Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Кангро А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-987/2023 по иску Бунтовой Е.А., Бунтовой М.М. к Администрации г.о. Сызрань о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Истцы Бунтова Е.А. и Бунтова М.М. обратились в суд к Администрации г.о. Сызрань с иском о признании права общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, площадью * * * кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по ? доли в праве за каждой, ссылаясь на то, что истцам на основании договора купли-продажи от <дата> и договора купли-продажи от <дата> на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью * * * кв.м. с кадастровым номером № ***, расположенный по вышеуказанному адресу.
Указанный земельный участок был приобретен для строительства индивидуального жилого дома.
В 2016 году истцами был получен градостроительный план и подготовлена проектная документация. <дата> было получено разрешение на строительство дома. В 2020 году подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, однако был получен отказ, с указанием на то, что разрешения на ввод в эксплуатацию на объект индивидуального жилищного строительства не требуется.
Далее истцы обратились в Росреестр по вопросу регистрации права собственности на указанный дом, было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права по следующим основаниям:
- не представлено уведомление об окончании строительства;
- земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (зона охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание реального училища, в котором учились в 1885-1893г.г. поэт ФИО6, писатель ФИО7, а в 1897-1898г.г. писатель ФИО8) в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
- нарушены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений сооружений», минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений сооружений от границ соответствующего земельного участка с остальных сторон составляет 3м, нарушен процент застройки земельного участка, который должен составлять 45%. В связи с чем, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Согласно техническому паспорту, общая площадь жилого дома составляет 633,5кв.м., жилой площади – 306,8кв.м. Дом состоит из трех этажей, что является допустимым согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Сызрань Самарской области. Указали, что спорный жилой дом имеет электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение. Согласно техническому паспорту, топографической съемке земельного участка процент застройки составляет 55%.
Согласно техническому заключению ООО «Стройпроект» индивидуальный жилой дом находится в работоспособном состоянии и соответствует действующим СНиП и СП, что обеспечивает общую устойчивость и безопасность строения, при соблюдении эксплуатационно-строительных, взрывных, взрывопожарных и пожарных требований в течение дальнейшей эксплуатации объекта. Работы по строительству жилого дома выполнены в соответствии с действующими требованиями СНиП и СП и не влияют на общую устойчивость и безопасность жилого дома и его дальнейшей эксплуатации.
Определением Сызранского городского суда от <дата> исковое заявление Бунтовой Е.А. и Бунтовой М.М. о признании права собственности на жилой дом по гражданскому делу № *** оставлено без рассмотрения.
<дата> определением Сызранского городского суда, отменено определение суда от <дата> по гражданскому делу № *** об оставлении искового заявления без рассмотрения.
В ходе судебного разбирательства истцы исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили, просили суд признать за Бунтовой Е.А. и Бунтовой М.М. право общей долевой собственности (по ? доле в праве каждой) на индивидуальный жилой дом, площадью * * *.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец – Бунтова Е.А. и ее представитель по доверенности ФИО9 не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили о рассмотрении без своего участия, исковые требования с учетом уточнений поддерживают в полном объеме.
В судебное заседание истец – Бунтова М.М. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО10 не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия, решение оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО11 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области по доверенности ФИО12 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила о рассмотрении дела без участия представителя Управления. Кроме того, указала, что Управлением рассмотрен «Акт государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, мелиоративных, и (или) хозяйственных работ по объекту «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: <адрес>» от <дата>, подготовленный экспертом ФИО13, приложения к Акту и обращение ООО НПЦ «Бифас», направленные письмом от <дата> № *** с просьбой подготовить заключение о возможности проведения земляных работ на указанном объекте, сообщает, что дан ответ от <дата> №УГООКН/7010, согласно которому с Актом объекты археологического наследия либо объекты, обладающие признаками археологического наследия, на земельном участке, отводимом под объект «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: <адрес>», отсутствуют, и возможно проведение земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ на вышеназванном земельном участке.
Вместе с тем, в соответствии с данными государственного учета культурного наследия Самарской области, в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка располагается объект культурного наследия регионального значения «Дом мещанки ФИО14», расположенный по адресу: <адрес> (граница территории объекта утверждена приказом Управления от <дата> № ***).
Согласно ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Также испрашиваемый земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Здание техникума, бывшего училища, в котором учились писатели НФИО21», расположенного по адресу: <адрес>, утвержденной приказами Министерства культуры Самарской области от <дата> № *** и от <дата> № ***. В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Здание техникума, бывшего училища, в котором учились писатели ФИО6, ФИО8, ФИО15», расположенного по адресу: <адрес>, установлены параметры предельной высоты зданий, строений и сооружений – * * * до конька кровли. Данное требование истцами не нарушено.
Испрашиваемый земельный участок расположен на территории исторического поселения регионального значения г.о. Сызрань, границы которого утверждены Постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***. Однако, разрешение на строительство было выдано до утверждения границ исторического поселения.
На основании изложенного, Управление полагает возможным оставить решение вопроса об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица - МБУ "Централизованная библиотечная система г.о. Сызрань" (Центральная детская библиотека им. ФИО16) в лице директора ФИО17 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия, против исковых требований не возражает.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Судом установлено, что истцам Бунтову В.В. и Бунтовой М.М. на основании договоров купли-продажи от <дата>, от <дата> принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве каждому) земельный участок площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное строительство жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №КУВИ-№ ***.
Установлено также, что на вышеуказанном земельном участке располагался жилой дом, площадью 39,5кв.м., кадастровый № ***, который был снят с кадастрового учета <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №КУВИ№ ***.
Из материалов гражданского дела следует, что <дата> Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань истцам было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью 560 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № ***, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до <дата>.
