Дело № 2-188/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2012 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Балиной О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Термакова А.В., Самойлова И.Р., Тороповой Л.Г. об оспаривании бездействий администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, об обязании выбрать по конкурсу управляющую компанию, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Термаков А.В., Самойлов И.Р., Торопова Л.Г. обратились в суд с заявлением к Администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании бездействий администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, об обязании выбрать по конкурсу новую управляющую компанию в целях последующего заключения с ней договора управления по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, о взыскании компенсации морального вреда в размере ***** в пользу каждого заявителя, судебных расходов в размере ***** в пользу Термакова А.В. Из заявления следует, что заявители являются собственниками квартир в доме (адрес). 25 ноября 2008 года на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме № 63, ул. Штеймана, пос. Караваево был определён способ управления домом - управление управляющей организацией. Принятое на общем собрании решение оформлено протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном (адрес) от 25.11.2008 года в форме заочного голосования. Содержание и текущий ремонт общего имущества 120 - квартирного панельного дома 2000 года постройки по договору осуществляла УК ООО «Жилкоммунсервис». Собственники дома добросовестно несли бремя содержания имущества путём своевременных платежей УК ООО «Жилкоммунсервис». Однако УК систематически не исполняла условия и обязательства по договору, не обеспечивала надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества. Об этом свидетельствуют многочисленные предписания, решения судов, административные штрафы, вынесенные по законным обращениям заявителей, жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, прокуратурой, Костромским районным и областным судом. в ответ на законные требования и принятые по ним вердикты УК ООО «Жилкоммунсервис» письмом № 266 от 24.11.2011 года уведомила о расторжении договора. В результате дом оставлен вне сферы услуг управления содержанием общего имущества в удручающем состоянии. Не заделаны межпанельные швы, протекает крыша, неисправны задвижки и вентили систем водотеплоснабжения, на трубах свищи, аварийная служба по заявкам жителей не выезжает. Безопасность жителей и дома в целом не гарантирована Серьёзная авария с непредсказуемыми последствиями может произойти в любое время. в соответствии с п. 1* ст. 165, части 4 ст. 161 ЖК РФ заявители неоднократно обращались к Главе администрации с требованием провести открытый конкурс по выбору новой управляющей компании либо возложению обязанностей по управлению домом на МУП ЖКХ «Караваево». Бездействие органа местного самоуправления препятствует реализации права заявителей на заключение договора управления домом с управляющей организацией, отобранной на профессиональной основе с соблюдением порядка проведения открытого конкурса, установленного Постановлением Правительства РФ № 75 от 06 февраля 2006 года. Нравственные страдания заявителей заключаются в том, что, обращаясь во все органы власти с просьбами обеспечить надлежащее содержание общего имущества дома, упираются в глухую стену безразличия, бюрократических отписок, круговой поруки, порождающих самоуверенность в безнаказанность чиновников администрации, пос. Караваево за свою несостоятельность по исполнению прямых полномочий по защите прав граждан, тем самым оскорбляют и унижают человеческое достоинство, чем вызывают нервные расстройства, стрессы, безнадёжность в решении элементарных бытовых проблем, недоверие существующей власти.
Заявитель Термаков А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от него принята телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании заявитель Термаков А.В, уточнил заявленные требования, просил признать бездействие администрации Караваевского сельского поселения в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконным, обязать выбрать по конкурсу новую управляющую компанию в целях последующего заключения с ней договора управления по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (адрес) в (адрес), взыскать компенсацию морального вреда в размере *****, взыскать в его пользу судебные расходы в размере ***** за составление заявления (адрес) № 72, находящейся в доме № 63 по ул. Штемана в пос. Караваево Костромского района. В 2008 году собственники дома заключили договор на управление дома с УК ООО «Жилкоммунсервис», после чего доме перешел под управление УК ООО «Жилкоммунсервис». В период действия договора управления управляющая компания систематически не исполняла условия и обязательства по договору, не обеспечивала надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в связи с чем в адрес управляющей компании выносились многочисленные предписания, решения судов, административные штрафы Жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, прокуратурой, Костромским районным и областным судом. 25 ноября 2011 году собственником помещений в многоквартирном доме ООО «Жилкоммунсервис» письменно уведомила о расторжении договора управления многоквартирным домом № по (адрес) с 01 января 2012 года. 10 января 2012 года он в составе инициативной группы с другими собственниками квартир обращались письменно в администрацию Караваевского сельского поселения с просьбой выбрать управляющую компанию на основании открытого конкурса, однако на их заявление администрация не ответила. После расторжения договора с ООО «Жилкоммунсервис» общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о способа управления домом не проводилось, поскольку на улице было холодно, отдельного помещения в доме для проведения собраний нет. Бездействиями администрации Караваевского сельского поселения ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, которые он переживал, поскольку на все обращения он получал грубые ответы из администрации, решение проблемы управления домом было переложено на собственников помещений дома, администрация не принимала никаких мер в сложившейся предаварийной ситуации по проведению открытого конкурса по управлению многоквартирным домом. На основании изложенного просит взыскать в его пользу с администрации Караваевского сельского поселения компенсацию морального вреда в размере ***** в Кроме того, он понес судебные расходы в размере *****, поскольку вынужден был обратиться за юридической помощью для составления заявления в суд, которые просит взыскать в его пользу.
Представитель заявителя Термакова А.В. Термаков В.А., действующий без полномочий, специально оговоренных в доверенности, уточненные требования Термакова А.В. поддержал, пояснил, что с 2008 года жителям дома (адрес) была навязана управляющая компания ООО «Жилкоммунсервис» Администрацией Караваевского сельского поселения.. Управляющая компания никаких работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, указанных в договоре управления домом, не производила. В связи с чем жители обращались в прокуратуру, в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, в суды, которые предписывали ООО «Жилкоммунсервис» надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, выносили предписания, налагали административные штрафы. В ноябре 2011 года ООО «Жилкоммунсрвис» уведомила жителей дома № о расторжении договора на управление многоквартирным домом. После чего жители ходили на прием к главе администрации Караваевского сельского поселения с требованием провести открытый конкурс по отбору управляющей компании, поскольку дом № остался без управления. Однако администрация Караваевского сельского поселения никаких ответов на требования жителей дома не дала, до настоящего времени вопрос об управлении домом № не решен. Дом находится в чрезвычайной ситуации, в любое время может произойти авария.
Заявитель Самойлов И.Р. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании заявитель Самойлов И.Р. уточненные требования поддержал, просил признать бездействие администрации Караваевского сельского поселения в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконным, обязать выбрать по конкурсу новую управляющую компанию в целях последующего заключения с ней договора управления по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (адрес), взыскать компенсацию морального вреда в размере *****, дал пояснения аналогичные пояснениям заявителя Термакова А.В.
Заявитель Торопова Л.Г. уточнила заявленные требования, просила признать бездействие администрации Караваевского сельского поселения в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконным, обязать выбрать по конкурсу новую управляющую компанию в целях последующего заключения с ней договора управления по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (адрес) в срок до 20 июня 2012 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере *****, дала пояснения, аналогичные пояснениям заявителя Термакова А.В.
Представитель заявителя Тороповой Л.Г. Термаков В.А., действующий без полномочий, специально оговоренных в доверенности, уточненные требования поддержал, пояснил, что в соответствии со ст. 18 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее закон) орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. По состоянию на 20 марта 2012 года собственниками помещений в многоквартирном доме (адрес) способ управления домом выбран, это управление домом управляющей компанией, отобранной на основании открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом. Однако выбранный способ не реализован. Согласно ст. 18 ч. 2 указанного Закона ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.В сложившейся ситуации расторжения договора обязательства по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома сохраняются за МУП ЖКХ «Караваево», которая выполняла данные функции до 01 января 2009 года. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилого фонда.. В соответствии со ст. 161 ч. 4 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Поскольку с 01 января 2012 года договор управления домом № 63 по ул. Штеймана в пос. Караваево расторгнут ООО «Жилкоммунсревис» вернуло собственников в ситуацию по состоянию до ноября 2009 года, а орган местного самоуправления нарушил требования ст. 18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». На основании ст. 161 ч. 7 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 ст. 161 ЖК РФ. Во всех четырех обращениях заявителей, адресованных главе Караваевского сельского поселения, начиная с 07 ноября 2011 года, собственники дома № 63 просили отобрать новую управляющую компанию по открытому конкурсу. Однако в нарушение ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответа на указанные обращения не последовало. В силу ст. 165 ч. 1.1 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Собственники дома обращались с данными требованиями, однако глава администрации Караваевского сельского поселения проигнорировав выводы компетентных органов, не выявила нарушений обязательств управляющей компании, не провела собрание собственников жилых помещений по решению вопроса о расторжении договора с такой управляющей, выбора способа управления многоквартирным домом. Глава администрации Караваевского сельского поселения умышленно создает противоправную ситуацию, затягивает решение вопросов с заключением договора с новой управляющей компанией, отобранной по конкурсу. В настоящее время договор с ООО УК «Жилкмоммунсервис» расторгнут, а с новой управляющей компанией договор не заключен. Это является доказательством нереализации своих прав собственниками квартир в доме № а следовательно обязанности выбрать новую управляющую компанию по открытому конкурсу органом местного самоуправления. Общее имущество многоквартирного дома № не обслуживается, не ремонтируется, в апреле 2012 года заканчивается отопительный сезон, согласно приказу Госстрой России № 170 надо проводить работы по подготовке дома и его инженерных сетей к новому отопительному сезону.
