доказательствам несения ответчиком расходов по оплате услуг представителя представленные в материалы дела выше обозначенные доказательства, поскольку факт участия ФИО5 в качестве представителя ответчика при рассмотрении дела по настоящему спору нашел свое подтверждение, истцом не оспорен.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а именно объем заявленных требований, ценность защищаемого блага, количество и продолжительность судебных заседаний, в которых принимал участие представитель ответчика, объем и характер оказанной им юридической помощи, сложность дела, а также результат рассмотрения дела, суд полагает возможным определить к взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей. Суд находит указанную сумму соразмерной и разумной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П.Е.С. к М.Д.П. о признании недействительным договора купли-продажи ..., заключенного -Дата- с ответчиком М.Д.П., о прекращении зарегистрированного за М.Д.П. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ..., о признании за П.Е.С. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ..., – оставить без удовлетворения.
Взыскать с П.Е.С. в пользу М.Д.П. расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2018 года.
Судья В.Ю. Суворова