Дело №2-141/10-2021
46RS0030-01-2020-009620-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года город Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи Митюшкина В.В.,
при секретаре – Ковалевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцовой Веры Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Курске Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Шевцова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа. Документально подтверждено 27 лет и 14 дней, требуется 30 лет. Не засчитаны, в том числе периоды работы: с 1 октября 2017 года по 2 ноября 2020 года в должности <данные изъяты>», а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 20 июля 2018 года, с 24 по 26 сентября 2018 года, с 28 по 29 марта 2019 года, 9 сентября 2019 года, 17 сентября 2019 года, 21 ноября 2019 года, 24 января 2020 года, 18 марта 2020 года, 19 июня 2020 года.
Не согласившись с данным решением, Шевцова В.В. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, в котором (с учетом уточнений) просила включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанный период работы, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
В судебном заседании истец и ее представитель Шеверева Ю.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ефанова Т.Н. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, БМУ «Курская областная клиническая больница» по доверенности Павлович А.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку истец в спорный период осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1, части.1.1 ст.30 указанного ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 предусмотрены сроки назначения страховой пенсии по старости соответствующей категории лиц: так, при возникновении права на пенсию в 2020 году срок назначения пенсии установлен не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее.
Вместе с тем, ч.3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Частями 2,3,4 ст. 30 указанного ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» п.1 Постановления Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16.07.2014 года № 665 (далее – Постановление № 665) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 <данные изъяты> п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
На основании п. 3 Постановления №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списками…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено, что работа в качестве врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков) в больницах всех наименований дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что Шевцова В.В. с 1 августа 1990 года работает в <данные изъяты>» в различных должностях: с 1 августа 1990 года по 31 декабря 1993 года – в должности <данные изъяты>, с 1 января 1994 года по 31 декабря 2011 года – <данные изъяты>, в том числе с 11 октября 1999 года по 30 июня 2000 года – по совместительству в должности ассистента <данные изъяты>, с 1 января 2012 года по 30 сентября 2017 года – в должности <данные изъяты>, с 1 октября 2017 года – в <данные изъяты>. В спорный период с 1 октября 2017 года занята в течение полного рабочего дня на ставку, находилась в отпусках без сохранения заработной платы 20 июля 2018 года, с 24 по 26 сентября 2018 года, с 28 по 29 марта 2019 года, 9 сентября 2019 года, 17 сентября 2019 года, 21 ноября 2019 года, 24 января 2020 года, 18 марта 2020 года, 19 июня 2020 года.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются записями в трудовой книжке, уточняющими справками работодателя, приказами по личному составу, лицевыми счетами, карточками формы Т№2, штатными расписаниями, должностными инструкциями, материалами пенсионного дела, другими материалами.
Заявляя соответствующе требования, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что имело место лишь переименование должности истца (врача-лабораторного генетика на биолога), при этом осуществляемые ею функции, а также условия труда не изменились.
Действительно, протоколом №2 заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах биологов <данные изъяты> от 29 сентября 2017 года в связи с изменением с 1 октября 2017 года наименования должностей специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, замещающих врачебные должности в <данные изъяты>, не повлекшим за собой изменений функциональных обязанностей и условий труда на рабочих местах, предписано считать результаты специальной оценки условий труда, проведенной до 2017 года на рабочих местах, в том числе Шевцовой В.В., в качестве <данные изъяты>, применимыми и действительными для нее в качестве <данные изъяты>.
Согласно карте № специальной оценки условий труда по должности <данные изъяты>) от 29 декабря 2015 года, с которыми была ознакомлена истец, указанные специалисты имеют право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из должностных инструкций <данные изъяты> от 16 октября 2017 года и <данные изъяты> от 18 декабря 2019 года централизованной медико-генетической консультации должностные обязанности указанных должностных лиц не отличаются.
Однако, как было указано ранее, действующим с 13 ноября 2002 года Списком должностей и учреждений …, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, к лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отнесены врачи-специалисты всех наименований и средний медицинский персонал; наименование должности «биолог» в разделе «Наименование должностей» не предусмотрено.
Ни номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 года №801н, ни номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1183н, не содержит должности «биолога» в перечне должностей медицинского и фармацевтического персонала, а является должностью специалиста с высшим профессиональным образованием. Должность же врача клинической лабораторной диагностики отнесена к должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
Единый квалификационный справочник должностей содержит как должность «врач клинико-диагностической лаборатории», «врач-генетик», так и должность «биолог», что свидетельствует о том, что это разные должности.
Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 17 апреля 2013 года №16-5-12/11 разъяснено, что согласно приказу Минздравсоцразвития России №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" требованиями к квалификации специалиста, занимающего должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе «должностные обязанности» квалификационной характеристикой биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, но отсутствие высшего медицинского образования не позволяет выдавать им сертификат специалиста.
Из материалов дела усматривается, что истец в 1990 году окончила <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>» с присуждением квалификации «<данные изъяты>». Таким образом, она не имеет высшего медицинского образования и в спорный период осуществляла работу в должности «<данные изъяты>», относящейся к должности специалиста с высшим немедицинским образованием.
Следовательно, она не могла осуществлять лечебную деятельность, поскольку согласно п.1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Прохождение же истцом профессиональной переподготовки по клинической лабораторной диагностике не наделяет ее правом на замещение врачебной должности, для которой необходимо наличие высшего медицинского образования.
Кроме того, как следует из приказа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №-Л-а с 1 октября 2017 года введено в штатное расписание наименование должности «<данные изъяты>» для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, замещающих врачебные должности в <данные изъяты>».
Из представленных штатных расписаний за 2017-2020 годы видно, что в штате лаборатории имелись должности как врача – лабораторного генетика, так и биолога.
Согласно п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку в штатных расписаниях БМУ «Курская областная клиническая больница» поименованы как должность врача – лабораторного генетика, так и биолога, оснований для установления тождественности выполняемых истцом работ по должности «биолог» работам по должности «врач – лабораторный генетик» не имеется.
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорного периода работы с 1 октября 2017 года по 2 ноября 2020 года не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Шевцовой Вере Валерьевне о включении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы в должности <данные изъяты> с 1 октября 2017 года по 2 ноября 2020 года, признании права на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 15 февраля 2021 года в 17 часов.
Судья