Дело № 2а-331/17.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач. «09» июня 2017 года.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Маликова Ю.Н.,
при секретаре Постригань О.В.,
представителя административного ответчика Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Воронежской области по доверенности Лубянского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску Луценко Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Луценко С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем.
В обоснование заявленных требований административный истец Луценко С.Н. указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и заинтересованным лицом Луценко А.М. заключен договор дарения 3/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор представлен административному ответчику для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Воронежской области в лице государственного регистратора Лубянского В.В. сообщило истцу о приостановлении государственной регистрации. Приостановление государственной регистрации мотивировано тем, что договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключен в простой письменной форме, а, по мнению государственного регистратора, договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению на основании части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец считает приостановления государственной регистрации незаконными, нарушающими его право собственности на земельную долю. В соответствии с частью 1 статьи 42 вышеуказанного федерального закона сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей. Из пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, законодатель исключил из-под действия правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество сделки по отчуждению земельных долей, то есть долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Между административным истцом и заинтересованным лицом заключен договор дарения 3/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № который отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Такой договор в силу вышеприведенных законоположений не подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Следовательно, приостановления государственной регистрации перехода права на земельную долю от Луценко А.М. к административному истцу является незаконным. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Пунктом 2 вышеуказанной нормы установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель установил, что Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является специальным, а значит применяемым в приоритетном порядке в правовом регулировании отношений по обороту земельных долей. При этом он не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении сделок с земельными долями. Подобной нормы нет и в Гражданском кодексе Российской Федерации. Отменяя в 2016 году нотариальное удостоверение сделок с земельными долями, Федеральное Собрание исходило из необходимости упростить процедуру государственной регистрации права на земельную долю и сократить расходы участников гражданского оборота. Из заключения Правового управления аппарата Совета Федерации от 16.06.2016 года по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 241 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», принятому Государственной Думой 14.06.2016 года следует, что Федеральный закон направлен на упрощение порядка государственной регистрации права на земельную долю. Федеральный закон (статья 2) вносит изменение в часть первую статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающее, что сделки по отчуждению земельных долей не подлежат нотариальному удостоверению. Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится возможность осуществления государственной регистрации сделки по отчуждению земельных долей без её нотариального удостоверения. В заключении Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 28.06.2016 года отмечено, что Федеральным законом исключаются положения, устанавливающие обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными долями. С этой целью Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственной регистрации недвижимости». Федеральный закон направлен на защиту интересов граждан, совершающих сделки купли-продажи земельных долей. Отмена нотариального удостоверения купли-продажи земельных долей минимизирует расходы граждан и производителей сельскохозяйственной продукции, что позитивно скажется на ее цене. Правовая позиция Управления Росреестра по Воронежской области прямо противоречит целям, которые преследовал законодатель, отменяя обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными долями.
Административный истец Луценко С.Н. надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Лубянский В.В. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление: Требования Административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пунктом 2 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение сделок в случаях, указанных в законе. Один из таких случаев закреплен в части 1 ст.42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество. Этой же статьей закона из правила об обязательном нотариальном удостоверении исключены сделки по отчуждению земельных долей. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который цитирует Административный истец в абз.1 стр.2 административного искового заявления, земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Буквальное толкование приведенной нормы позволяет утверждать, что земельная доля - это не просто доля в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, а имущество, приобретенное в результате участия его правообладателя в приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов. Право на земельную долю первоначально приобреталось бывшими работниками совхозов и членами колхозов в результате реорганизации указанных сельскохозяйственных предприятий и подтверждалось свидетельствами в которых размер земельной доли выражался в гектарах или в баллогектарах. В счет приобретенных таким образом земельных долей их правообладатели имели возможность выделить реальные земельные участки, что документально выражалось в принятии решения общего собрания об утверждении проекта межевания. С формированием полноценного земельного участка в счет земельных долей граждане, на чьи доли этот участок выделен, утрачивали право на земельные доли в угодьях бывших колхозов и совхозов, но приобретали право общей долевой собственности на вновь сформированный земельный участок. Размер долевого участия во вновь сформированном земельном участке определялся соглашением об общей долевой собственности на такой участок и выражался не в гектарах, а виде простой правильной дроби. Изложенная информация о земельных долях как результате приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов и их трансформации в земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие выделившимся дольщикам на праве общей долевой собственности, свидетельствует о том, что вопреки мнению Административного истца, доля в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, если последняя приобретена не в результате приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов, не является земельной долей. Применительно к рассматриваемому случаю доля в праве собственности на земельный участок № приобретена дарителем - Луценко Анной Митрофановной не в результате её участия в приватизации сельскохозяйственных угодий, а на основании решения Калачеевского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Калачеевского района Воронежской области, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Калачеевского района Воронежской области, протокола общего собрания сособственников земельных долей № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания членовправления СХА имени Свердлова. Размер принадлежащей Луценко Анне Митрофановне доли в праве на земельный участок, выражается в виде простой дроби-3/137, а не в гектарах или баллогектарах. При этом перечень сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, неподпадающих под действие правила об обязательном нотариальном удостоверении, исчерпывающим образом закреплен в ч.1 ст.42 Закона о регистрации недвижимости. Однако в этот перечень не включены сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. В силу правила ч. 3 ст. 163 ГК РФ, если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы влечет ее ничтожность. В связи с изложенным нотариальное удостоверение договора дарения 3/137 долей в праве собственности на спорный участок, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Административным истцом и заинтересованным лицом, а также нотариальное удостоверение договора дарения 3/137 долей вправе собственности на спорный участок, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Административным истцом и заинтересованным лицом, является обязательным. Заключение указанных договоров в простой письменной форме свидетельствует о его ничтожности. Ничтожность договора дарения, представленного на государственную регистрацию в качестве основания для перехода права на соответствующие доли в спорных земельных участках к Административному истцу, обосновывает приостановление государственной регистрации в порядке п. 13 ч. 1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости. Помимо п. 13 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации приостановление государственной регистрации перехода к Административному истцу права на 3/137 долей в спорном участке с кадастровым номеров №, нормативно обоснованно п. 5 (не представлен нотариально удостоверенный договор дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок) или п. 7 (простая письменная форма договора, представленного на государственную регистрацию, не соответствует требованиям законодательства) ч. 1 указанной статьи. Действия по приостановлению государственной регистрации в данном случае законными и обоснованными.
Заинтересованное лицо Луценко А.М. будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из представленных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем заключен договор дарения, согласно условиям которого даритель Луценко А.М. дарит одаряемому Луценко С.Н. 3/137 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6921300 кв. м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ указанный договор дарения представлен административному ответчику для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора прав Лубянского В.В. на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановлена государственная регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Луценко А.М. и Луценко С.Н., по тем основаниям, что по договору дарения производиться отчуждение доли в праве в размере 3/137 в земельном участке, образованном в результате выдела из земельного участка в счет принадлежащей отчуждателю земельной доли полученной в результате приватизации сельскохозяйственных угодий и на основании решения Калачеевского районного суда от 06.03.2017 года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, отчуждаемая доля в праве, по мнению государственного регистратора, не подпадает под исключение части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим, государственный регистратор пришел к выводу, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: договор дарения составлен в простой письменной форме надлежащим образом не удостоверен нотариально (л.д. 5).
Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ГК РФ в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Согласно ч. 1 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Постановлением главы администрации Калачевского района Воронежской области «Об утверждении списка владельцев земельных долей (паев)» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден представленный список граждан сособственников земельных долей (паев) в колхозе им. Свердлова- 985 человек.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников земельных долей СХА им Свердлова, приобретенных в 1995 года был установлен размер земельного пая на одного человека 385,68 с/х, что соответствует идеальной доле 1,739, что подтверждается копией протокола № общего собрания собственников земельных долей СХА им. Свердлова, приобретенных в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленного протокола заседания членов правления СХА имени Свердлова от ДД.ММ.ГГГГ, на собрании было решено выделить земельный участок в счет 739 земельных долей.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 6921300 кв.м. находящийся по адресу: <адрес> был образован в при выделе счет земельных долей.
Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 06.03.2017 года по гражданскому делу № по иску Луценко Анны Митрофановны к администрации Меловатского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок в порядке наследования, за Луценко А.М. признано право общей долевой собственности в размере 2/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6921300 кв.м. находящийся по адресу: <адрес>
Таким образом, размер принадлежащей Луценко А.М. доли в праве на земельный участок, выражается в виде простой дроби 3/137, а не в гектарах или баллогектарах.
В данном случае между Луценко А.М. и Луценко С.Н. заключена сделка по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, образованный при выделе в счет земельных долей, а не сделка по отчуждению доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный в порядке приватизации сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо же форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно ч. 2 ст. 227 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные административным истцом требования о признании незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем, являются не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по приостановлению государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на указанные выше земельные доли в данном случае законны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Луценко Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 13.06.2017 года.
Судья: /Маликов Ю.Н./.
