Дело № 2-836/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2018 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Розолинского А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розолинского А.В. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Розолинский А.В. обратился в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем просит обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец Розолинский А.В. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил суду, что какого-либо жилья в собственности или ином праве у него не имеется, вынужден проживать у своей родственницы (тети) в однокомнатной квартире.
Ответчик Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв о несогласии с заявленными требованиями, согласно которому истец состоит в соответствующих Списках под №63, денежные средства на приобретение жилых помещений из бюджета Республики Карелия не предоставляются, в специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» свободные жилые помещения отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв, согласно которому истец состоит в соответствующих Списках под №61, объем бюджетных ассигнований на осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» определен Законом Республики Карелия от 21.12.2017 №2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо Администрация Шуньгского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Розолинский А.В., 12.05.1996 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать, Розолинская Н.В. уклонялась от исполнения родительских обязанностей, впоследствии была лишена родительских прав решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 02.12.2011, место нахождение отца, Розолинского В.П., неизвестно, в связи с чем 12.03.2010 Розолинский А.В. был определен в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Медвежьегорский детский дом».
Жилое помещение по адресу <адрес>, закрепленное за Розолинским А.В. постановлением Администрации Шуньгского сельского поселения от 24.09.2010 №47, распоряжением Администрации Шуньгского сельского поселения от 18.08.2017 №17 признано непригодным для проживания, постановлением Администрации муниципального образования Медвежьегорский муниципальный район» от 11.12.2017 №779 установлен факт невозможности проживания Розолинского А.В. в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно выкопировке из приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 23.05.2016 №972, представленной Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» Розалинский А.В. состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Медвежьегорскому району, под №63.
Третьим лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия представлены сведения том, что Розалинский А.В. состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Медвежьегорскому району, под номером 61.
Расхождение между данными учета истца в соответствующих Списках суд полагает не имеющим правового значения для разрешения настоящего дела.
До настоящего времени истец жилым помещением в установленном порядке не обеспечен.
Сведения о наличии у Розалинского А.В. объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Исходя из изложенного, истец подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом суд учитывает, что в силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Розолинского А.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Розолинскому А.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2018 года