Дело № 2-402/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сокол 12 июля 2021 года
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующей судьи Поповой Е.Б.,
при секретаре Мотовой Н.В.,
с участием истца Шевелева В.В.,
третьих лиц Шевелева С.В., Шевелевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевелева В.В. к городскому поселению город Сокол, администрации города Сокола о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Шевелев В.В. обратился в суд с иском к администрации города Сокола о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований, что он является нанимателем квартиры <адрес> на праве социального найма на основании ордера на жилое помещение № № от 25 мая 1993 года.
Заключением межведомственной комиссии от 15 ноября 2016 года № 246 квартира <адрес> признана непригодной для проживания. Вместе с тем, администрация города Сокола, признав квартиру непригодной для проживания, не предоставляет ему и его семье иное, пригодное для проживания помещение.
Просит обязать администрацию города Сокола предоставить вне очереди Шевелеву В.В. и членами его семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, в черте города Сокола.
Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено городское поселение г. Сокол.
В отзыве на исковое заявление администрация города Сокола с исковыми требованиями не согласилась, просила требования истца оставить без удовлетворения, указав в обоснование, что Шевелев В.В. с составом семьи, включая сыновей Шевелева А.В., Шевелева С.В., внука Шевелева А.А., внучки Шевелевой А.А., является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, по ордеру на жилое помещение № № от 25 мая 1993 года, выданному на основании постановления главы администрации от 21 мая 1993 года № 411. Договор социального найма с нанимателями указанного жилого помещения не заключался. Согласно заключению межведомственной комиссии от 15 ноября 2016 года № 247, квартира <адрес> признана непригодной для проживания, при этом многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу не признавался.
В соответствии с действующим законодательством, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Признание жилого помещения непригодным для проживания не влечёт в безусловном порядке предоставление жилого помещения вне очереди. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Основанием предоставления жилого помещения по договору социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении, то есть нахождение малоимущего гражданина на учёте нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации г. Сокола и Сокольского района от 30 марта 2000 года № 351 Шевелева Л.Н. с составом семьи два человека, включая супруга Шевелева В.В., сыновей Шевелева А.В., Шевелева С.В., действительно признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил учёта граждан и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области и включены были в первоочередной список, как семья, воспитывающая ребёнка-инвалида. Перерегистрация граждан с даты постановки на учёт не осуществлялась. 23 марта 2021 года (получено 30 марта 2021 года) в адрес Шевелева В.В. направлено письмо о необходимости прохождения перерегистрации для подтверждения статуса нуждаемости в улучшении жилищных условий по договору социального найма. При рассмотрении документов, полученных в ходе перерегистрации, было установлено, что в собственности Шевелева В.В. с 08 июля 2005 года на основании договора купли-продажи имеется квартира <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м, жилой площадью 42,3 кв.м, у Шевелева А.В. на праве общей долевой собственности (1/4 доля) имеется жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 29,3 кв.м, жилой площадью 19,7 кв.м. Согласно действовавшим на момент постановки истца на учет Правилам учета, жилое помещение предоставлялось гражданам в размере 9 кв.м жилой площади на 1 человека и не выше установленной ЖК РСФСР нормы жилой площади – 12 кв.м (пункт 42 Правил), при этом обеспеченность жилым помещением по указанной норме в силу пункта 20 Правил, статьи 32 ЖК РСФСР являлась основанием для снятия с учета.
Таким основания (до 01 марта 2005 года) определены в части 2 статьи 6 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому граждане, поставленные на учет до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, определялись статьей 32 ЖК РСФСР. Таким образом, семья Шевелева В.В., принятая на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований.
Исходя из представленных данных на семью Шевелева В.В. с составом 4 человека приходится 62 кв.м жилой площади, то есть 15,5 кв.м на 1 человека. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 14 апреля 2021 года Шевелев В.В. с составом семьи 4 человека снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспечение площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы (9,5 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека). В связи с тем, что истец и члены его семьи (супруга и сыновья Александр, Сергей) сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований и фактически у истца и членов его семьи отсутствует объективная нуждаемость в жилых помещениях, администрация города Сокола просит в удовлетворении иска отказать.
Истец Шевелев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что в 2000 году он с семьей был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с заболеванием сына, 09 февраля 2005 года квартира, в которой он проживал вместе с семьей, уничтожена пожаром, он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, проживать было негде, в связи с чем в 2005 году он взял в ипотеку квартиру на <адрес>, в 2006 году решением суда на администрацию возложена обязанность провести капитальный ремонт квартиры, в 2016 году данную квартиру признали непригодной для проживания, дом аварийным не признан, после этого им жилья не предлагали, в дальнейшем ему пришло письмо из администрации о прохождении перерегистрации до 30 марта 2021 года, данный пакет документов он сдал, затем они были сняты по решению комиссии с учета нуждающихся в жилых помещениях, данное решение он не обжаловал. Также указал, что у его жены Шевелевой Л.В. была в собственности квартира, оставшаяся по наследству от матери, которую они продали, на ул. Гоголя г. Сокол доля в праве принадлежит его сыну Шевелеву А.В. Причиной пожара в квартире явилась короткое замыкание электропроводки, вины их не установлено, с 2005 года никакого жилья ему администрация не предлагала.
