Дело № 2-55/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 21 января 2014 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием заявителя ФИО1,
заинтересованного лица - представителя администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО3,
заинтересованного лица - представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края об обжаловании действий об отказе на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в отказе на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В обосновании своих требований указал, что имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с существующим видом разрешенного использования: для содержания части жилого дома. 14 октября 2013 года он обратился в отдел по земельным отношениям, имуществу и градостроительству администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка - «для содержания части жилого дома» на другой вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства». Однако получил отказ в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования невозможно по причине нахождения земельного участка в охранной зоне метеорологической станции.
Считает, данное решение незаконным, так как существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано, охранная зона фактически отсутствует, также отсутствует в правилах землепользования и застройки <адрес>, каких-либо публичных слушаний с целью установления охранной зоны в радиусе 200 метров от гидрометеостанции не проводилось, хотя все участки находящиеся вблизи этой гидрометеостанции находятся в частном владении. В случае установления охранной зоны на чужих участках должен быть документ на право ограниченного пользования участками, находящимися в частной собственности. Охранная зона гидрометеостанции не обозначена на местности условно - запрещающими знаками, об охранной зоне не внесены записи в земельную кадастровую книгу. Из заключения администрации следует, что он должен обратиться в ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», что является по его мнению дискриминацией, так как на строительство других объектов никаких разрешений не требовалось. В законодательстве нет четкого определения понятия «хозяйственная деятельность», так же не указано, что строительство относится к хозяйственной деятельности, поэтому считает что оно разрешено.
В этой связи просит признать незаконными действия администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в отказе на изменение вида разрешенного использования земельного участка «для содержания части жилого дома» на другой вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В судебном заседании заявитель ФИО1 на требованиях настаивал, по существу изложив доводы, содержащиеся в заявлении, дополнив, что земельный участок принадлежит ему на праве собственности с 07 октября 2013 года на основании договора дарения от 23 сентября 2013 года. Обременений прав на участок не зарегистрировано, о чем имеется запись в свидетельстве о государственной регистрации права. В генеральном плане на момент его обращения в администрацию отсутствовала охранная зона, также об этом отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости. Охранная зона была обозначена в генеральном плане поселения лишь после его обращения с заявлением. Земельный участок был сформирован 07 октября 2013 года путем раздела ранее существовавшего земельного участка, принадлежавшего его матери и был подарен ему. На указанном земельном участке он планировал строительство дома, однако ни на момент обращения в администрацию <данные изъяты> городского поселения, ни на сегодняшний день разрешения на строительство он не получал. На данный момент на земельном участке расположен гараж, для постройки погреба сделан фундамент. Земельный участок расположен в зоне жилой застройки, поэтому считает заключение администрации <данные изъяты> городского поселения от 11 ноября 2013 года №8 об отказе в изменении вида разрешенного использования незаконным.
Заинтересованное лицо - представитель администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3 в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, указав, что 14 октября 2013 года заявитель обратился в администрацию поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В удовлетворении заявления было отказано, о чем имеется заключение от 11 ноября 2013 года №8, в котором указано о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по причине его нахождения в охранной зоне метеорологической станции. В данном заключении заявителю было рекомендовано обратиться для получения соответствующего согласования в ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», чего им не было сделано. Охранная зона для ограничения хозяйственной деятельности в 200 метров по периметру участка метеостанции была установлена постановлением Октябрьского поссовета от 11 октября 2001 года во исполнение Постановления Правительства РФ № 972 от 27 августа 1999 года, однако сведения об охранной зоне не были внесены в государственный кадастр недвижимости. Летом 2013 года в адрес администрации поступило заявление от начальника метеостанции о строительстве жилого дома в охранной зоне метеорологической станции, имеется протокол рабочей группы по выявлению и пресечению самовольного строительства, которым 14 октября 2013 года ФИО1 было запрещено строительство без соответствующего разрешения и рекомендовано обратиться для получения соответствующего согласования в Пермский ЦПГиМОС. В настоящее время в генеральном плане <данные изъяты> городского поселения, обнародованном 18 декабря 2013 года имеется обозначение охранной зоны метеостанции, в обязанности поселения не входит установка каких-либо запрещающих знаков. Считают, что ФИО1 законно и обоснованно отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку возведение ФИО1 зданий и сооружений на участке в последующем может оказать существенное влияние на точность измерений, получаемых метеостанцией.
Заинтересованное лицо - представитель ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4, в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что метеостанция по указанному адресу: <адрес> располагается с 1972 года, земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование постановлением администрации Октябрьского поссовета №782 от 11 октября 2001 года, поставлен на кадастровый учет, право бессрочного пользования зарегистрировано в регистрационной службе. Этим же постановлением поссовета была установлена охранная зона на ограничение хозяйственной деятельности. На указанном земельном участке располагается метеоплощадка, где установлены измерительные приборы наблюдения за окружающей средой. Летом 2013 года на соседнем земельном участке, принадлежащем заявителю, началось строительство жилого дома, был возведен фундамент. Поскольку строительство жилого дома в непосредственной близости от метеоплощадки (примерно 20 метров) будет оказывать влияние на точность измерений, ФГБУ обратилось с заявлением в администрацию <данные изъяты> городского поселения о принятии мер по запрету строительства ФИО1 У заявителя уже установлен фундамент дома на участке. Полагает, что администрацией обоснованно отказано в переводе вида разрешенного использования земельного участка, так как перевод земельного участка повлечет за собой строительство дома и в дальнейшем приведет к искажению информации измерительных приборов об окружающей среде.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
19 июля 1998 года был принят Федеральный закон №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», который к числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относит глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе").
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе").
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (п. п. 3 и 6 Положения).
Исходя из буквального толкования данных положений, возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений…
Решением Думы <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 25 марта 2010 года №156 были утверждены Правила землепользования и застройки поселка <данные изъяты> городского поселения (л.д.28).
Указанными Правилами <адрес> отнесена к зоне Ж-3 «Зона малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками», к основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены отдельно стоящие и блокированные жилые дома на одну семью в 1-2 этажа с приквартирными земельными участками. К вспомогательным видам разрешенного использования отнесены: дворовые постройки; сады, огороды, палисадники; индивидуальные гаражи и т.д.Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства производится на основании градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами. Правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обладают: собственники земельных участков, являющиеся одновременно собственниками расположенных на этих участках объектов капитального строительства; собственники объектов капитального строительства, владеющие земельными участками на праве аренды;
лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой согласно договору аренды составляет не менее пяти лет (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного вида целевого использования из состава земель общего пользования); лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой составляет менее пяти лет, но при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного вида целевого использования из состава земель общего пользования); лица, владеющие объектами капитального строительства, их частями на праве аренды при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования объектов недвижимости; собственники квартир в многоквартирных домах в случаях и порядке, определенных статьями 23, 24 настоящих Правил.
Изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется при условии:
1) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешения на условно разрешенный вид использования в порядке, определенном статьей 22 настоящей главы – в случаях, когда испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенным;
2) выполнения технических регламентов – в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство;
3) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, от администрации поселения заключения о том, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 октября 2013 года, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для содержания части жилого дома, общей площадью 950 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Основанием регистрации права указан договор дарения земельного участка от 23 сентября 2013 года, существующих ограничений (обременений) не зарегистрировано (л.д.10).
Согласно кадастровой выписке, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на учет 26 июля 2013 года, расположен на землях населенных пунктов по <адрес>, разрешенное использование – для содержания части жилого дома, принадлежит на праве собственности ФИО1 (л.д.126-130).
На основании постановления администрации <адрес> 11 октября 2001 года №782 Пермскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в постоянное пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1251,9 кв.м., оценочная зона – Селитебная 1, расположенный в <адрес>, предназначенный для размещения метеорологической станции. Этим же постановлением постановлено создать охранную зону для ограничения на хозяйственную деятельность 200 метров по периметру участка (л.д.11).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 февраля 2002 года Государственному учреждению «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером № для размещения метеорологической станции, общей площадью 1251,9 кв.м., расположенный по <адрес> (л.д.38).
Согласно кадастровой выписке, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на учет 24 октября 2002 года, расположен на землях населенных пунктов по <адрес>, предназначен для размещения метеорологической станции, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (л.д.131-135).
На л.д. 37 имеется заявление начальника Октябрьской метеостанции ФИО4 от 25 июня 2013 года в администрацию <данные изъяты> городского поселения о рассмотрении вопроса о строительстве жилого дома ФИО1 в охранной зоне метеорологической станции, что приведет к застройке метеорологической площадки и невозможности проводить наблюдение за погодой (л.д.37).
На л.д. 39 имеется письмо Департамента Росгидромета по Приволжскому федеральному округу главе администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о принятии мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства, прекращению строительства в охранной зоне метеорологической станции Октябрьский без согласования с учреждениями Росгидромета.
На л.д. 22 имеется заявление ФИО1 от 14 октября 2013 года в адрес главы администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края с просьбой изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> с - «для содержания части жилого дома» на другой вид - «для индивидуального жилищного строительства».
Из протокола от 14 октября 2013 года №1 заседания рабочей группы администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории <данные изъяты> городского поселения следует, что предметом обсуждения рабочей группы явилось самовольное строительство на земельном участке по <адрес>2 <адрес> и принадлежащего ФИО1 Рабочая группа на месте приняла решение: запретить вести строительство в охранной зоне метеорологической площадки без соответствующего разрешения администрации <данные изъяты> городского поселения и соответствующего согласования с Пермским ЦПГиМОС; ФИО1 рекомендовано письменно обратиться в Пермский ЦПГиМОС для получения соответствующего согласования на строительство (л.д.40-43).
Факт расположения земельного участка ФИО1 в непосредственной близости с земельным участком, на котором расположена метеоплощадка, подтверждается масштабным кадастровым планом территории и кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном между спорными участками (л.д.,123,136).
Согласно заключения администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 11 ноября 2013 года №8 изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с существующим видом разрешенного использования «для содержания части жилого дома» на другой основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» невозможно по причине нахождения земельного участка в охранной зоне метеорологической станции, так как возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Заявителю рекомендовано: в виду нахождения земельного участка в охранной зоне метеорологической площадки обратиться в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» для получения соответствующего согласования по определению возможной (допустимой) хозяйственной деятельности в установленной охранной зоне (л.д.5-9, 23-27).
Из содержания данного заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 расположен в зоне малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками, при этом земельный участок ФИО1 расположен в 8 метрах (взято среднее расстояние, так как границы земельных участков не параллельны) от границы земельного участка с кадастровым номером №, предоставленный Пермскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В генеральном плане <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Думы <данные изъяты> городского поселения от 18 декабря 2013 года линией в виде окружности обозначена охранная зона метеоплощадки (л.д.31-32).
Как следует из пояснений ФИО1 и изученных письменных доказательств, заявителем путем подачи заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка преследуется конечная цель в виде строительства жилого жома на принадлежащем ему земельном участке по <адрес>. Об этом же свидетельствует факт ведения строительных работ по возведению на земельном участке фундамента, что подтверждается объяснениями представителя заинтересованного лица ФИО4, материалами дела и не оспаривается самим заявителем. При этом, ФИО1 не были получены технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения планируемых к строительству объектов капитального строительства, разрешение на строительство жилого дома, что ФИО1 признал в судебном заседании.
Вместе с тем, земельный участок, предоставленный метеостанции, был поставлен на кадастровый учет 24 октября 2002 года, является ранее учтенным и предоставлен на основании постановления <данные изъяты> поссовета №782 от 11 октября 2001 года, этим же постановлением была установлена охранная зона ограничения хозяйственной деятельности в 200 метров. Указанное постановление вынесено уполномоченным на то органом, является действующим, никем не оспорено и не отменено. В то же время земельный участок ФИО1 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 26 июля 2013 года с разрешенным использованием «для содержания части жилого дома», то есть в период действия постановления от 11 октября 2001 года.
Судом также установлено, что земельный участок располагается в непосредственной близости с метеоплощадкой (от 5.88 м. до 11.22 м. согласно КПТ), что противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего деятельность стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, и нарушает требование об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне.
В этой связи необоснованны доводы ФИО1 о фактическом отсутствии охранной зоны как на местности так и в документах, а также необходимости проведения публичных слушаний, поскольку как указано выше, охранная зона была установлена постановлением Октябрьского поссовета от 11 октября 2001 года, отсутствие сведений об указанной охранной зоне в государственном кадастре недвижимости свидетельствует не об ее отсутствии, а о бездействии уполномоченных на то органов по внесению указанных сведений в ГКН. Указанное обстоятельство было устранено путем внесения сведений об охранной зоне метеорологической станции при утверждении Генерального плана <адрес> от 18 декабря 2013 года.
Также суд считает несостоятельными доводы заявителя в части ограничения его прав собственности на земельный участок, поскольку в том виде, в каком им был приобретен земельный участок, а именно для содержания части жилого дома, права ФИО1 нарушены быть не могут.
Несмотря на отсутствие в законодательстве понятия ограничения хозяйственной деятельности, возведение жилого дома на земельном участке заявителя само по себе предполагает приобретение и хранение строительных материалов, возведение конструкций, стен здания, что безусловно будет оказывать влияние на точность измерений метеостанции, что в свою очередь создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.
В связи с изложенным, в удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199,258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка - отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Октябрьском районном суде Пермского края 27 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 27 января 2014 года.
Председательствующий: Э.Р. Таипов