Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-982/2021 ~ М-3705/2020 от 25.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                               «27» апреля 2021 года

                                                                                                                  № 2-982/2021

                                                                             УИД 72RS0021-01-2020-004873-91

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи    Губской Н.В.,

при секретаре Пугиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 66), к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в собственность за плату. Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1490 кв.м. Выполнив все условия договора аренды, истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату под существующий жилой дом, однако, Департаментом имущественных отношений Тюменской области было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем мотивам, что указанный земельный участок пересекает границы земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее МТУ Росимущества по Тюменской области), Департамент лесного комплекса Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.

     Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

    Представитель истца Кузьмина Т.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65), в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении. Полагала, что сведения Единого государственного реестра недвижимости имеют приоритетное значение для определения местоположения земельного участка.

    Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Александрова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявление (л.д. 38-41), в которых в удовлетворении иска просит отказать. Суду пояснила, что нахождение земельного участка на землях лесного фонда является единственным основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамента лесного комплекса Тюменской области, МТУ Росимущества по Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Суд, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО6 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1490 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, названный земельный участок предоставлен в аренду сроком по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 9-10).

Согласно п. 1.3 договора участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.

В соответствии с условиями договора на участке в момент передачи его в аренду не имелось зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, являющихся собственностью арендодателя или третьих лиц, в интересах которых установлены границы сервитутов, обременяющие права арендатора по использованию участка.

Сформированный земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый номер , границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 29-32).

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО7 заключен договор переуступки аренды спорного земельного участка (л.д. 11).

Также материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО1 заключен договор переуступки аренды спорного земельного участка (л.д. 12). При этом, договор зарегистрирован в установленном законом порядке в регистрирующем органе - Управлении Росреестра по Тюменской области.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Как установлено судом, на вышеуказанном земельном участке истцом построен индивидуальный жилой дом, с ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 174,4 кв.м., с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 67-69) и не оспаривается ответчиком.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса РФ.

В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    Как усматривается из материалов дела, истец ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока договора аренды земельного участка, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.

В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком было установлено, что согласно материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером . В обоснование отказа указано, что в соответствии с частью 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. В силу ст.ст. 5, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 №411 «О порядке распределения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент имущественных отношений не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам (л.д. 8).

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3 ст. 1 названного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Судом установлено, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 (л.д. 86-98).

     Таким образом, кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес> осуществлен и границы земельного участка установлены до заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категории в ЕГРН не имеется, земельный участок не выбывал из правообладания арендодателя, используется арендатором по назначению.

В силу ч. 15 ст. 34, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).

Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Таким образом, границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенным в ЕГРН в силу прямого указания закона.

Между тем, суду не представлено доказательств того, что сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , информация о котором была предоставлена Департаментом лесного комплекса Тюменской области (л.д. 110), внесены в ЕГРН по результатам проведения кадастровых работ (межевания), доказательств, подтверждающих пересечение его границ с границами спорного земельного участка, также суду не представлено.

В соответствии с указанными нормами права, а также представленными доказательствами суд приходит к выводу, что спорный земельный участок используется истцом по назначению, на нем истцом возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, обстоятельств, исключающих возможность его предоставления за плату, судом не установлено.

В связи с чем, суд считает, что истец вправе приобрести земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен индивидуальный жилой дом, права на который зарегистрированы за истцом в установленном законом порядке, в собственность за плату без проведения торгов.

Довод ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, суд признает несостоятельным, поскольку данный довод надлежащими доказательствами не подтвержден.

Кроме того, судом, при рассмотрении настоящего гражданского дела, учитываются положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

    Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей статьи применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (ч. 3 ст. 14 указанного Закона).

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

Так, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером , с которым он поставлен на государственный кадастровый учет, определено как строительство индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, данный земельный участок, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относится к категории земель – земли населенных пунктов. Участок включен в границы муниципального образования.

Для указанных целей земельный участок и был предоставлен первоначальному арендатору Департаментом имущественных отношений Тюменской области, который на момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды обладал полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание нормативные положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что Департаментом имущественных отношений Тюменской области незаконно было отказано истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату по основаниям, указанным в информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 39, 55, 56, 67, 68, 71, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность.

Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений; для иного использования, с кадастровым номером , площадью 1490 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 года

Судья                         (подпись)                    Н.В. Губская

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья                                            Н.В. Губская

2-982/2021 ~ М-3705/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев Вячеслав Иванович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Другие
МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО, ЯНАО
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Департамент лесного комплекса Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Губская Наталья Владимировна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Подготовка дела (собеседование)
12.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее