Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2016 (2-200/2015;) ~ М-221/2015 от 24.11.2015

Дело № 2-2/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.01.2016 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего: Кошелевой Н.В.,

при секретаре: Борковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное гражданское дело по иску Дементова А.Н. к Администрации Чаинского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о предоставлении жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что с (дата) он состоял в очереди в Администрации Чаинского района Томской области как участник подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". С (дата) он ежегодно писал заявления о выделении ему жилищного сертификата, однако до настоящего времени жилищный сертификат ему не предоставлен. В то же время с (дата) он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку проживал с семьей в квартире небольшой площади, в связи с чем (дата) ему была выделена социальная выплата в размере <данные изъяты> на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>. При выделении ему указанной социальной выплаты сотрудники администрации Чаинского района устно пояснили, что никаких негативных последствий для него не наступит, поскольку им было известно, что истец желает выехать из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, и является участником федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы". При этом истцу пояснили, что квартиру по адресу: <адрес> он передаст в собственность администрации Чаинского района Томской области в случае выдачи ему жилищного сертификата в рамках участия в указанной программе.

Однако решением жилищной комиссии от (дата) он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании информации Департамента архитектуры и строительства Томской области "Об уведомлении о перечислении социальной выплаты" и п. "а" ст. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Право на получение сертификата у него возникло в (дата) и не было реализовано не по его вине. В связи с чем, полагает, что жилищный сертификат должен быть ему выдан, поскольку истец является <данные изъяты>, не намерен продолжать проживать в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, именно для этой цели он и принимает участие в программе по переселению. Просит суд в окончательном варианте исковых требований обязать администрацию Чаинского района Томской области восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в ранее определенной очереди; обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области предоставить ему жилищный сертификат на переселение из местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не просил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, истец поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что он состоял на учете для улучшения жилищных условий как <данные изъяты> (по Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), поскольку нуждаемость была меньше установленной законом нормы площади на одного члена его семьи. Именно на улучшение жилищных условий в (дата) ему Департаментом архитектуры и строительства Томской области была предоставлена субвенция, после чего он приобрел в собственность квартиру по адресу: <адрес>, в которой в настоящее время проживает вместе со своими детьми. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Чаинского района Томской области, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился в полном объеме по доводам отзыва, которые поддержал, дав аналогичные пояснения. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанный ответчик представил суду отзыв, из которого следует, что Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Согласно п. 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Кроме того, согласно пп. «г» п. 22 Правил одним из оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Пунктом 21 Положения предусмотрено условие о том, что граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи. Таким образом, законодателем установлены ограничения на получение субсидий (единовременных социальных выплат), основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, а также условия для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Истец ранее в (дата) реализовал свое право на получение субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений и улучшил жилищные условия с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета. Учитывая вышеизложенное, Департамент архитектуры и строительства Томской области считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению требования истца.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении дела не просили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Третьи лица, участвуя ранее в судебном заседании, с иском согласились, подтвердили пояснения истца, считают, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя ответчика Администрации Чаинского района Томской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Условия предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125), из преамбулы которого следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Согласно статье 2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с последующими изменениями), перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Чаинский район Томской области Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (с последующими изменениями), (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Статьей 1 Федерального закона № 125 установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (ст. 2 Федерального закона № 125).

В силу статьи 3 указанного закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Администрация Чаинского района Томской области осуществляет отдельные государственные полномочия по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на основании Закона Томской области от 13.04.2006 № 73- 03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии с п. 2 Постановления администрации Чаинского района Томской области от 19.01.2012 № 37 администрация Чаинского района уполномочена осуществлять исполнение государственных полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переданных муниципальному образованию «Чаинский район».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", задачами которой являются предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходными обязательствами Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее Постановление Правительства № 153) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Указанным документом установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с подпунктом "з" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках указанной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительством Российской Федерации утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение) (Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") (далее - Постановление Правительства РФ № 879).

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление по форме; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенную копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Из материалов дела следует, что истец родился (дата) в <адрес>. Истец является <данные изъяты>, что подтверждается медицинской справкой. С (дата) истец с учетом членов его семьи на основании его личного заявления и представленных документов был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категория <данные изъяты>, номер учетного дела . Истцом и членами его семьи дано обязательство, что при получении социальной выплаты для приобретения жилья расторгается договор социального найма, производится отчуждение жилых помещений, принадлежащих на праве собственности истцу и членам его семьи. В (дата) истец обращался с заявлениями о выделении жилищного сертификата. Однако жилищный сертификат ему предоставлен не был.

В (дата) прокуратурой Чаинского района Томской области на основании обращения Департамента архитектуры и строительства Томской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, касающиеся прав истца. В результате проверки установлено, что при принятии решения о признании истца участником вышеуказанной программы администрацией Чаинского района Томской области не учтено, что ранее истец являлся получателем социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», им было приобретено жилое помещение. Между тем, истец не исключен из списка граждан, желающих получить жилищную субсидию в (дата) в категории <данные изъяты> указанной подпрограммы. Было вынесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства при реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Решением жилищной комиссии администрации Чаинского района Томской области от (дата) (протокол ) истец снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на основании информации Департамента архитектуры и строительства Томской области, из которой следует, что истцом была получена субвенция на улучшение жилищных условий; п. «а» ст. 21 Постановления Правительства № 879, из которого следует, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.

С данными доводами ответчиков, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец (дата) был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как <данные изъяты>. На момент постановки на учет истец проживал по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры <данные изъяты>, собственники: Дементов А.Н., ФИО1, ФИО2, Дементов М.А., Дементов Н.А. С (дата) истец проживал по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры <данные изъяты>, имел состав семьи: Дементов М.А., Дементов Н.А., ФИО1, ФИО2 Данные факты подтверждается пояснениями истца, третьих лиц, материалами дела и не оспорены ответчиками. Истец в (дата) получил субвенцию на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которую направил на покупку квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, из которого следует, что расчет между сторонами производится социальной выплатой в размере <данные изъяты>, выделенной в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 № 90а, путем безналичного перечисления Департаментом архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области на счет продавца.

В целях обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2015 года, на территории Томской области за счет средств федерального бюджета были приняты следующие нормативные правовые акты: Закон Томской области от 6 июня 2006 года N 116-03 "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", которым определен порядок предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий указанной категории граждан. В соответствии с указанным законом постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 № 90а утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность, целью которого указано предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании указанная денежная сумма была предоставлена истцу как субвенция на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон об инвалидах), из преамбулы которого следует, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Закона об инвалидах инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из ст. 28.2 Закона об инвалидах следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как указывалось выше, по мимо названного закона, расходные обязательства Российской Федерации изложены так же в федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которая содержит ряд подпрограмм, в том числе подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в соответствии с которой истец состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Федерального закона № 125.

Из вышеуказанной программы следует, что в нее не включен Закон об инвалидах, указанные в ней категории граждан не включены ни в одну из подпрограмм, следовательно, положения Постановления Правительства № 153, в том числе п.11, п.п.г п.22 на который ссылаются в своих отзывах ответчики, из которых следует, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (п.11), основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (п.22), не распространяются на указанные в Законе об инвалидах категории граждан. Постановление Правительства № 153, по мнению суда, распространяется на все категории граждан, указанные в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы и ее подпрограммах.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, ни в рамкахфедеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (ни по одному указанному основанию), ни в соответствии с Федеральным Законом №125 истец ранее не получал социальную выплату на приобретение жилья в том смысле, который заложен законодателем в выше приведенных нормах права. Более того, истец ранее не принимал участие в указанной программе, по ее условиям ранее социальную выплату, оформленную сертификатом, не получал, заявления на участие в рамках указанной программы не подавал (кроме заявления в (дата) об участии в подпрограмме по переселению из районном Крайнего Севера и приравненных к нему местностей по Федеральному закону № 125), на учете не состоял, сертификат не получал.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств обратному ответчиками суду не представлено.

Т.о., доводы ответчиков о том, что истец ранее реализовал свое право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, следовательно, он не может состоять на учете как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для переселения из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не состоятельны, поскольку противоречат вышеприведенным положениям законов.

Реализация права на улучшение жилищных условий с использованием субвенции за счет средств федерального бюджета, не исключает участие гражданина в вышеназванной подпрограмме, так как это иной закон, иные условия, иное основание.

Как следует из ст. 1 Федерального закона N 125 право на получение социальной выплаты принадлежит лицам, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В этих условиях оснований для признания истца ранее реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета не имеется.

Поскольку судом установлено, что истец является <данные изъяты>, родился на территории Чаинского района Томской области, непрерывно проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет подряд и не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, т.е. отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в связи с переселением из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, действия ответчика администрации Чаинского района Томской области по снятию его с вышеуказанного учета в связи с получением ранее социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи являются незаконными.

В силу изложенного, требование истца о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в ранее определенной очереди подлежит удовлетворению.

Что касается требования истца о понуждении ответчика Департамент архитектуры и строительства Томской области предоставить ему жилищный сертификат на переселение из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 125, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (ч. 1 ст. 2 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 г.).

Судом установлено, что истец обращался в администрацию Чаинского района с заявлениями о предоставлении ему жилищного сертификата, который ему предоставлен не был.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств отказа истцу в предоставлении сертификата и как следствие нарушения этим прав истца ответчиком Департамент архитектуры и строительства Томской области. Более того, в (дата) истец сам отказался от получения жилищной субсидии, удостоверяемой сертификатом, что следует из его заявления.

Обращаясь в суд, истец обязан доказать факт нарушения своих прав со стороны указанного ответчика. Ссылка истца на то, что ему до настоящего времени не предоставили сертификат по вине указанного ответчика, не доказан, носит общий характер и не свидетельствует о действительно нарушенном праве истца.

Согласно правам и свободам граждан, гарантированным положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В части 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливается общепризнанный правовой принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о запрете "злоупотребления правом (правами)". Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками демократического общества. Это положение соответствует ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечении судебной защиты нарушенных прав.

Истцом вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств тому, что указанный ответчик нарушает права и охраняемые законом интересы истца, других лиц представлено не было.

В силу изложенного требование истца о понуждении ответчика Департамент архитектуры и строительства Томской области предоставить истцу жилищный сертификат удовлетворению не подлежит.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дементова А.Н. к Администрации Чаинского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о предоставлении жилищного сертификата удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Чаинского района Томской области восстановить Дементова А.Н. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В удовлетворении иска Дементова А.Н. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о предоставлении жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Кошелева Н.В.

Копия верна: Судья Кошелева Н.В.

Секретарь Боркова И.А.

2-2/2016 (2-200/2015;) ~ М-221/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дементов Алексей Николаевич
Ответчики
Департамент архитектуры и строительства
Администрация Чаинского района
Другие
Дементов Николай Алексеевич
Дементов Максим Алексеевич
Суд
Чаинский районный суд Томской области
Судья
Кошелева Наталья Викторовна
Дело на странице суда
chainsky--tms.sudrf.ru
24.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2015Передача материалов судье
29.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2015Подготовка дела (собеседование)
08.12.2015Подготовка дела (собеседование)
08.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2015Судебное заседание
28.12.2015Судебное заседание
18.01.2016Судебное заседание
21.01.2016Судебное заседание
25.01.2016Судебное заседание
27.01.2016Судебное заседание
01.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2016Дело оформлено
07.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее