Дело № 2-1384/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 22 октября 2015 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Гаврицкой И.Н.,
при секретаре Ковшовой О.В.,
с участием:
прокурора – помощника Шарыповского межрайонного прокурора Бессоновой Е.Е.,
представителя ответчика - Гужева Я.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах ФИО к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор Красноярского края обратился в суд с иском в интересах ФИО к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что ФИО является <данные изъяты>инвалидом, нуждается в получении технических средств реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ законным представителем ФИО – ФИО1 ответчику было подано заявление о постановке на учет и предоставления указанного в индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ технического средства реабилитации: опоры для сидения для <данные изъяты>инвалидов <данные изъяты> шт., однако до настоящего времени ФИО указанным средством реабилитации не обеспечена.
В судебном заседании прокурор Бессонова Е.Е. поддержала иск по тем же основаниям.
Законный представитель <данные изъяты>инвалида ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика Гужев Я.А. (по доверенности) исковые требования не признал и пояснил, что в не предоставлении указанных реабилитационных средств виноваты поставщики, фонд свою обязанность выполнил, путем предоставления соответствующих направлений.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика Гужева Я.А., исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
При таких обстоятельствах прокурор обладает правом обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов ФИО Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по инвалидности (ч.1 ст.39). В соответствии во ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст.10 указанного Федерального закона РФ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” индивидуальная программа реабилитации - разработана на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу ст.11.1 приведенного Федерального закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно п.п.2-5 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 (далее Правил), обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями может осуществляться путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), который рассматривает это заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
В соответствии с п.16 Правил, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В силу п.1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, к которым относится ответчик по делу – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО является <данные изъяты>-инвалидом (справка серии МСЭ-№ от ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ ФИО необходимо техническое средство реабилитации инвалида: опора для сидения для <данные изъяты>инвалидов <данные изъяты> шт.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако, за период времени с момента постановки на учет данным техническим средством реабилитации ФИО не обеспечена.
Таким образом, Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № не выполнило свои обязательства перед ФИО по обеспечению её техническими средствами реабилитации, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора в интересах ФИО подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в сложившейся ситуации несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами виноваты поставщики, не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах ФИО.
Обязать Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № обеспечить ФИО техническим средством реабилитации: опорой для сидения для <данные изъяты>инвалидов <данные изъяты> шт., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2015 года.
Решение в окончательной форме составлено 26 октября 2015 года.
Председательствующий: И.Н. Гаврицкая