Представитель заинтересованного лица администрации Караваевского сельского поселения Смирнова М.М. уточненные требования заявителей не признала, пояснила, что Администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не препятствовала реализации прав заявителей.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как указано в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Как следует из требований заявителей, основанием для предъявления заявления послужило то, что не были даны ответы на обращения заявителей главой администрации Караваевского сельского поселения о проведении открытого конкурса по отбору новой управляющей организации. Считает, что позиция, изложенная в заявлении с дополнениями к нему, основана на неверном толковании заявителями норм материального права. Применительно к рассматриваемым правоотношениям ни на администрацию Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской, ни на главу администрации нормативно не возложена обязанность проведения конкурса по отбору управляющей организации.
25 ноября 2008 года на общем собрании собственников многоквартирного дома (адрес) был выбран способ управления многоквартирным домом как управление домом управляющей компанией ООО УК «Жилкоммунсервис», с которой заключены договоры управления многоквартирным домом. С 01 января 2012 года по инициативе управляющей компании договор управления многоквартирным домом № расторгнут. Выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений.. Как следует из норм Жилищного кодекса реализуемый способ управления домом может быть изменен в любое время на основании решении я общего собрания собственников помещений. Часть 4 ст. 161 ЖК РФ содержит исключения из общего правила о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Указывает, что заявители со ссылкой на данную правовую норму ошибочно полагают, что с учетом фактических обстоятельств данного дела, по причине того, что реализация договора с управляющей компанией прервана в связи с его расторжением, администрация обязана провести конкурс.
Применительно к данной ситуации выполнений всех процедур подготовки и проведения открытого конкурса начитает течь с 01 января 2012 года. Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по управления многоквартирным домом детализируется в Постановлении Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75.
Согласно Правил «Проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 установлены основания проведения открытого конкурса, а именно
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Указанное Постановление Правительства РФ является подзаконным актом, ЖК РФ имеет высшую юридическую силу. В указанных правилах не установлены сроки, в течение которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, что не указывает на то, что сроки не установлены, они урегулированы в ст. 161 ч. 4 ЖК РФ.
В связи с тем, что установленный в ст. 161 ч. 4 ЖК РФ, срок проведения отрытого конкурса не истек, позиция заявителей, указывающая на бездействие администрации Караваевского сельского поселения, не основана на законе.
Согласно п.п. 1.1. ч. 1 ст. 165 ЖК РФ администрацией была проведена проверка управляющей компании ООО «Жилкоммунсервис» по выполнению договора управления, в ходе которой Управляющей компанией были предоставлены отчеты о работах по содержанию общего имущества в 2011 году. Решений о невыполнении ООО «Жилкоммунсервис» обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, Администрацией Караваевского сельского поселения не принимались.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель администрации Костромского муниципального района в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, указали, что заявленные требования не признают в полном объеме, поддерживают пояснения, данные ранее в судебном заседании. Ранее представитель заинтересованного лица администрации Костромского муниципального района Чиронова Ж.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования посчитала необоснованными, пояснила, что права собственников многоквартирного дома (адрес) не нарушены. В соответствии ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Согласно Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75, установлены основания проведения открытого конкурса, а именно собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято. Данное Постановление Правительства не противоречит ст. 161 ч. 4 ЖК РФ, согласно которой установлен годичный срок, в течение которого собственниками помещений не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Постановление Правительства является подзаконным нормативным актом, высшую юридическую силу имеет 188-ФЗ Жилищный кодекс РФ. Письма Администрации Костромского муниципального района, адресованные главе администрации Караваевского сельского поселения, о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом № носят рекомендательный характер, поскольку Администрация Костромского муниципального района не наделена властными полномочиями относительно администрации Караваевского сельского поселения.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Ранее представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области Пищаев И.Р., действующий на основании доверенности, заявленные требования посчитал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя заинтересованного лица Администрации Костромского муниципального района.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель УК ООО «Жилкоммунсервис» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили.
