УИД 10RS 0№-03 Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 28 июня 2021 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
с участием прокурора Мастакаловой В.А.,
при секретаре судебного заседания Селецкой Е.Г.,
с участием представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании прекратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании прекратившим право пользования жилым помещением, указывая в исковом заявлении, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ в квартиру в качестве члена семьи был вселен ответчик и зарегистрирован по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ отношения между сторонами испортились, ответчик в квартире не проживает, призван на срочную военную службу, обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг не исполняет. С момента выезда ответчик перестал быть членом семьи истца. Истец просит прекратить право пользования ответчиком жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО6
Истец и третье лицо ФИО6 о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
В связи с неизвестностью места нахождения ответчика судом в порядке ст. 119 ГПК РФ назначен представитель ответчика адвокат ФИО7
Представитель ответчика ФИО7 иск не признал, полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у ответчика намерения проживать в жилом помещении.
МП ОМВД России по <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее Закона) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Данный принцип соответствует ст.ст. 8, 19, 35 и 40 Конституции РФ.
В статье 209 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) содержатся положения, характеризующие право собственности. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что собственником <адрес> в <адрес> Республики Карелия является ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ в квартиру в качестве члена семьи собственника вселен ответчик ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын истца).
Из объяснений истца и третьего лица ФИО6 в предварительном судебном заседании установлено, что фактически семейные отношения между истцом и его сыном ФИО3 не прекращены, ответчик выехал из жилого помещения в связи с призывом на военную службу в апреле 2020 года, обращение в суд вызвано тем, что производится начисление платы за коммунальные услуги на ответчика. После окончания срочной службы ответчик заключил контракт на прохождение военной службы и в настоящее время находится в командировке, с ним невозможно осуществить связь, чтобы произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
На основании ст. 30 Закона собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения своим жилым помещением, и может предоставить его в пользование иным лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членом его семьи (ч. 2 ст. 31 Закона).
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. О прекращении семейных отношений могут свидетельствовать отказ от ведения общего хозяйства с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства. Однако указанные обстоятельства должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств прекращения семейных отношений с ответчиком, согласно справке войсковой части 32515 № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик проходит военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву), то есть выезд из жилого помещения носит временный характер, из объяснений истца следует, что семейные отношения с сыном не прекращены.
Доводы истца о том, что он осуществляет внесение платы за коммунальные услуги за ответчика, не могут служить основанием для удовлетворения иска, при этом истец не лишен права обращения в управляющую или ресурсоснабжающие организации с заявлением о перерасчете платы в связи с временным отсутствием ответчика в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.