В 2020 году истцами было завершено строительство жилого дома, в связи с чем, подано заявление в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.
<дата> истцам отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, поскольку выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно градостроительному заключению КСиА Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-1 – Зона общественно-делового центра. Красная линия не нарушена. Красная линия установлена согласно опорного плана с планом красных линий в составе Генерального плана Сызрани 1982 года по сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне ц-1 со стороны, выходящей на улицу – по сложившейся линии застройки, с остальных сторон – 3м. Согласно представленной схеме расположения объекта в границах земельного участка: жилое строение расположено с нарушением нормированного расстояния с западной стороны земельного участка (фактически 2,5м.). Земельный участок частично находится в зоне ограничения прав на земельный участок (площадь 154кв.м.). Определить вид и состав обременения по представленной выписке не представляется возможным. Нарушена ст. 55 Правил землепользования и застройки г.о. Сызрань, утвержденных Решением Думы г.о. Сызрань от <дата> № ***.
<дата> при обращении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии МО по г. Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, истцам было выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №КУВД-№ ***/1, из которого следует, что согласно данных ФГИС ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № ***, на котором расположен заявленный к регистрации объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>, расположен в зоне с особыми условиями использования территории (Зона охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание реального училища, в котором учились в 1885-1893г.г. поэт ФИО6, писатель ФИО7, а в 1897-1898гг. писатель ФИО8», зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности).
Согласно техническому заключению от 2022г. ООО «Стройпроект» № С-005/04-2022-ТЗ, в результате обследования индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> установлено: здание находится в нормативном техническом состоянии; здание соответствует СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» п. 3.5 «Жилой дом одноквартирный отдельно стоящий: Дом состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в том числе сезонном, отпускном и т.п.). Безопасность жизни и здоровья людей обеспечена.
Согласно техническому паспорту на жилой дом от <дата>, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь жилого дома составляет * * *.м., жилая площадь дома – * * *.м., количество этажей – * * *
Согласно представленному стороной истца Градостроительному заключению КСиА Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне Ц-1 – зона общественно-делового цента. Красная линия не нарушена. Красная линия установлена согласно опорного плана с планом красных линий в составе Генерального плана <адрес> 1982 года по сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ц-1 со стороны выходящей на улицу – по сложившейся линии застройки, с остальных сторон – 3м. Нарушены противопожарные расстояния между жилым и нежилым строением, расположенным с северо-западной стороны земельного участка, между жилым домом и нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес>. Часть жилого дома и земельного участка расположена в зоне ограничения прав на земельный участок. Вид ограничения в выписке из ЕГРН не указан. Земельный участок полностью в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения зона регулирования застройки «Здание техникума, бывшего училища, в котором учились писатели ФИО6, ФИО8, ФИО7 (<адрес>). Приказ министерства культуры Самарской области от <дата> № *** «О внесении изменений в приказ министерства культуры Самарской области от <дата> № ***»Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Земельный участок полностью расположен на территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области. Нарушены ст. 54 Правил землепользования и застройки г.о. Сызрань, утвержденных Решением думы г.о. Сызрань от <дата> № *** (в редакции решения Думы г.о. Сызрань от <дата> № ***); п. 4.13 и п. 4.3. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты».
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно ч. 10.1 и ч. 10.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. (ч. 1).
Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 59 №73-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.04.2018 N 189 городской округ Сызрань включен в Перечень исторических поселений регионального значения, имеющих особое значение для истории и культуры Самарской области.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия; установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места; определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия; обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проводится Государственная историко-культурная экспертиза.
Согласно ст. 30 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Объектами историко-культурной экспертизы являются в том числе: выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр; земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
В силу ст. 36 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно техническому отчету ООО Научно-производственный центр «Бифас» «О результатах проведения археологического обследования земельного участка, отводимого под объект «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенном по адресу: <адрес>» от <дата>, в результате проведения археологического обследования вышеуказанного земельного участка, памятников археологии не выявлено.
Кроме того, Актом государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, мелиоративных, и (или) хозяйственных работ по объекту «Земельный участок с кадастровым номером № ***, по адресу: <адрес>» от <дата> установлено, что на земельном участке площадью 500+ 8кв.м., отведенном под объект «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенном по вышеуказанному адресу, объекты археологического наследия отсутствуют, объекты, обладающих признаками объекта археологического наследия, не обнаружены. В связи с чем, эксперт по проведению историко-культурной экспертизы сделал вывод о возможности (положительное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных, и (или) хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ по использованию лесов и иных работ на земельном участке, отведенном под объект «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от <дата>, Управление считает возможным проведение земляных, строительных, мелиоративных, и (или) хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ работ по использованию лесов и иных работ на земельном участке, отводимом под объект «Земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенном по адресу: <адрес>», при условии соблюдения вышеперечисленных требований Федерального закона №73-ФЗ и градостроительных регламентов, направленных на обеспечение сохранности объектов культурного наследия».
С учетом установленных по делу обстоятельств, норм действующего законодательства, учитывая, что строительство спорного жилого дома не нарушает права и интересы других лиц, выполнен на земельном участке, принадлежащем истцам на праве собственности, суд полагает за истцами следует признать право общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, площадью * * *.м., расположенный по адресу: <адрес> по ? доле в праве за каждым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Бунтовой Е.А., Бунтовой М.М., - удовлетворить.
Признать за Бунтовой Е.А., <дата> года рождения (* * *) право общей долевой собственности на ? долю в праве на индивидуальный жилой дом, общей площадью * * * кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Бунтовой М.М., <дата> года рождения (* * *) право общей долевой собственности на ? долю в праве на индивидуальный жилой дом, общей площадью * * * кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2023 года.
Судья: Сорокина О.А.