В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С согласия заявителя Тороповой Л.Г.. представителя заявителя Термакова В.А., представителя заинтересованного лица администрации Караваевского сельского поселения, суд рассмотрел дело в отсутствие заявителей Термакова А.В., Самойлова И.Р., представителей заинтересованных лиц администрации Костромского муниципального района, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, УК ООО «Жилкоммунсервис».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
ДДММГГГГ на внеочередном собрании собственников помещений многоквартирного дома (адрес), в котором заявители являются собственниками квартир №, №, №, был определён способ управления домом - управление управляющей организацией ООО «Жилкоммунсервис». Принятое на общем собрании решение оформлено протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № от ДДММГГГГ в форме заочного голосования. По результатам принятого решения собственники помещений многоквартирного дома № заключили договоры управления с ООО «Жилкоммунсервис». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
На основании ст. 450 п. 1, п. 2 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно ст. 453 п. 2 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
24 ноября 2011 года ООО «Жилкоммунсервис» направило извещения собственникам дома № 63 по ул. Штеймана в пос. Караваево, в котором указало, что ДДММГГГГ истекает срок действия договора управления многоквартирным домом № по (адрес), руководствуясь пунктом 8.2 вышеуказанного договора, уведомляют о расторжении 31 декабря 2011 года, заключенного между Управляющей компанией ООО «Жилкоммунсервис» и собственниками договора управления многоквартирным домом.
Данные извещения направлены в том числе заявителем Термакову А.В., Тороповой Л.Г., Самойлову И.Р., ими получены.
Заявителями не оспаривается факт расторжения договора управления многоквартирным домом № по (адрес) с ООО «Жилкоммунсревис». Из пояснений заявителей следует, что расторжение договора ООО «Жилкоммунсревис» в судебном порядке ими не обжаловалось.
16 февраля 2012 года № 97-1 Администрация Караваевского сельского поселения направила письмо директору МУП ЖКХ «Караваево», в котором указано, что в виду отсутствия управляющей компании на многоквартирном доме № (адрес), и в целях исключения аварийных ситуаций на инженерных сетях дома просим приступить к обслуживанию общедомовых инженерных сетей дома (адрес) с 16.02.2012 года до момента решения вопроса о способе управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст.ст. 45, 254 и 255 ГПК РФ, к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод; граждане, считающие, что нарушены их права и свободы, вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 14, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
Частью 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 161 ч. 7 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 ст. 161 ЖК РФ.
Как установлено в ходе судебного заседания многоквартирный дом (адрес) не управляется какой-либо специализированной организацией с 01 января 2012 года, поскольку договор от 25 ноября 2008 года на управление многоквартирным домом № между ООО «Жилкоммунсервис» и собственниками помещений данного многоквартирного дома расторгнут.
Заявителями суду представлены обращения, адресованные главе администрации Караваевского сельского поселения от 07 ноября 2011 года, от 24 ноября 2011 года, в которых указано требование о проведении проверки в силу ст. 165 ч. 1.1 ЖК РФ деятельности управляющей организации в пятидневный срок на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, созыве собрания собственников дома для решения вопроса о расторжении договора с такой управляющей компании и выборе новой управляющей компании или об изменении способа управления данным домом, подготовке и проведении конкурса по отбору новой управляющей компании. 10 января 2012 года, 11 марта 2012 года заявители вновь письменно обратились к главе администрации Караваевского сельского поселения с требованием провести открытый конкурс по выбору новой управляющей компании в порядке ст. 161 ч. 4 ЖК РФ. Копии указанных обращений имеются в материалах дела.
В обоснование заявленных требований и возражений заявители и представитель заинтересованного лица ссылаются на одни и те же нормы жилищного законодательства. Однако, по мнению суда, заявители не верно их толкуют, исходя из их правового смысла.
Статья 161 ч. 4 ЖК РФ устанавливает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее Правила).
Согласно п.3 Правил конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения Жилищного Кодекса.
В указанных Правилах не установлен срок, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, однако данный срок установлен ст. 161 ч. 4 ЖК РФ, составляет один год.
