РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-596/2020 по иску Макарова Павла Владимировича, Макарова Никиты Владимировича к 1 отделу (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к 1 отделу (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, указав, что они приходятся сыновьями умершему подполковнику запаса ФИО9, который проходил военную службу в цикле управления войсками 34 курсов младших лейтенантов округа (г. Чита) и был уволен в запас в ноябре 2002 г. по истечении срока контракта о прохождении военной службы с выслугой лет в календарном исчислении 21 год.
В период прохождения ФИО10 военной службы на территории пгт. Рощинский Самарской области 24 октября 1994 года его отцу и членам его семьи на основании ордера № 1069 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года. До настоящего времени статус данного жилого помещения не изменился.
Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа № 249 от 05 ноября 2002 года подполковник ФИО8 уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
16 июня 2015 года ФИО11 умер.
11 ноября 2019 года истцы, как члены семьи умершего подполковника запаса ФИО12 обратились с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимися в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего в соответствии с п. 3.1. ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении с составом семьи три человека жилого помещения в г. Чита (последнее место военной службы Макарова В.В.), однако решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № 08-01/10 от 13 февраля 2020 года истцам отказано в принятии на учет нуждающихся, предоставляемых по договору социального найма.
В данном решении начальник 1 отдела ссылается на нормы части 3.1 статьи 24 Федерального Закона от 25.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», мотивирует свой отказ тем, что, по его мнению, подполковник запаса ФИО13 в период прохождения военной службы, нуждающимся в получении постоянного жилого помещения, не признавался, на момент смерти ФИО14 на учете нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
Истцы указывают в иске, что подполковник запаса ФИО15 был уволен в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с выслугой лет в календарном исчислении более 21 года. Согласно представленных в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации документов, подполковник запаса ФИО1 с 24.10.1994 года вместе с членами ее семьи до даты смерти проживал в служебной квартире по адресу: <адрес>, пгт. Рощинский, <адрес> <адрес>, <адрес>. Ни он, ни члены его семьи не имели в собственности иных жилых помещений. Полагают, что подполковник запаса ФИО1 имел все основания быть признанным нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с частью 3.1 статьи 24 Федерального Закона до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Считают, что отказ начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 13 февраля 2020 года № 08-01/10, неправомерен, так как они имеют право на обеспечение жилым помещением с учётом права умершего военнослужащего, по договору социального найма по последнему месту службы их отца в г. Чита, так как их отец до его увольнения с военной службы имел основания быть признанным нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в г. Чита и они как члены семьи умершего подполковника запаса ФИО1 имеют гарантии, предусмотренные п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Просят признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации от 13 февраля 2020 года № 08-01/10 незаконным; признать за ФИО2 и ФИО3 право на обеспечение постоянным жилым помещением по последнему месту службы отца ФИО1 в г. Чита за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; обязать ответчика принять на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в городе Чита.
Представитель истца ФИО2 по доверенности Товбин А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Истец Макаров Н.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил судебное заседание провести без его участия (л.д. 26 т.1).
Представитель 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Некуш К.Б., действующий на основании доверенности, иск не признал, ссылаясь на законность вынесенного решения, просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Макаров П.В., Макаров Н.В. приходятся сыновьями умершему подполковнику запаса ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-EP № 537114 (л.д. 37 т.1), свидетельством о рождении cерии I-ЖА № 449371 (л.д. 41 т.1).
Согласно выписке из приказа Командующего войсками Сибирского военного округа (по личному составу) № 249 от 05.11.2002, ФИО1 проходил военную службу в цикле управления войсками 34 курсов младших лейтенантов округа (г. Чита) и был уволен с зачислением в запас 22 октября 2002 г. Выслуга лет в военной службе составляет: календарная – 21 год, в льготном исчислении – 23 года 2 мес.(л.д. 17 т.1).
Из справки от 31.10.2019, выданной начальником Центра социального обеспечения Военного комиссариата Ростовской области, следует, что подполковник запаса ФИО1, 21.11.2002 г. уволен с военной службы по статье 51 п.1 подп. « Б» по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта и его общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет 23 года, а в календарном – 21 год (л.д. 13 т.1).
В период прохождения Макаровым В.В. военной службы на территории пгт. <адрес> 24 октября 1994 года ФИО1 и членам его семьи на основании ордера № 1069 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 14 т.1).
