Дело № 2-183/21
18RS0023-01-2020-002375-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд УР в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.
с участием истца Шакирова Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакирова <данные изъяты> к Администрации г.Сарапула о признании права собственности,
установил:
Истец Шакиров Р.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Сарапула о признании права собственности. Заявленные требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка из государственных и муниципальных земель до разграничения государственной собственности на землю от 15.03.2017, истцу представлен в аренду земельный участок по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1458 кв.м. С 2018 года по 2019 года истец выстроил дом, наличие которого подтверждается техническим планом от 15.09.2019 года. Жилой дом состоит из двух этажей, имеет площадь 45,5 кв.м. До начала строительства жилого дома истец получил разрешение на строительство от 19.07.2018 года № 18-ru18305000-94и-2018. На обращение в Управление архитектуры и градостроительства г.Сарапула о выдаче уведомления об окончании строительств, истцом был получен отказ, поскольку объект индивидуального жилищного строительства не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, а именно размер отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства менее 3 метров.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать за ним право собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г.Сарапула не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.
В судебном заседании истец Шакиров Р.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела и другие доказательства представленные сторонами, пришел к следующим выводам.
Согласно выписки из ЕГРН от 13.08.2019 истцу Шакирову Р.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1485+/-14 кв.м., расположенный по адресу: УР, <данные изъяты>, на основании договора аренды земельного участка из государственных и муниципальных земель до разграничений государственной собственности на землю от 15.03.2017 г. Вид разрешенного использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство.
19 июля 2018 года Администрацией г.Сарапула истцу выдано разрешение на строительство № <данные изъяты>, согласно которому разрешено строительство объекта капитального строительства по адресу: <данные изъяты> 27.06.2018 выдан градостроительный план земельного участка <данные изъяты>.
Из технического плана здания по адресу: <данные изъяты> составленного по состоянию на 15 сентября 2019 года, следует, что на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом общей площадью 45,5 кв.м., 2019 года завершения строительства.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в техническом плане от 15 сентября 2019 года, объект выстроен в переделах границ земельного участка с кадастровым № <данные изъяты>. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из технического заключения ИП Меркешкиной О.Ю. № 989/2021 площадь земельного участка составляет 1485 кв.м., что соответствует предельным размерам земельных участков и предельным параметрам строительства (реконструкции), установленным Правилами землепользования и застройки (минимальный размер земельного участка 400 кв.м., максимальный размер земельного участка 2500 м.). Площадь застройки жилого дома соответствует максимальному проценту застройки не более 50%, предусмотренного Правилами землепользования и застройки. Минимальное расстояние от границ землевладений до строений, между строениями: от границ соседнего участка до основного строения - 3м. Обследуемый жилой дом по адресу: <данные изъяты> размещен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> со следующими отступами: от стены дома до границы соседнего земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, расстояние составляет 19 м.; от стены дома до границы соседнего земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> расстояние составляет 1,3 м.; от стены дома до дороги (<данные изъяты>) расстояние составляет 23 м. Жилой дом расположен вне зон с особыми условиями использования территории, что позволяет его использовать по заявленному назначению. Для жилого района <данные изъяты> красные линии не установлены, расположение жилого дома не нарушает красных линий. Таким образом, при размещении жилого дома незначительно нарушены градостроительные нормы только в части отступа до границы соседнего участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> Указанный земельный участок фактически не используется по назначению, на месте участка проходит дорога. Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. Исходя их вышеизложенного жилой дом по адресу: <данные изъяты> не создает угрозу жизни и здоровью граждан, расположение жилого дома не препятствует его использованию по заявленному назначению и не противоречит градостроительным нормам, не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, на рядом расположенные здания и сооружения. Жилой дом может безопасно эксплуатироваться без дополнительных ограничений, а также соответствует санитарным и противопожарным нормам. При возведении индивидуального жилого дома не были ущемлены права и интересы соседей и иных третьих лиц.
В силу пп. 1.1 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно уведомлению Администрации г.Сарапула от 30 октября 2019 года № 67 спорный объект не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности в части предельных параметров разрешенного строительства, а именно размер отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства менее 3 метров, согласно выданного разрешения на строительство от 19 июля 2018 года № <данные изъяты>.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Сарапул" (утв. решением Сарапульской городской Думы от 22.12.2011 N 3-174) для индивидуального жилищного строительства минимальное расстояние от границ соседнего земельного участка до основного строения должно составлять не менее 3 м, до хозяйственных и прочих строений – 1 м, до стен соседнего дома и хозпостроек – 6 м.
Из материалов дела следует, что расстояние от границ от стены дома до границы соседнего земельного участка составляет менее 3,00 м.
Таким образом, расстояние до границы земельного участка до жилого дома не соответствует установленным требованиям.
Вместе с тем, имеющиеся отклонения от указанных выше требований не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что следует из указанного выше технического заключения.
Из договора аренды земельного участка от 15.03.2017 следует, что срок аренды земельного участка установлен по 17 февраля 2020 года. Сведений о расторжении указанного договора аренды материалы дела не содержат. Из письма Администрации г.Сарапула следует, что 15 октября 2020 года истцом получено уведомление Администрации г.Сарапула о прекращении договора. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что индивидуальный жилой дом возведен истцом в период действия договора аренды земельного участка. Истечение срока действия договора аренды земельного участка на дату вынесения решения не может ограничивать права истца на оформление права собственности на жилой дом. При этом суд исходит из того, что истцом предпринимались меры для оформления права собственности на жилой дом в период действия договора аренды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п.4 ч.8 ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Шакирова <данные изъяты> к Администрации г.Сарапула о признании права собственности удовлетворить.
Признать право собственности Шакирова <данные изъяты> на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: УР, <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
Решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сарапульский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2021 года.
Судья В.Ю.Голубев