Представитель ответчика администрации города Сокола, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. Ранее в судебном заседании представитель администрации города Сокола по доверенности Гусева Е.А. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что с 2000 года Шевелев В.В. вместе с семьей состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, при перерегистрации установлено, что отсутствует нуждаемость истца, выявлен факт утраты оснований, в связи с чем истец был снят с учета нуждающихся 14 апреля 2021 года, в 2005 году им приобретено жилье, в 2019 году оформлена квартира на <адрес>, имеется намеренное ухудшение истцом жилищных условий по продаже жилого помещения, основания состоять на учете нуждающихся у него отпали в связи с утратой оснований, так как семья имеет жилое помещение площадью более нормы учета, поскольку на 1 человека у них приходится жилой площади 15,5 кв.м, исходя из числа лиц, включенных в список, малоимущность не устанавливалась. Решение суда о возложении обязанности провести капитальный ремонт в спорной квартире истца вынесено в 2006 году, в 2005 году истцом приобретена квартира, также квартира по ул. Орешкова была ими продана, до 2016 года денежные средства на проведение капитального ремонта не выделялись, судебный акт невозможно исполнить, в 2016 году спорное жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с отсутствием нуждаемости данная семья снята с учета, так как они имеют площадь жилья больше учетной нормы. После снятия их с учета, в администрацию по факту постановки на учет они не обращались, данное решение не оспорено. В спорной квартире зарегистрировано в настоящее время 7 человек, жилое помещение на <адрес> непригодным не признано.
Представитель ответчика городского поселения город Сокол в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шевелев С.В. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что в 2018 – 2019 годах он обращался в администрацию, где ему была предложена комната в общежитии на <адрес>, которая находилась в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем он отказался от предложения, в настоящее время он в собственности жилья не имеет, проживает с семьей на съемной квартире.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шевелева Л.Ю. в судебном заседании поддержала иск, пояснила, что квартира на <адрес> поступила в ее собственность в порядке наследства, была ею продана в 2019 году, дети проживают на съемных квартирах, у них свои семьи.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шевелев А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Ранее в судебном заседании Шевелев А.В. поддержал иск, пояснил, что <данные изъяты> доли в квартире по <адрес>, приобретенной на средства материнского капитала, принадлежит ему, однако в данном жилом помещении он не проживает, в собственности иного жилья не имеет, с женой брак расторгнут.
Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
Гражданин может быть обеспечен жилым помещением из муниципального жилищного фонда, если он признан нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с 01 марта 2005 года принимаются на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма граждане по общему правилу признанные малоимущими в установленном порядке (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации) при наличии оснований, предусмотренных законом (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц отнесено к компетенции органа местного самоуправления. В силу указанных норм определение срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Признание жилого помещения непригодным для проживания не влечёт в безусловном порядке предоставление жилого помещения вне очереди.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Статья 57 ЖК РФ указывает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, в том числе, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
По смыслу жилищного законодательства внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
В силу статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Статьей 86 ЖК РФ определено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта.
Судом установлено, что постановлением администрации города Сокола и Сокольского района от 30 марта 2000 года № 351 Шевелева Л.Н. с составом семьи 4 человека, включая супруга Шевелева В.В., сыновей Шевелева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевелева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил учета граждан и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, и включены в первоочередной список, как семья, воспитывающая ребенка - инвалида.
Шевелев В.В. с составом семьи 4 человека, включая сыновей Шевелева А.В., Шевелева С.В., жену Шевелеву Л.Н., является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, по ордеру на жилое помещение № № от 25 мая 1993 года, выданному на основании постановления главы администрации от 21 мая 1993 года № 411.
По сведениям МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола», Шевелев В.В. (наниматель) с 29 сентября 1993 года, Шевелев А.В. (сын) с 29 сентября 1993 года, Шевелев С.В. (сын) с 29 сентября 1993 года, внук Шевелев А.А. с 13 апреля 2010 года, внучка Шевелева А.А. с 05 мая 2015 года, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Решением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 02 августа 2006 года возложена на МУ «Управляющая компания» и администрацию Сокольского муниципального района обязанность в срок до 01 апреля 2007 года произвести капитальный ремонт квартиры № 2 в доме № 110 по ул. Новая г. Сокола; администрация города Сокола от ответственности освобождена.
