№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2016 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО8
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по муниципальной собственности <адрес> и ФИО2 о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка, исключении сведений о регистрации договора прав на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по муниципальной собственности <адрес> и ФИО2 о признании недействительным (ничтожным) договора аренды №-з от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый №, площадью 236,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, район насосной №, исключении сведений о регистрации прав на земельный участок из ЕГРП Росреестра.
В исковом заявлении ФИО1 указала следующее.ФИО1 ознакомилась с объявлением, опубликованном в газете «Ессентукская панорама» от ДД.ММ.ГГГГ, об информировании населения о предоставлении земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, район насосной №, под строительство магазина и офисных помещений, с предложением обращаться.
Истец после ознакомления с опубликованным информированием обратилась в комитет по муниципальной собственности <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, в случае подачи нескольких заявлений просила провести торги по продаже права аренды земельного участка, сослалась на Земельный кодекс РФ, газету, приложила копию паспорта.
Однако, несмотря на то, что с момента получения комитетом по муниципальной собственности <адрес> заявления ФИО1, прошло значительное время, ее заявление не было рассмотрено по существу, а решение о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка в установленном законом порядке принято не было. Бездействие комитета по муниципальной собственности <адрес> по организации и проведению торгов по продаже права аренды земельного участка, после получения заявления ФИО1 и заявлений других претендентов является незаконным.
Далее истцу стало известно, что в ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде <адрес> по делу № по заявлению ФИО4 к комитету по муниципальной собственности <адрес> о признании незаконным бездействия по принятию решения по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка площадью 236 кв. м, обязании принять решение по организации и проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка, было установлено, что спорный земельный участок, на который претендовала и ФИО1 передан в аренду ФИО2 в связи, с чем возник спор о праве.
Судом было установлено что, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен договор аренды спорного земельного участка № - з. Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.
Следовательно, между сторонами возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию спорным земельным участком, основанные на гражданско-правовой сделке, которые не могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При заключении в установленном порядке договора аренды в отношении спорного земельного участка публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что договор аренды с ФИО2 без проведения торгов заключен незаконно в связи, с чем нарушены имущественные права истца на получение в аренду указанного земельного участка и на участие в торгах по продаже права аренды, а также права неопределенного круга лиц. Кроме ФИО1 на земельный участок также претендовали и другие лица.
В соответствии с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство кроме всего прочего основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с требованиями статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство кроме всего прочего регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Исходя из положений статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11, ЗК РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса).
В то же время при рассмотрении таких споров надлежит проверять соблюдение порядка выбора участка, в том числе процедуры информирования населения о предстоящем предоставлении участка, наличие у второго претендента возможности в разумный срок после опубликования информации обратиться с соответствующим заявлением.
Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Заявление ФИО1 и других заявителей являются заявлениями ещё нескольких претендентов на земельный участок согласно публикации в газете, на которую они сослались в своих заявлениях. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
В силу статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-Ф3) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В нарушение статей 30 и 31 Кодекса не было принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, что противоречит нормам земельного законодательства РФ и нарушает имущественные права ФИО1 и других претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ст. 38 ЗК РФ и постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия органов власти, ограничивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов.
Установленный ст. 31 Земельного кодекса РФ порядок выбора земельного участка был нарушен, в связи, с чем независимо от принятия органом местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и о предварительном согласовании места размещения, предоставление спорного участка должно производиться на аукционе (торгах).
Поскольку порядок предоставления земельного участка в аренду нарушен, земельный участок площадью 236 кв.м. предоставлен в аренду с грубым нарушением норм гражданского и земельного законодательства РФ, то и прав на это имущество у ФИО2 не возникло.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Возвращение каждой из сторон всего полученного по недействительной сделке осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, согласно которому возвращение полученного носит двусторонний характер. Это означает, что решение суда по требованию, заявленному в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, должно разрешать вопрос об обязанности каждой из сторон вернуть все полученное по сделке.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Предусмотренное статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации применение последствий недействительности сделки аренды земельного участка в рассматриваемом случае заключается в восстановлении положения, существовавшего до совершения оспариваемых действий администрации, то есть сохранение муниципальной формы собственности на земельный участок; возврат покупателю оплаченной по ничтожному договору арендной платы.
Решение, в котором суд признал сделку с недвижимым имуществом недействительной (ничтожной) и применил последствия ее недействительности в виде возврата сторонами всего полученного по ней, является основанием для регистрирующего органа для погашения записи о регистрации самой сделки, если эта сделка была зарегистрирована, и для погашения иных регистрационных записей, например, записи о переходе права собственности на недвижимость, отчужденную по недействительной (ничтожной) сделке,
В таком случае происходит восстановление положения, существовавшего до нарушения права, т.е. право на недвижимость, реализованную по недействительной сделке, восстанавливается у прежнего правообладателя, имеющего действительные и законные основания для возникновения такого титула.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного Кодекса РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Просит суд:
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №з, заключенный между Комитетом по муниципальной собственности <адрес> и ФИО2, площадью 236 кв, м, расположенный по адресу: <адрес>, район насосной №, под строительство магазина и офисных помещений, кадастровый №.
Исключить сведения о регистрации прав на земельный участок из ЕГРП Росреестра.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о рассмотрении дела. Представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца по доверенности ФИО5
Представитель ответчика Комитета по муниципальной собственности г. ФИО6, выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО2
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные материалы, проанализировав доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, в основах конституционного строя Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Данный конституционный принцип требует рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов как среды обитания человека. Поэтому использование земли, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов; пользование земельными участками способами, приводящими к порче земли не допускается.
В развитие конституционного принципа, изложенного в статье 9 Конституции РФ, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, определены в качестве основополагающих принципов земельного законодательства:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ закреплено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, природоохранным, законодательством об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Из этого следует, что отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются непосредственно земельным законодательством, а также иным природоохранным законодательством, содержащим нормы земельного права.
При рассмотрении судом спора, суд должен исходить из принципа приоритета норм земельного и природоохранного над гражданским законодательством.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом, вовлеченным в хозяйственный оборот. Охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды", земля является объектом охраны окружающей среды. Из смысла п. 3 ст. 11 названного закона следует, что граждане обязаны сохранять землю, как компонент природной среды, бережно относиться к ней; соблюдать требования законодательства о защите природной среды и ее компонентов.
Статья 16 Земельного кодекса РФ определяет, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". При этом, в силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что земельные участки находятся в федеральной собственности.
Поскольку правоотношения возникли до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит применению Земельный кодекс в редакции Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> обратилась ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 236,0 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, район насосной №, под строительство магазина и офисных помещений.
В газете «Ессентукская панорама» от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по муниципальной собственности <адрес> было размещено объявление № (1158) о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина и офисных помещений, площадью 236,0 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, район насосной №. С целью выявления граждан, желающих приобрести в аренду такой земельный участок для целей строительства магазина и офисных помещений для исключения или подготовки и проведения аукциона в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, Комитет по муниципальной собственности <адрес> в течение месяца с даты опубликования данного объявления принимал заявки от граждан с приложением копий документов, удостоверяющих личность.
На основании объявления, опубликованного в газете «Ессентукская панорама» от ДД.ММ.ГГГГ №(1158), Администрацией <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина и офисных помещений», которым утвержден акт выбора земельного участка площадью 236,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район насосной №.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> вынесено Постановление № «О предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина и офисных помещений ФИО2».
На основании вышеуказанного постановления между Комитетом и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, номер государственной регистрации: № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, наряду с ФИО2 свои заявления о предоставлении земельного участка в аренду представили еще и другие граждане.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ (редакция действовала на момент принятия постановлений и заключения договора аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Как установлено ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 43 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к полномочиям Администрации <адрес>, в том числе, относятся: предоставление и изъятие в установленном порядке земельных участков в границах городского округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предоставление земельного участка в аренду для строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В силу ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановлений и заключения договора аренды), проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В случае поступления других заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Принимая во внимание, что помимо заявления ФИО2 поступили еще заявления, в том числе от ФИО1 и других граждан, претендующих на предоставление в аренду спорного земельного участка, проведение торгов (аукциона), являлось обязательным.
Однако, конкурса (аукциона) проведено не было, что напрямую нарушает требования закона.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо было необходимо определить.
Право на заключение договора аренды на спорный участок подлежало выставлению на торги.
Такой способ предоставления земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Как следует из материалов дела, в нарушение статей 11, 30 ЗК РФ торги в отношении права аренды спорного земельного участка не проведены, в то время как при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок предоставление такого участка может осуществляться исключительно по результатам торгов, вопросы проведения которых регулировались статьей 38 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Доказательств наличия преимущественного права аренды спорного земельного участка у ФИО2 ввиду нахождения на нем объектов недвижимости или наличия ранее действующего договора в отношении земельного участка, в материалах дела не представлено.
Действия администрации по изданию постановлений и последующему предоставлению спорного участка в аренду ФИО2 без проведения торгов, не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и Федеральному закону «О защите конкуренции», поскольку нарушают принципы прозрачности предоставления находящейся в государственной собственности земли и недопустимости создания дискриминационных условий для субъектов.
В силу п.1 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п.4 ст.30 ЗК РФ.
Согласно п.11 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент оспариваемого договора аренды), предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).
Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в ГКРФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права. Аукцион и конкурс, в котором участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053, от ДД.ММ.ГГГГ N 776, "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", предусмотрено, что установлен порядок подачи заявок по форме, утверждаемой организатором торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок, порядок регистрации таких заявок организатором торгов, порядок проведения торгов, оформление их результатов и порядок признания торгов несостоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее 2 участников и т.д.
В ходе рассмотрения указанного обращения были обнаружены заявления граждан, о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, которые, были фактически проигнорированы.
Согласно ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с требованиями статьи 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство кроме всего прочего регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком ФИО2 не представлены возражения, надлежащие доказательства выполнения требований вышеизложенных норм законодательства о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, под строительство магазина и офисных помещений.
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что недействительна сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с отсутствием доказательств проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 ЗК РФ, а также на основании ст. 168 и п. 3 ст. 447 ГК РФ, суд приходит к выводу о ничтожности заключенного договора аренды спорного земельного участка, что является основанием для применения последствий недействительности ничтожной сделки, в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Требование ФИО1 об исключении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не является самостоятельным, а является производным от требования о признании недействительным договора аренды земельного участка.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статьи 166 и 167 ГК РФ). При этом, следует отметить, что предоставление земельного участка в аренду с нарушением порядка предоставления земельного участка, которым в силу п. 23 «Положения о курорте Федерального значения Ессентуки», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, все субъекты должны строго руководствоваться при осуществлении градостроительной деятельности, ведут к нарушению публичных интересов.
Решение, в котором суд признает сделку с недвижимым имуществом недействительной (ничтожной) и применил последствия ее недействительности в виде возврата сторонами всего полученного по ней, является основанием для регистрирующего органа для погашения записи о регистрации самой сделки, если эта сделка была зарегистрирована, и для погашения иных регистрационных записей, например, записи о переходе права собственности на недвижимость, отчужденную по недействительности (ничтожной) сделке.
Таким образом, происходит восстановление положения существовавшего до нарушения права.
Анализ изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что спорный земельный участок предоставлен с нарушением п. 11 ст. 30 ЗК РФ, в силу которого, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела, в нарушение статей 11, 30 ЗК РФ торги в отношении права аренды земельного участка 26:30:1020107:549, площадью 236,0 кв.м. под строительство магазина и офисных помещений по адресу: <адрес>, район насосной №, не проведены, в то время как при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок предоставление такого участка может осуществляться исключительно по результатам торгов, вопросы проведения которых регулируются статьей 38 ЗК РФ.
Кроме того, выявленные нарушения подтверждают факт необоснованного установления по усмотрению органа государственной власти и местного самоуправления исключения из общего порядка для граждан, а также устанавливает возможность совершения органом местного самоуправления и их должностными лицами коррупционных действий, что в соответствии с п.п. «б» и «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является коррупционным фактором.
Данное постановление не только противоречит нормам земельного законодательства, но и нарушают имущественные права муниципального образования, поскольку предоставление земельного участка ФИО2 предоставило ей возможность, избежав процедуры проведения торгов, сэкономить финансовые средства при заключении договора аренды земельного участка, что наносит ущерб бюджету муниципального образования, поскольку не дополучены денежные средства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з, площадью 236,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, район насосной №.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать ФИО2 возвратить муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельный участок площадью 236,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, район насосной №.
Исключить из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № о государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, район насосной №.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья ФИО9