Судья Петрова А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ17 апреля 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Смирновой Е.Д., Орловой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашкой Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении Келина Н.Б.,
поступившее по апелляционной жалобе Келина Н.Б. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года, которым с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 марта 2019 года постановлено:
Установить в отношении Келина Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 6 (шесть) лет.
Начало срока отбывания административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Келина Н.Б. административные ограничения в виде:
- явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 3 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом;
- запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, кроме работы в ночное время.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
ФКУ «Исправительная колония № 3» УФСИН по Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Келина Н.Б., освобождаемого из мест лишения свободы, мотивировав требования тем, что последний был осужден приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 03 сентября 2013 года к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Обстоятельством, отягчающим наказание за тяжкое преступление, признан опасный рецидив. Приведены сведения, характеризующие Келина Н.Б.
Просил установить административные ограничения в виде: запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов утра следующего дня; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № 3» УФСИН РФ по Чувашской Республике участия не принимал.
Административный ответчик Келин Н.Б. в судебном заседании возражал против срока административного надзора и установления административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время.
Прокурор Коротков И.Н. административное исковое заявление полагал подлежащим удовлетворению.
Судом принято указанное выше решение, которое обжаловано Келиным Н.Б. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Власовой Ю.М., проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 5 названного выше Федерального закона установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Исходя из п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться сведения о сроке административного надзора и конкретные административные ограничения, установленные судом.
Из материалов дела следует, что Келин Н.Б. был осужден по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 03 сентября 2013 года по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы; по п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы; по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам 3 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы; по п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ к 1 году лишения свободы; по п. «а», «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний наказание назначено на срок 6 лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 31 января 2013 года (ч. 2 ст. 167 УК РФ – 3 года лишения свободы) и окончательное наказание назначено на срок 6 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима без штрафа и ограничения свободы.
Постановлением начальника ФКУ «ИК № 3» УФСИН РФ по Чувашской Республике Келин Н.Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Суд первой инстанции, установив, что Келин Н.Б. относится к категории лиц, указанных в ч.ч. 1, 2, 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принимая во внимание наличие в его действиях при совершении тяжких преступлений опасного рецидива, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, обоснованно пришел к выводу о необходимости установления в отношении него административного надзора.
Поскольку Келин Н.Б. осужден за совершение тяжких преступлений, согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) суд правильно исходил из того, что его судимость погашается по истечении шести лет после отбытия им наказания.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона).
Следовательно, применительно к требованиям ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора на 6 лет в отношении Келина Н.Б. судом установлен правильно, а довод жалобы о том, что указанный срок является предельным, но не обязательным, является несостоятельным и не основанным на положениях упомянутого Закона.
Признав необходимым установление в отношении Келина Н.Б. административного надзора, суд первой инстанции применил в отношении него административные ограничения в виде явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов следующего дня, кроме работы в ночное время.
Устанавливая эти ограничения, суд первой инстанции правомерно исходил из сведений, характеризующих поднадзорное лицо, а также совершения преступлений в состоянии опьянения и в ночное время, в связи с чем содержащийся в жалобе довод о необязательности указанных ограничений во внимание принят быть не может.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Келина Н.Б. не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание внесение изменений в п. 5 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобождаемым из мест лишения свободы», судебная коллегия считает необходимым уточнить абзац 4 резолютивной части решения, указав кроме места жительства и пребывания дополнительно место фактического нахождения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
1. Уточнить абзац 4 резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года, изложив в следующей редакции: «явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию 3 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом».
2. Апелляционную жалобу Келина Н.Б. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.Н. Орлова