Дело № 2а-331/17.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач. «09» июня 2017 года.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Маликова Ю.Н.,
при секретаре Постригань О.В.,
представителя административного ответчика Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Воронежской области по доверенности Лубянского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску Луценко Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Луценко С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем.
В обоснование заявленных требований административный истец Луценко С.Н. указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и заинтересованным лицом Луценко А.М. заключен договор дарения 3/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор представлен административному ответчику для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Воронежской области в лице государственного регистратора Лубянского В.В. сообщило истцу о приостановлении государственной регистрации. Приостановление государственной регистрации мотивировано тем, что договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключен в простой письменной форме, а, по мнению государственного регистратора, договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению на основании части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец считает приостановления государственной регистрации незаконными, нарушающими его право собственности на земельную долю. В соответствии с частью 1 статьи 42 вышеуказанного федерального закона сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей. Из пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, законодатель исключил из-под действия правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество сделки по отчуждению земельных долей, то есть долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Между административным истцом и заинтересованным лицом заключен договор дарения 3/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № который отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Такой договор в силу вышеприведенных законоположений не подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Следовательно, приостановления государственной регистрации перехода права на земельную долю от Луценко А.М. к административному истцу является незаконным. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Пунктом 2 вышеуказанной нормы установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель установил, что Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является специальным, а значит применяемым в приоритетном порядке в правовом регулировании отношений по обороту земельных долей. При этом он не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении сделок с земельными долями. Подобной нормы нет и в Гражданском кодексе Российской Федерации. Отменяя в 2016 году нотариальное удостоверение сделок с земельными долями, Федеральное Собрание исходило из необходимости упростить процедуру государственной регистрации права на земельную долю и сократить расходы участников гражданского оборота. Из заключения Правового управления аппарата Совета Федерации от 16.06.2016 года по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 241 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», принятому Государственной Думой 14.06.2016 года следует, что Федеральный закон направлен на упрощение порядка государственной регистрации права на земельную долю. Федеральный закон (статья 2) вносит изменение в часть первую статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающее, что сделки по отчуждению земельных долей не подлежат нотариальному удостоверению. Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится возможность осуществления государственной регистрации сделки по отчуждению земельных долей без её нотариального удостоверения. В заключении Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 28.06.2016 года отмечено, что Федеральным законом исключаются положения, устанавливающие обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными долями. С этой целью Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственной регистрации недвижимости». Федеральный закон направлен на защиту интересов граждан, совершающих сделки купли-продажи земельных долей. Отмена нотариального удостоверения купли-продажи земельных долей минимизирует расходы граждан и производителей сельскохозяйственной продукции, что позитивно скажется на ее цене. Правовая позиция Управления Росреестра по Воронежской области прямо противоречит целям, которые преследовал законодатель, отменяя обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными долями.
Административный истец Луценко С.Н. надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Лубянский В.В. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление: Требования Административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пунктом 2 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение сделок в случаях, указанных в законе. Один из таких случаев закреплен в части 1 ст.42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество. Этой же статьей закона из правила об обязательном нотариальном удостоверении исключены сделки по отчуждению земельных долей. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который цитирует Административный истец в абз.1 стр.2 административного искового заявления, земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Буквальное толкование приведенной нормы позволяет утверждать, что земельная доля - это не просто доля в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, а имущество, приобретенное в результате участия его правообладателя в приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов. Право на земельную долю первоначально приобреталось бывшими работниками совхозов и членами колхозов в результате реорганизации указанных сельскохозяйственных предприятий и подтверждалось свидетельствами в которых размер земельной доли выражался в гектарах или в баллогектарах. В счет приобретенных таким образом земельных долей их правообладатели имели возможность выделить реальные земельные участки, что документально выражалось в принятии решения общего собрания об утверждении проекта межевания. С формированием полноценного земельного участка в счет земельных долей граждане, на чьи доли этот участок выделен, утрачивали право на земельные доли в угодьях бывших колхозов и совхозов, но приобретали право общей долевой собственности на вновь сформированный земельный участок. Размер долевого участия во вновь сформированном земельном участке определялся соглашением об общей долевой собственности на такой участок и выражался не в гектарах, а виде простой правильной дроби. Изложенная информация о земельных долях как результате приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов и их трансформации в земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие выделившимся дольщикам на праве общей долевой собственности, свидетельствует о том, что вопреки мнению Административного истца, доля в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, если последняя приобретена не в результате приватизации сельскохозяйственных угодий бывших колхозов и совхозов, не является земельной долей. Применительно к рассматриваемому случаю доля в праве собственности на земельный участок № приобретена дарителем - Луценко Анной Митрофановной не в результате её участия в приватизации сельскохозяйственных угодий, а на основании решения Калачеевского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Калачеевского района Воронежской области, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Калачеевского района Воронежской области, протокола общего собрания сособственников земельных долей № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания членовправления СХА имени Свердлова. Размер принадлежащей Луценко Анне Митрофановне доли в праве на земельный участок, выражается в виде простой дроби-3/137, а не в гектарах или баллогектарах. При этом перечень сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, неподпадающих под действие правила об обязательном нотариальном удостоверении, исчерпывающим образом закреплен в ч.1 ст.42 Закона о регистрации недвижимости. Однако в этот перечень не включены сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. В силу правила ч. 3 ст. 163 ГК РФ, если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы влечет ее ничтожность. В связи с изложенным нотариальное удостоверение договора дарения 3/137 долей в праве собственности на спорный участок, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Административным истцом и заинтересованным лицом, а также нотариальное удостоверение договора дарения 3/137 долей вправе собственности на спорный участок, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Административным истцом и заинтересованным лицом, является обязательным. Заключение указанных договоров в простой письменной форме свидетельствует о его ничтожности. Ничтожность договора дарения, представленного на государственную регистрацию в качестве основания для перехода права на соответствующие доли в спорных земельных участках к Административному истцу, обосновывает приостановление государственной регистрации в порядке п. 13 ч. 1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости. Помимо п. 13 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации приостановление государственной регистрации перехода к Административному истцу права на 3/137 долей в спорном участке с кадастровым номеров №, нормативно обоснованно п. 5 (не представлен нотариально удостоверенный договор дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок) или п. 7 (простая письменная форма договора, представленного на государственную регистрацию, не соответствует требованиям законодательства) ч. 1 указанной статьи. Действия по приостановлению государственной регистрации в данном случае законными и обоснованными.
Заинтересованное лицо Луценко А.М. будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из представленных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем заключен договор дарения, согласно условиям которого даритель Луценко А.М. дарит одаряемому Луценко С.Н. 3/137 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6921300 кв. м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ указанный договор дарения представлен административному ответчику для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора прав Лубянского В.В. на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановлена государственная регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Луценко А.М. и Луценко С.Н., по тем основаниям, что по договору дарения производиться отчуждение доли в праве в размере 3/137 в земельном участке, образованном в результате выдела из земельного участка в счет принадлежащей отчуждателю земельной доли полученной в результате приватизации сельскохозяйственных угодий и на основании решения Калачеевского районного суда от 06.03.2017 года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, отчуждаемая доля в праве, по мнению государственного регистратора, не подпадает под исключение части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим, государственный регистратор пришел к выводу, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: договор дарения составлен в простой письменной форме надлежащим образом не удостоверен нотариально (л.д. 5).
Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ГК РФ в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Согласно ч. 1 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Постановлением главы администрации Калачевского района Воронежской области «Об утверждении списка владельцев земельных долей (паев)» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден представленный список граждан сособственников земельных долей (паев) в колхозе им. Свердлова- 985 человек.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников земельных долей СХА им Свердлова, приобретенных в 1995 года был установлен размер земельного пая на одного человека 385,68 с/х, что соответствует идеальной доле 1,739, что подтверждается копией протокола № общего собрания собственников земельных долей СХА им. Свердлова, приобретенных в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленного протокола заседания членов правления СХА имени Свердлова от ДД.ММ.ГГГГ, на собрании было решено выделить земельный участок в счет 739 земельных долей.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 6921300 кв.м. находящийся по адресу: <адрес> был образован в при выделе счет земельных долей.
Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 06.03.2017 года по гражданскому делу № по иску Луценко Анны Митрофановны к администрации Меловатского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок в порядке наследования, за Луценко А.М. признано право общей долевой собственности в размере 2/137 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6921300 кв.м. находящийся по адресу: <адрес>
Таким образом, размер принадлежащей Луценко А.М. доли в праве на земельный участок, выражается в виде простой дроби 3/137, а не в гектарах или баллогектарах.
В данном случае между Луценко А.М. и Луценко С.Н. заключена сделка по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, образованный при выделе в счет земельных долей, а не сделка по отчуждению доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный в порядке приватизации сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо же форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно ч. 2 ст. 227 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные административным истцом требования о признании незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, в размере 3/137 долей, на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Луценко Анной Митрофановной и Луценко Сергеем Николаевичем, являются не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по приостановлению государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на указанные выше земельные доли в данном случае законны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Луценко Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным приостановление государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 13.06.2017 года.
Судья: /Маликов Ю.Н./.