Судья Соболева О.О. Дело № 33а-26804/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Найденовой Л.А.,
при секретаре Нечиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2017 года апелляционную жалобу Филатовой <данные изъяты> на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 августа 2017 года по делу по административному иску Филатовой <данные изъяты> к избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об отмене решения избирательной комиссии от 3 августа 2017 года <данные изъяты> о регистрации Ховрачева <данные изъяты> кандидатом на должность главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, назначенных на 10 сентября 2017 года,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения явившихся лиц,
заключение прокурора Ищенко Е.И.,
установила:
Зарегистрированный кандидат на должность главы муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Филатова <данные изъяты>. 13 августа 2017 года (л.д. 20) обратилась в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об отмене решения административного ответчика от 3 августа 2017 года <данные изъяты> «О регистрации Ховрачева <данные изъяты> кандидатом на должность главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, назначенных на 10 сентября 2017 года» (л.д. 3-5).
В обоснование заявленных требований Филатова <данные изъяты>. сослалась на то, что среди документов, представленных Ховрачевым <данные изъяты> в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, отсутствуют копии документов, подтверждающих сведения об основном месте работы и занимаемой должности, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, а сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах представлены не в полном объеме.
Так, в заявлении о согласии баллотироваться на выборную должность Ховрачев <данные изъяты>. указал в качестве своего основного места работы и занимаемой должности - городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, глава городского поселения, тогда как справку представил о том, что работает в администрации городского поселения Скоропусковский на должности главы администрации.
В сведениях о доходах, представленных в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, отсутствуют сведения об автомобиле марки HUNDAI, которым пользуется Ховрачев <данные изъяты>., и сведения о жилом доме площадью 91,8 кв. м.
Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области приняла решение о регистрации Ховрачева <данные изъяты>. кандидатом на должность главы городского поселения Скоропусковский в нарушение подпунктов «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Оспариваемое решение нарушает права Филатовой <данные изъяты> на равное участие в выборах, поскольку ставит Ховрачева <данные изъяты> в привилегированное положение ввиду допуска к участию в выборах вопреки требованиям закона.
В судебном заседании административный истец Филатова <данные изъяты> поддержала заявленные требования с учетом дополнительных письменных пояснений (л.д. 73-75).
Представитель административного ответчика – избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Перепечина <данные изъяты> административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 32-33). Заинтересованное лицо Ховрачев <данные изъяты> и его представитель по доверенности Бирюков <данные изъяты> поддержали доводы письменных возражений на административное исковое заявление Филатовой <данные изъяты> (л.д. 76-77).
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Филатовой <данные изъяты>. отказано.
В апелляционной жалобе Филатова <данные изъяты> просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Ховрачев <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав объяснения Филатовой <данные изъяты> представителя избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области – Перепечиной <данные изъяты> представителей Ховрачева <данные изъяты> – Бирюкова <данные изъяты> Кривошапкина <данные изъяты> заключение прокурора Ищенко <данные изъяты> полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 15 июня 2017 года <данные изъяты>, опубликованным в муниципальном печатном издании «Скоропусковский Вестник» за июнь 2017 года <данные изъяты> на 10 сентября 2017 года назначены выборы главы муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (л.д. 34).
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 4 августа 2017 года <данные изъяты> Филатова <данные изъяты> зарегистрирована кандидатом на должность главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по единому избирательному округу (л.д. 35-36).
Решением той же избирательной комиссии от 3 августа 2017 года <данные изъяты> кандидатом на указанную должность также зарегистрирован Ховрачев <данные изъяты>. (л.д. 37).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрены основания к отказу в регистрации кандидата, среди которых:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Подпунктом «б» пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что на день принятия оспариваемого решения Ховрачев <данные изъяты> являлся действующим главой городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, избранным по итогам голосования на выборах в 2012 году.
В своем заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Ховрачев <данные изъяты> указал в качестве основного места работы или службы и занимаемой должности – городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, глава городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (л.д. 8, 41).
19 июля 2017 года Ховрачевым <данные изъяты>. в избирательную комиссию была представлена справка от 10 июля 2017 года <данные изъяты>, согласно которой он работает по основному месту работы в администрации городского поселения Скоропусковский в должности главы администрации с 24 октября 2012 года по настоящее время (л.д. 49).
20 июля 2017 года в избирательную комиссию от кандидата Ховрачева <данные изъяты>. поступили сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банке, ценных бумагах (л.д. 39, 52).
В силу статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 32 Устава муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области глава городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области является высшим должностным лицом городского поселения, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 33 Устава администрация городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения поселения, а также по реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Администрацией городского поселения руководит глава городского поселения на принципах единоначалия. Глава городского поселения выполняет функции главы администрации.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм муниципального правового акта в совокупности с требованиями федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что несоответствие указанного в заявлении о согласии баллотироваться наименования основного места работы и занимаемой должности сведениям, отраженным в справке с основного места работы, не могло служить основанием к отказу в регистрации Ховрачева <данные изъяты> кандидатом на должность главы городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, поскольку обе должности в соответствии с Уставом поселения на принципах единоначалия занимает одно и то же лицо – Ховрачев <данные изъяты>.; указанная неточность в сведениях не влияет на восприятие избирателями сведений о Ховрачеве <данные изъяты>. как кандидате на выборную должность.
Отклоняя доводы административного истца о неполноте представленных кандидатом Ховрачевым <данные изъяты> сведений об имуществе кандидата, суд, правомерно руководствовался положениями части 5 статьи 23 Закона Московской области от 4 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», согласно которым кандидатом подаются сведения о размере и об источниках его доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Согласно карточке учета транспортных средств, представленной в суд отделом ГИБДД Сергиево-Посадского УМВД (л.д. 70), за Ховрачевым <данные изъяты>. на праве собственности зарегистрировано транспортное средство ЯМАХА <данные изъяты>, государственный регистрационных знак <данные изъяты>, что отражено кандидатом в сведениях (л.д. 52).
Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что Ховрачев <данные изъяты>. владеет на праве собственности 9/15 долями жилого дома общей площадью 138,7 кв. м по адресу: <данные изъяты> (л.д. 58), что им и было указано в справке, заполненной по форме, установленной в приложении 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.
Таким образом, доводы административного истца не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Филатовой <данные изъяты> требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Филатовой <данные изъяты> аналогичны доводам, приводившимся в обоснование административного искового заявления, не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филатовой <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: