РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2022 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2486/2022 по административному исковому заявлению Терещенко Анатолия Васильевича к Государственной жилищной инспекции Самарской области, руководителю управления лицензирования ГЖИ Самарской области Давиденко А.В. о признании приказа о внесении изменений в реестр лицензий незаконным и его отмене, с участием заинтересованных лиц ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион", директора ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион" Щербаковой М.Е.,
УСТАНОВИЛ:
09.04.2022 г. (согласно штампу на почтовом конверте) Терещенко А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявления указано, что жилой дом № 240Б по ул. Советской Армии, состоящий из 10 подъездов строило ЗАО «Гагаринец» в порядке долевого строительства. Шесть подъездов сданы в эксплуатацию 20 лет назад и дольщики получили свидетельства о регистрации права собственности, затем было построено еще 4 подъезда (с 7 по 10), но без разрешения на строительство и отвода земли. Достроить эти подъезды застройщик не смог из-за банкротства. Позже дольщики этих подъездов зарегистрировали свое право собственности на объект незавершенного строительства в судебном порядке. Для подъездов с 1 по 6 запущена в эксплуатацию котельная производительностью согласно проекта, только на шесть подъездов. Собственники квартир в подъездах с 7 по 10 жаловались в ТСЖ на недостаточное отопление, но котельная по проекту рассчитана только на 6 подъездов. Недостаток отопления еще связан с тем, что фасады их подъездов не утеплены, в подъездах нет систем отопления. Собственники подъездов с 7 по 10 считают, что ТСЖ должно закончить строительство, в том числе и за счет фонда капитального ремонта. Собственники квартир подъездов с 7 по 10 решили привлечь стороннюю компанию, которая вложив средства могла бы достроить их подъезды. Большинство собственников квартир в подъездах с 1 по 6 против смены ТСЖ на другую управляющую компанию. Инициативная группа от подъездов с 7 по 10 обратилась к компании Легион с просьбой взять весь дом под свое управление. Было организовано «фейковое» собрание собственников дома, на котором собственники якобы согласились на передачу всего дома под управление управляющей компании Легион. В ГЖИ Самарской области были представлены фальшивые документы о собрании собственников. 08.09.2021 г. ООО «ЖКУ Легион» была выдана лицензия на право управления домом № 2410Б по ул. Советской Армии в г. Самаре с 01.10.2021 г.
Ссылаясь на нарушение своих прав административный истец просил суд: признать приказ ГЖИ Самарской области № 30717-ул о выдаче лицензии компании ООО «ЖКУ Легион» на право управления домом № 240Б по ул. Советской Армии в г. Самаре от 08.09.2021 г. незаконным, отменить приказ № 30717-ул о выдаче лицензии компании ООО «ЖКУ Легион» на право управления всем домом.
В судебном заседании административный истец Терещенко А.В. требования административного иска поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить указанные требования.
Представитель административного ответчика ГЖИ Самарской области – Федулов В.М., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЖКУ Легион» - Крючкова И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражения на иск.
Заинтересованные лица ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион", директор ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион" Щербакова М.Е. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что согласно имеющихся сведений информационных систем многоквартирный дом № 240Б по ул. Советской Армии в г. Самаре с 01.01.2011 г. по 30.09.2021 г. находился в управлении ТСЖ «Волжские Зори», а с 01.10.2021 г. указанный дом находится в управлении ООО «ЖКУ «Легион».
Приказом ГЖИ Самарской области №638 от 17.02.2020 г. ООО «ЖКУ «Легион» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения о лицензии №063 000645 дата регистрации 17.02.2020 г.
Согласно лицензии №063 000645 от 17.02.2020 г. ГЖИ Самарской области представлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «ЖКУ «Легион», сроком на пять лет, до 17.02.2025 г.
19.02.2020 г. сведения о лицензии №063 000645 от 17.02.2020 г. внесены в реестр лицензий субъекта РФ Самарской области.
В соответствии с протоколом № 1 от 30.07.2021г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: д. № 240Б по ул. Советской Армии в г. Самаре, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 28.06.2021г. по 20.07.2021г. собственниками помещений приняты решения, в том числе об изменении способа управления – переход от формы управления ТСЖ к управляющей организации, утверждение управляющей организации ООО «ЖКУ «Легион» для заключения с ней договора управления, об утверждении формы и условий договора управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений.