Апелляционным решением Сокольского районного суда Вологодской области от 02 ноября 2006 года решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 02 августа 2006 года отменено, возложена на администрацию города Сокола обязанность провести капитальный ремонт в квартире <адрес> в срок до 15 сентября 2007 года за счет бюджетных средств Сокольского муниципального района; МУ «Управляющая компания» от ответственности по проведению капитального ремонта освобождена.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 15 ноября 2016 года № 247, квартира <адрес> признана непригодной для проживания.
По сведениям администрации города Сокола в региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются многоквартирные аварийные дома, признанные таковыми в связи с физическим износом, при этом жилое помещение по адресу: <адрес> не включено в областную программу № 8 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 – 2025 годы».
Согласно Выписке из ЕГРН право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 78,4 кв.м с кадастровым номером №, не зарегистрировано.
23 марта 2021 года в адрес Шевелева В.В.: <адрес>, по месту фактического проживания, направлено письмо о необходимости прохождения перерегистрации для подтверждения статуса нуждаемости в улучшении жилищных условий по договору социального найма, которое получено истцом 30 марта 2021 года.
В собственности Шевелева В.В. с 08 июля 2005 года на основании договора купли-продажи имеется квартира <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м, жилой площадью 42,3 кв.м, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
В собственности Шевелева А.В. имеется <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 29,3 кв.м, жилой площадью 19,7 кв.м.
Шевелева Л.Н. приобрела квартиру по адресу: <адрес>, 16 октября 2019 года, которую реализовала 30 июля 2020 года на основании договора купли-продажи Кошелевой А.В., что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
Согласно действовавшим на момент постановки истца на учет Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, на учет для получения жилых помещений принимались граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом жилое помещение предоставлялось гражданам в размере 9 кв.м жилой площади на 1 человека и не выше установленной ЖК РСФСР нормы жилой площади – 12 кв.м (пункт 42 Правил).
Обеспеченность жилым помещением по указанной норме в силу пункта 20 Правил, статьи 32 ЖК РСФСР являлась основанием для снятия с учета.
Основанием для снятия с учета граждан, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального наймам до 01 марта 2005 года, определены в части 2 статьи 6 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, основания для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, определялись статьей 32 ЖК РСФСР, следовательно, семья Шевелева В.В., принятая на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могла быть снята с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Совета города Сокола от 07 июня 2007 года № 170 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в размере 9,5 кв.м общей площади на одного человека.
На основании постановления администрации города Сокола от 14 апреля 2021 года № 169 решением общественной комиссии по жилищным вопросам Шевелев В.В. с составом семьи 4 человека: Шевелев В.В., Шевелева Л.Н., Шевелев А.В., Шевелев С.В. снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, абзаца 3 части 2 статьи 7 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан.
Постановлением администрации города Сокола от 17 июня 2021 года № 274 внесены в постановление администрации города Сокола от 14 апреля 2021 года № 169 изменения, изложен абзац 8 в новой редакции: «Шевелева В.В., Шевелеву Л.Н., Шевелева А.В., Шевелева С.В., зарегистрированных по адресу: <адрес>, и <адрес>, снять с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспечение площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы (9,5 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека).
В адрес Шевелева В.В. 14 апреля 2021 года направлено уведомление о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из которого следует, что семья Шевелева В.В., состоящая из 4 человек, снята с учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку семья Шевелева В.В. обеспечена площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы 9,5 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека (1/4 доли собственности на жилое помещение в доме по адресу: <адрес>, общая площадь 29,3 кв.м, жилая – 19,7 кв.м, в собственности жилое помещение по адресу: <адрес> общая площадь 63,1 кв.м, жилая – 42,3 кв.м), следовательно, общая площадь пользования жилых помещений, находящихся в собственности семьи Шевелева В.В. составляет 47,22 кв.м, на одного члена семьи – 11,80 кв.м. Также разъяснено, что данный отказ, в случае несогласия, Шевелев В.В. может обжаловать в судебном порядке. Таким образом, нуждаемость определена путем деления площади данных квартиры и доли посредством деления на четверых человек Шевелева В.В.. Шевелеву Л.Н., Шевелева С.В., Шевелева А.В.
Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.
Вместе с тем, истцом решение жилищной комиссии не оспорено, с заявлением о признании данного решения незаконным и его отмене, восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, истец в суд также не обращался, в настоящее время снят с указанного учета.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Шевелев В.В. с составом семьи из 4 человек снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, следовательно, его объективная нуждаемость в жилых помещениях в настоящее время не подтверждена, при этом подтверждение нуждаемости в силу жилищного законодательства является одним из оснований для внеочередного предоставления жилого помещения, кроме того, истцом решение жилищной комиссии не оспорено, с заявлением о признании данного решения незаконным и его отмене, восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, истец в судебном порядке также не обращался, настоящий иск таких требований не содержит, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шевелева В.В. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Шевелева В.В. к городскому поселению город Сокол, администрации города Сокола о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Б. Попова
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года.