Договор от 25 ноября 2008 года на управление многоквартирным домом № между ООО «Жилкоммунсервис» и собственниками помещений данного многоквартирного дома расторгнут с 01 января 2012 года. После расторжения договора собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Из пояснений заявителей следует, что после расторжения договора с 01 января 2012 года собственниками помещений в многоквартирном доме № общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось, поскольку расторжение договора произошло в зимнее время года, на улице было холодно, отдельного помещения в доме, где проводились бы общие собрания, не имеется. Однако собственниками помещений было создана инициативная группа, которая неоднократно обращалась к администрации Караваевского сельского поселения с письменными требованиями о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Поскольку способ управления домом собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме после 01 января 2012 года не выбран, с момента расторжения договора прошло менее года, суд приходит к выводу, что обязанности по организации и проведению органом местного самоуправления - администрацией Караваевского сельского поселения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не наступило.
Пункт 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).
Иных правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления - администрацию Караваевского сельского поселения обязанности провести открытый конкурс по отбор управляющей компании для управления многоквартирным домом № по (адрес) суд не усматривает.
В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исследовав все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Термакова А.В., Тороповой Л.Г., Самойлова И.Р. к Терентьевой Н.П. о признании бездействия администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района незаконным, об обязании выбрать управляющую компанию по открытому конкурсу, удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд оснований для удовлетворения требований Термакова А.В., Тороповой Л.Г., Самойдова И.Р. не усматривает, то не подлежат удовлетворению и требования заявителей Термакова А.В., Тороповой Л.Г., Самойлова И.Р. о взыскании с администрации Караваевского сельского поселения компенсации морального вреда в размере ***** в пользу каждого заявителя, о взыскании в пользу заявителя Термакова А.В. судебных издержек в размере *****, как производные от первоначального.
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заявителями Термаковым А.В., Самойловым И.Р., Тороповой Л.Г. требований о признании бездействий администрации Караваевского сельского поселения в нарушении установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядка рассмотрения обращений граждан, согласно которому орган местного самоуправления дает письменный ответ на обращение по существу поставленных в обращении вопросов, не заявлено.
Также заявителями Термаковым А.В., Самойловым И.Р., Тороповой Л.Г. требований о признании бездействий администрации Караваевского сельского поселения не проведении проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, не выполнении обязанности по созыву собрания собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом, не заявлено.
Из справки от 07 марта 2012 года № 130-1, представленной Администрацией Караваевского сельского поселения, Администрацией проводилась проверка деятельности управляющей компании ООО «Жилкоммунсервис». По результатам которой получен финансовый отчет о расходовании денежных средств со счета дома № (адрес) и акты о выполнении работ по текущему содержанию и ремонту дома.
Согласно справке от 07 марта 2012 года № 129-1, представленной Администрацией Караваевского сельского поселения, решения о невыполнении управляющей компанией условий договора управления многоквартирным домом администрацией Караваевского сельского поселения не принималось. Согласно представленных документов ООО «Жилкоммунсервис» проводила работы по управлению домом согласно заключенного договора с собственниками жилых помещений дома (адрес). Данные сведения содержаться в сообщении ООО «Жилкоммунсервис», направленном в Костромской районный суд.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Караваевского сельского поселения, Администрация провела переговоры с управляющими компаниями ООО «ДРСУ № 2», УК «Жилстрой», ООО «Кострома- сервис», ООО «Юбилейный 2007», ООО «Ремжилстрой +». По итогом переговоров получено согласие только от одной управляющей компании - ООО «Ремжилстрой +». 21 февраля 2012 года по инициативе администрации Караваевского сельского поселения состоялась встреча представителей дома (адрес) с руководством компании, на которой жители дома задавали интересующие их вопросы по исполнению компанией функций по управлению многоквартирным домом. По итогам встречи принято решение о вынесении вопроса о выборе управляющей компании на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, проведение которого назначено на 17 марта 2012 года.
По инициативе Администрации Караваевского сельского поселения 17 марта 2012 года было созвано общее собрание собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу (адрес), для решения вопроса о выборе управляющей компании ООО «Ремжилстрой», что заявителями не оспаривается.
Из пояснений заявителя Тороповой Л.Г., представителя заявителя Термакова В.А., представителя заинтересованного лица Администрации Караваевского сельского поселения следует, что общее собрание не было проведено в связи с отсутствием кворума.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Термакова А.В., Тороповой Л.Г., Самойлова И.Р. о признании бездействия администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района незаконным, об обязании выбрать управляющую компанию по открытому конкурсу, о взыскании компенсации морального вреда в размере ***** в пользу каждого заявителя, судебных расходов, понесенных заявителем Термаковым А.В. за составление заявления в размере ***** отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Судья М.Ю. Соболева