26.08.2021г. от ООО «ЖКУ «Легион» (вх. 30717-ул) в ГЖИ Самарской области поступило заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых заявителем осуществляется деятельность по управлению, согласно Приложению №1 ООО «ЖКУ «Легион» осуществляет деятельность по управлению в том числе дома 240б по улице Советская Армия в г. Самаре, также приложен протокол общего собрания №1 от 30.07.2021 г., договор №46 от 03.08.2021 г.
На основании заявления от 26.08.2021г. о внесении изменений в реестр лицензий управляющих организаций Самарской области консультантом отдела ведения реестра лицензий управления лицензирования государственной жилищной инспекции Самарской области Добродеевым И.Ю. проведена проверка заявления о внесении изменений в реестр лицензий Самарской области и иных представленных лицензиатом документов на предмет лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр, согласно заключению №30717-ул от 08.09.2021 г. по результатам проверки принято решение: о внесении изменений в реестр лицензий Самарской области.
08.09.2021г. Жилищной инспекцией издан Приказ № 30717-ул о внесении изменений в реестр лицензий Самарской области о включении с 01.10.2021г. в реестр сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым будет осуществлять лицензиат ООО «ЖКУ «Легион». Данный приказ подписан руководителем Управления лицензирования Давиденко А.В. в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с компетенцией органа государственного лицензионного контроля и жилищного надзора по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от 01.04.2022 г. по иску Шустовой В.Г., Полковниченко М.А., Шпагина А.П., Почапского А.В., к Кабанову А.Г., Синюковой Г.И., Бересневой Л.К., Медведеву М.А. о признании протокола №1 от 30.07.2021 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД недействительным по гражданскому делу № 2-416/2022 в удовлетворении исковых требований в данной части отказано.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2021 г. по делу № А55-29394/2021 по заявлению ТСЖ «Волжские Зори» о принятии обеспечительных мер в рамках дела по заявлению Товарищества собственников жилья "Волжские Зори" к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Самарской области, выразившегося во включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме № 240Б по улице Советской Армии, г.Самара, деятельность по управлению, которым осуществляет лицензиат - ООО «ЖКУ «Легион» и обязании Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТСЖ «Волжские Зори» путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом № 240Б по улице Советской Армии, г.Самара, из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО «ЖКУ «Легион» заявление Товарищества собственников жилья "Волжские Зори" о принятии обеспечительных мер оставлено без удовлетворения.
Постановлением одиннадцатого арбитражного апелляционного суда определение Арбитражного суда Самарской области от 08 октября 2021 года об отказе в принятии обеспечительных мер по делу № А55-29394/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п. 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требовании, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее по тексту - Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с п. 6 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно п. 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает в том числе решение: о внесении изменений в реестр.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и отмене приказа № 30717-ул ГЖИ Самарской области от 08.09.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Самарской области о включении с 01.10.2021г. в реестр сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым будет осуществлять лицензиат ООО «ЖКУ «Легион» не имеется, поскольку приказ № 30717-ул ГЖИ Самарской области от 08.09.2021г. принят на законных основаниях, порядок принятия оспариваемого приказа соблюден, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Доводы административного истца не являются основаниями к удовлетворению требований административного иска.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что ООО «ЖКУ «Легион» было размещено на подъезде № 3 по ул. Советской Армии, д. 240 «Б», объявление о том, что на основании приказа ГЖИ Самарской области № 30717-ул от 08.09.2021 г. с 01.10.2021 г. жильцов будет обслуживать ООО «ЖКУ «Легион», что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом и подтверждается фотографией от 29.09.2021 г. с телефона директора ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион" Щербаковой М.Е. Кроме того, из заявления от 02.08.2022 г. следует, что административный истец знал с октября 2021 г. о том, что от ТСЖ «Волжские Зори» были поданы в суды несколько исков к ООО "Жилищно-коммунальное управление" Легион" и ГЖИ Самарской области, в связи с несогласием, в том числе, с приказом ГЖИ Самарской области № 30717-ул от 08.09.2021 г. с 01.10.2021 г.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд Терещенко А.В. не представлено, и указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями административного иска, так как приказ № 30717-ул о внесении изменений в реестр лицензий Самарской области о включении с 01.10.2021 г. в реестр сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым будет осуществлять лицензиат ООО «ЖКУ «Легион» издан государственной жилищной инспекцией Самарской области - 08.09.2021 г., а административный истец узнал о наличии указанного приказа не позднее октября 2021 г., однако, он обратился в суд лишь 09.04.2022 г., т.е. за пределами трехмесячного срока установленного законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административного истца Терещенко А.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Терещенко Анатолия Васильевича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 08 августа 2022 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья:
Секретарь: