Дело № 2а-427/20
УИД 76RS0014-01-2019-004400-19
Изготовлено 04 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 22 января 2020 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента финансов мэрии г.Ярославля к ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по ЯО, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по ЯО Балакину А.В. об оспаривании решений,
у с т а н о в и л:
Департамент финансов мэрии г. Ярославля обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с административным исковым заявлением, с учетом заявленных уточнений, к ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакину А.В. о признании незаконными постановлений от 14.11.2019 года и от 18.11.2019 года об отказе в признании жалоб обоснованными, вынесенных заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля Гангеевой М.В., а также постановлений об обращения взыскания на право требования, вынесенных судебным приставом – исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакиным А.В., от 14.10.2019 года, 28.10.2019 года, 05.11.2019 года.
В обоснование заявленных административных исковых требований указали, что Нагибиной А.В. 03.10.2019 в Департамент финансов мэрии города Ярославля предъявлен к исполнению исполнительный документ № по делу №3а-181/2019, выданный Ярославским областным судом 03.07.2019 года, о взыскании денежных средств в размере 45000 рублей с Департамента финансов мэрии города Ярославля, подлежащий исполнению в соответствии с бюджетным законодательством не позднее 03.01.2020 года. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакиным А.В. вынесены следующие постановления об обращении взыскания на право требования денежных средств с должника Нагибиной А.В., перечисляемые департаментом финансов мэрии города Ярославля по исполнительному документу, указанному выше: от 14.10.2019 на сумму 7 967,80 рублей, от 28.10.2019 на сумму 7 967,80 рублей, от 05.11.2019 на сумму 21 728,59 рублей. Учитывая нормы статей 121 и 122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регламентирующих порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в порядке подчиненности, Департаментом финансов мэрии города Ярославля на постановления от 14.10.2019 года и 05.11.2019 года были направлены жалобы на имя начальника ОСП по Кировскому и Ленинскому районам УФССП России по Ярославской области - старшего судебного пристава ФИО11 зарегистрированные в Департаменте финансов мэрии города Ярославля от 29.10.2019 № 10-08/3113 от 15.11.2019 года № 10-08/3297. Вместе с тем на электронный адрес департамента финансов мэрии г. Ярославля 19 ноября 2019 года направлены постановления от 14.11.2019 и от 18.11.2019 об отказе в признании жалоб, поданных в порядке подчиненности обоснованными, за подписью заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля УФССП России по ЯО Гангеевой М.В. Департамент финансов мэрии г.Ярославля считает постановления от 14.11.2019 года и от 18.11.2019 года об отказе в признании жалоб, вынесенные заместителем начальника отдела -заместителя старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля Гангеевой М.В., незаконными, по следующим основаниям. Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных отдельными статьями кодекса. Пунктом 2 данной статьи также регламентировано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производятся только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной главой средства, подлежащие перечислению взыскателю на основании исполнительного документа, могут быть перечислены только по реквизитам банковского счета взыскателя, указанным взыскателем в заявлении, прилагаемом к исполнительному документу и только ему, а не третьему лицу. В связи с чем, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный Бюджетным кодексом РФ, не предусматривает случаев их исполнения на расчетные счета, открытые иным лицам, в том числе службе судебных приставов. В связи с чем, у департамента финансов мэрии города Ярославля отсутствуют правовые основания для перечисления из бюджета города Ярославля сумм, подлежащих выплате Нагибиной А.В. по исполнительному документу №, на расчетный счет, открытый ОСП по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Гангеева М.В., Романов А.В., ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль».
В судебном заседании представители административного истца Департамента финансов мэрии г.Ярославля по доверенностям Климов Б.С., Сурков С.А. доводы административного иска поддержали в полном объеме.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по ЯО Балакин А.В., заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Гангеева М.В., заинтересованное лицо Романов А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали, пояснили, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакиным А.В. постановления вынесены в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».
Иные лица, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО в отношении Нагибиной А.В. возбуждены исполнительные производства №№ (сумма взыскания 7391,33 рублей, взыскатель ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»), № (сумма взыскания 6369,46 рублей, взыскатель Романов А.В.), № (сумма взыскания 6967,80 рублей, взыскатель Романов А.В.).
Нагибиной А.В. 03.10.2019 года в Департамент финансов мэрии г.Ярославля предъявлен к исполнению исполнительный документ № по делу №3а-181/2019, выданный Ярославским областным судом 03.07.2019 года, о взыскании денежных средств в размере 45000 рублей с Департамента финансов мэрии города Ярославля.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакиным А.В. вынесены постановления об обращении взыскания на право требования от 14.09.2019 года, 28.10.2019 года, 05.11.2019 года, согласно которых обращено взыскание на денежные средства Нагибиной А.В., перечисляемые Департаментом финансов мэрии г.Ярославля на основании исполнительного документа Исполнительный лист № по делу №3а-181/2019.
Вышеуказанные постановления Департаментом финансов мэрии г.Ярославля исполнены не были, 18.12.2019 года денежные средства переведены на счет, указанный Нагибиной А.В.
Департаментом финансов мэрии г.Ярославля постановления Судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакина А.В. от 14.10.2019 года, 05.11.2019 года были обжалованы в порядке подчиненности.
14.11.2019 года,18.11.2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Гангеевой М.В. вынесены постановления об отказе в признании вышеуказанных жалоб Департамента финансов мэрии г.Ярославля обоснованными.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Законом о судебных приставах и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок обращения взыскания на имущество должника.
Согласно ст.75 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе: 1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее - дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (далее - дебиторская задолженность); 2) право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу; 3) право на аренду недвижимого имущества; 4) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации на них не может быть обращено взыскание; 5) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации; 6) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; 7) иные принадлежащие должнику имущественные права.
Таким образом, возможность обращения взыскания на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе, на право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу, закреплена законодательно.
В соответствии с п.2.1 ст.75 ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.
При этом, согласно п. 3 ст. 76 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание на дебиторскую задолженность не обращается в случаях, когда: 1) срок исковой давности для ее взыскания истек; 2) дебитор находится в иностранном государстве, с которым Российской Федерацией не заключен договор о правовой помощи; 3) дебитор находится в процессе ликвидации; 4) дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из единого государственного реестра юридических лиц; 5) в отношении дебитора введена процедура банкротства.
Перечень случаев, сформулированный в указанной норме закона, является исчерпывающим, иные случаи, исключающие обращения взыскания на право требования должника (дебиторскую задолженность), в том числе, связанные с бюджетными ограничениями, в законе не предусмотрены.
Доводы административного истца о нарушении бюджетного законодательства судом признаются необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
В п. 2 ст. 239 БК РФ установлено общее правило, согласно которому обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 239 БК РФ отсылает к порядку обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов, установленному в гл. 24.1 настоящего Кодекса.
Между тем, оспариваемыми постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакина А.В. не предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов. Взыскание обращается не на средства бюджетов, а на имущественные права должника, разновидностью которых является право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу.
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ «Об исполнительном производстве» со дня получения дебитором постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на дебиторскую задолженность исполнение дебитором соответствующего обязательства осуществляется путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов. Такое исполнение обязательства дебитором считается исполнением надлежащему кредитору. Права дебитора по отношению к должнику при этом не изменяются.
Таким образом, оспариваемые постановления ограничений на обращение средств бюджетов, установленных в Бюджетном кодексе, не нарушают, соответствует приведенным выше положениям ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющим порядок обращения взыскания на право требования должника в исполнительном производстве к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед иными кредиторами.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления от 14.11.2019 года и от 18.11.2019 года об отказе в признании жалоб обоснованными, вынесенные заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля Гангеевой М.В., а также постановления об обращения взыскания на право требования, вынесенные судебным приставом –исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Балакиным А.В. от 14.10.2019 года, 28.10.2019 года, 05.11.2019 года, вынесены в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве», в пределах установленных законом полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Департамента финансов мэрии г.Ярославля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Е.С. Логвинова