Дело № 5-508/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2019 года Санкт - Петербург
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М., рассмотрев в порядке ст. ст. 29.1 - 29.4 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, в отношении
ООО «МКК «Метрофинанс», ИНН 7810671063, юридический адрес: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, в отношении ООО «МКК «Метрофинанс».
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что материал об административном правонарушении подлежит возвращению в орган, составивший протокол об административном правонарушении ввиду наличия недостатков, препятствующих рассмотрению материала, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола).
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
В представленном протоколе об административном правонарушении от 15.10.2019 №-АП не установлено место совершения вменяемого ООО «МКК «Метрофинанс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, при этом в протоколе имеется лишь ссылка на юридический адрес ООО «МКК «Метрофинанс», что свидетельствует о неустановлении в ходе производства по делу всех признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Поскольку суд не является органом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, то он не вправе самостоятельно корректировать исходные данные, указанные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и указывать иные, чем в протоколе об административном правонарушении обстоятельства инкриминируемого противоправного деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, эти обстоятельства подлежат установлению административным органом в ходе производства по делу, в частности, проведения административного расследования.
Однако административный орган не использовал свое право на собирание доказательств, а также применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушение для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем не было установлено место совершения административного правонарушения.
В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Из материалов дела следует, что 22.03.2019 в УФССП России по Московской области из Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России поступили материалы проверки по обращению ФИО2 от 10.02.2019.
Иные обращения ФИО2 в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, в деле имеется ответ на запрос ООО «МКК «Метрофинанс» от 05.02.2019, адресованный в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по обращению ФИО2, поступивший в ООО «МКК «Метрофинанс» 25.01.2019.
Определение о проведении административного расследования должностными лицами УФССП России по Московской области не выносилось, какие-либо запросы в адрес ООО «МКК «Метрофинанс» не направлялись.
Протокол об административном правонарушении составлен лишь 15.10.2019.
Суд полагает, что должностному лицу, в ходе производства по данному делу, надлежало истребовать все необходимые для рассмотрения дела сведения и установить место совершения вменяемого ООО «МКК «Метрофинанс» административного правонарушения, которое, как следует из протокола, выразилось в конкретных действиях сотрудников ООО «МКК «Метрофинанс», направленных на возврат просроченной задолженности, а не в бездействии юридического лица.
При этом, из представленных ООО «МКК «Метрофинанс» сведений следует, что телефонные переговоры осуществлялись сотрудниками ООО «МКК «Метрофинанс» из Санкт-Петербурга, без указания конкретного адреса.
Указанные недостатки, а именно отсутствие в протоколе сведений о месте совершения вменяемого административного правонарушения, по мнению суда, являются существенными, препятствуют определению места рассмотрения дела, а также его рассмотрению по существу.
Таким образом, суд считает, что протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении ООО «МКК «Метрофинанс» подлежат возвращению в УФССП России по Рязанской области для устранения указанных недостатков.
При этом из содержания ч. 1 ст. 25.1, ч. ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их взаимосвязи усматривается, что устранение выявленных недостатков в протоколе производится в том же порядке, что и составление протокола, должны быть в полной мере соблюдены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.1, ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░ ░░ 15.10.2019 №-░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 14.57 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░