№ 2а-771/2024
73RS0001-01-2024-000035-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2024 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретарях Лысовой Д.В., Айметдиновой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каюк Даниилы Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», призывной комиссии Ульяновской области о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Каюк Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование иска указал, что в рамках осеннего призыва 2023 года был в военном комиссариате, где прошел медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и призывную комиссию, где ему сообщили, что определили категорию годности «Б» - годен с незначительными ограничениями, и было вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Оспариваемое решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней.
При прохождении медицинского освидетельствования в осеннем призыве 2023 года сообщал врачам - специалистам о наличии указанных заболеваний и представлял соответствующие жалобы, а именно: покраснение, шелушение и зуд волосистой части головы или других зон поражения.
В качестве подтверждения указанных жалоб были предоставлены документы, а именно: заключение дерматолога от 08.11.2023 г.; заключение дерматолога от 06.09.2023 г.; заключения дерматолога от 28.06.2023 г.; заключение дерматолога от 03.10.2023 г.
Истец неоднократно заявлял, что при недостаточности документов, в подтверждение заболевания, готов пройти дополнительное обследование, просил выдать направление на обследование в медицинское учреждение, предусмотренное пунктом 20 указанного Положения, для уточнения имеющегося у заболевания на которое истец ссылается, но была определена категория годности «Б» - годен с незначительными ограничениями.
Не смотря на объективные данные, подтверждающие наличие заболевания, жалобы на состояние здоровья были проигнорированы, медицинские документы во внимание не приняли.
Просит суд: признать незаконным решение призывной комиссии Ленинского района городского округа «город Ульяновск» Ульяновской области о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Административный истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали.
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» Чугунова Н.Д. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, указала, что решение о предоставлении отсрочки от призыва, о призыве в отношении административного истца не принималось.
Иные лица, участия в судебном заседании не принимали, извещались.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Судом установлено, что Каюк Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принят на первоначальный воинский учет в военном комиссариате.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, расписание болезней, таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» (призывная комиссия) от 29 января 2021 года (протокол № 37) на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Каюк Д.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья (<данные изъяты>) на срок до одного года.
Направлен на лечение в поликлинику по месту жительства.
При прохождении мероприятий связанных с осенним призывом 2023 года, в соответствии со статьей 5.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктов 15. 18, 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, Каюк Д.В. с учетом жалоб и имеющихся медицинских документов, материалов личного дела, был освидетельствован врачами-специалистами.
В случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, на амбулаторное или стационарное исследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач- специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
В октябре 2023 года Каюк Д.В. с учетом его жалоб (высыпания на коже волосистой части головы), по направлению военного комиссариата прошел дополнительное медицинское обследование в ГУЗ «Областной клинический кожновенерологический диспансер».
По результатам обследования медицинской комиссией установлен диагноз: <данные изъяты>.
При прохождении медицинского освидетельствования у других врачей- специалистов оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.
По результатам дополнительного медицинского обследования, совокупности имеющихся медицинских документов, после изучения материалов личного дела, состояния здоровья и имеющихся жалоб Каюк Д.В., врачами-специалистами призывной комиссии установлена категория годности Б-4 (годен к незначительными ограничениями).
Суд учитывает также то обстоятельство, что при несогласии с результатами медицинского освидетельствования заявитель имел право и на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе". Указанным правом заявитель не воспользовался.
Каюк Д.В. по собственному усмотрению не воспользовался правом на прохождение контрольного медицинского освидетельствования, а также на проведение независимой военно-врачебной экспертизы
Поскольку все необходимые мероприятия, в том числе истребование медико-социальных сведений на призывника, проведение необходимых клинико-инструментальных исследований, призывной комиссией осуществлены; решение принято на основании медицинской документации и заключения медицинской комиссии, которое не опровергнуто; все представленные Каюк Д.В. медицинские документы были приобщены к личному делу призывника и учтены суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Кроме того, в отношении административного истца решение призывной комиссии о предоставлении отсрочки в связи с обучением (подпункт "а" пункта 2 статьи 24 Закона №53-ФЗ как обучающийся по очной форме обучения) не принималось, как не принималось и решение о призыве данного лица.
В настоящее время (на дату вынесения решения суда) права административного истца не нарушены, а в последующем, он не лишен права на судебную защиту.
Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Каюк Даниилы Витальевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», призывной комиссии Ульяновской области о признании решения незаконным – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок принятия решения в окончательной форме 22.02.2024
Судья И.А. Сизов