Дело № 2-2976/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Н.В.
с участием прокурора Ященко М.И.
при секретаре Ефремове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фетисова И.А. о признании незаконным решение Совета депутатов городского поселения ..... «Об утверждении схемы образования многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....»
УСТАНОВИЛ:
Фетисов И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение Совета депутатов городского поселения ..... «Об утверждении схемы образования многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....».
В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов городского поселения ..... «Об утверждении схемы образования многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....» утверждена схема двух пятимандатных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов г.п....... В указанном решении указано, что число избирателей в г.п...... составляет 6173 чел., средняя численность избирателей в округе – 3087 человек, при этом в решении указано, что в избирательном округе № число избирателей составляет 2905 человек, в округе № – 3268 человек. Вместе с тем, согласно данным протоколов об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов г.п...... ДД.ММ.ГГГГ. в списки избирателей в избирательном округе № внесено 3633 избирателей (избирательный участок № чел., № – 959 чел.), в избирательном округе № внесено 2615 избирателей (избирательный участок № чел., № – 1529 чел.) Таким образом, отклонение числа избирателей от максимально допустимой нормы представительства избирателей составляет 237 человек, а отклонение от минимально допустимой 105 человек. При образовании избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов г.п...... не соблюдено требование закона о соблюдении примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат, допущено отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства более чем на 10%, что является нарушением закона. Указанным решением Совета депутатов нарушены права избирателей и кандидатов, в том числе право заявителя на участие в выборах на равных основаниях.
Заявитель: Фетисов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо: представитель Совета депутатов городского поселения ..... в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, поддержал представленные письменные возражения на заявление.
Заинтересованное лицо: представитель Избирательной комиссии городского поселения ..... в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Прокурор ФИО в судебном заседании полагала заявленные требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Решением Избирательной комиссии городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ. № Совету депутатов г.п...... направлено предложение об определении схемы двух пятимандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....(л.д.81-83)
Решением Совета депутатов городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена схема образования двух пятимандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....(л.д.7-8,84-86) Данное решение опубликовано в газете «.....» от ДД.ММ.ГГГГ. №(л.д.105)
Согласно схеме образования двух пятимандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения ..... общая численность избирателей в г.п...... – 6173 человек, количество депутатов Совета депутатов г.п...... - 10 человек, количество пятимандатных избирательных округов: 2. Избирательный округ № – всего избирателей в округе 2905 человек, избирательный округ № - всего избирателей в округе 3268 человек(л.д.85)
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
В силу ч.1 ст.9 Закона Московской области «О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» от 04.06.2013г. №46/2013-ОЗ для проведения выборов депутатов Советов депутатов, других должностных лиц местного самоуправления образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
На основании п.2 ст. 18 Федерального закона РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
В силу ч.2 ст.9 Закона Московской области «О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» от 04.06.2013г. №46/2013-ОЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в Совет депутатов муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий Совет депутатов муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в вышеуказанный срок, в том числе в связи с отсутствием Совета депутатов муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем через один месяц по истечении вышеуказанного срока.
Согласно ст.16 Устава г.п...... Совет депутатов городского поселения Новоивановское состоит из 10 депутатов, избираемых жителями городского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законом ..... №101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в .....», настоящим Уставом. Срок полномочий депутатов – 5 лет. Депутаты избираются по двум пятимандатным избирательным округам(л.д.19-66)
В соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 02.10.2012г. №157-ФЗ схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования сроком на десять лет в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем за шесть месяцев до ближайшего ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах, а для проведения выборов во второе воскресенье ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердят в указанный срок схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до истечения срока назначения соответствующих выборов.
Согласно п.5 ст.4 Федерального закона РФ №157-ФЗ от 02.10.2012г. избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет ее на утверждение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не позднее 1 декабря года, предшествующего году назначения соответствующих выборов, а для проведения выборов во второе воскресенье ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.10 ст.16 Федерального закона РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС ".....".
Таким образом, определение схемы образования многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения ..... должно было осуществляться на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории городского поселения ..... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ число избирателей, участников референдума -№ (л.д.15)
На основании ч.4 ст.18 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов; б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов; в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
В силу п.1 ч.4 ст.9 Закона Московской области «О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» от 04.06.2013г. №46/2013-ОЗ при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат (мандат другого должностного лица местного самоуправления). Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов (мандатов других должностных лиц местного самоуправления) в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей.
Из представленной схемы следует, что образованы два избирательных округа № и № всего избирателей в округе № – 2905 человек, всего избирателей в округе № – 3268 человек(л.д.8) Общая численность избирателей – 6173 человек, средняя численность избирателей в округе – 3087 человек.
Заявитель не доказал, что такое формирование избирательных округов нарушает его активное и пассивное избирательное право.
Доводы заявителя о том, что отклонение числа избирателей от максимально допустимой нормы представительства избирателей составляет 237 человек, а отклонение от минимально допустимой 105 человек, суд находит несостоятельными, каких-либо расчетов в подтверждение своей позиции заявителем не представлено.
Доводы заявителя о том, что на выборах в списки избирателей в избирательных округах № и № внесено иное число избирателей, чем указано в схеме образования многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения ....., суд также находит несостоятельными, поскольку многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, согласно которому установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, и из представленных документов следует, что численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории городского поселения ..... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6173 чел.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Фетисова И.А. не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Фетисова И.А. о признании незаконным решение Совета депутатов городского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ № 108/16 «Об утверждении схемы образования многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения .....» - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Н.В.Галкина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.