Согласно выписке из поквартирной карточки от 31.07.2019 № 133, выданной Управляющей компанией Общества с ограниченной ответственностью «СОКОЛ», по адресу: <адрес>, площадью 34,10 кв.м., зарегистрированы: ФИО1 (ответственный квартиросъемщик) с 21.02.1995 по 25.08.1999, с 13.02.2003 по день смерти -20.06.2015; ФИО7 (жена) с 21.02.1995 по 12.08.2014, Макаров Н.В. (сын) с 21.02.1995, Макаров П.В. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15 т.1).
В судебном заседании установлено, что указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года. До настоящего времени статус данного жилого помещения не изменился.
Из свидетельства о смерти серии III-EP № 667295 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 16.06.2015, о чем отделом ЗАГС (записи актов гражданского состояния) Железнодорожного района г.о.Самара управления ЗАГС Самарской области составлена запись акта о смерти № 1263 (л.д. 16 т.1).
11 ноября 2019 года, истцы как члены семьи умершего подполковника запаса Макарова В.В., обратились с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о признании их нуждающимися в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего в соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении жилого помещения (л.д. 30-31, 32, 33 т.1).
Последнее место прохождения службы умершего Макарова В.В. город Чита, что подтверждается выпиской из приказа начальника 34 курсов младших лейтенантов № 231 от 21.11.2002 (л.д. 75 т.1), типовым контрактом № 451 от 29.03.2000 (л.д. 60-61 т.1), а также послужным списком ФИО1 (л.д. 64-75 т.1).
Решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № 08-01/10 от 13 февраля 2020 года Макарову П.В., Макарову Н.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по договору социального найма (л.д. 11 т.1).
Отказывая в принятии на учет истцов в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации сослался на часть 3.1 статьи 24 Федерального Закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указал, что ФИО1 на момент увольнения не был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. В связи с чем, Макаров Павел Владимирович. Макаров Никита Владимирович к указанной выше категории граждан не относятся (л.д. 11 т.1).
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона от 27 мая 1998 г. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Закона Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является выяснение вопроса о том, имели ли истцы основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до увольнения ФИО1 с военной службы.
( Вывод о правильном толковании правовой нормы указанным образом сделан в судебных актах Верховного Суда Российской Федерации, в частности в Определении от 4 декабря 2018г № 5-КГ18-281; в Определении от 24 сентября 2019г. № 20-КГ19-8; Определении от 4 июля 2017г. № 78-КГ17-42; Определении от 13 июля 2015г. № 5-КГ15-67; Определении от 15 мая 2018г. № 210-КГ18-9).
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Подполковник запаса ФИО1 уволен в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с выслугой лет в календарном исчислении более 21 года. ФИО1 с 24.10.1994 года вместе с членами его семьи до даты смерти проживал в служебной квартире по адресу: <адрес> <адрес>. Ни он, ни члены его семьи не имели в собственности никаких иных жилых помещений, что подтверждаются имеющимися в деле уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимого имущества (л.д. 78-80 т.1). Кроме того, площадь занимаемого ФИО1, с учетом проживающих членов его семьи, жилого помещения 34,10 кв.м., составляла менее учетной нормы, что позволяет сделать вывод о необеспеченности ФИО1 и членов его семьи жилым помещением и нуждаемости в получении жилого помещения. В связи с чем, ФИО1 на момент смерти имел все основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении в соответствии с частью 3.1 статьи 24 Федерального Закона до своей гибели (смерти), а также увольнения с военной службы.
На момент рассмотрения заявления истцов их жилищные условия не изменились, они продолжают быть зарегистрированными и имеют право на проживание по прежнему месту жительства, в жилом помещении, относящимся к служебному, в силу чего имеют право быть обеспеченными жилым помещением за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о незаконности решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ « Центррегионжилье» об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от 13 февраля 2020 года № 08-01/10.
Истцы просят признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением по последнему месту службы отца ФИО1 в г.Чите за средств Министерства обороны Российской Федерации.
Умерший ФИО1 имел соответствующий срок военной службы, уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации с выслугой более 21 года, у него и членов его семьи не имелось в собственности жилого помещения, отвечающего требованиям об уровне обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения, не имеется такого и в настоящее время, в силу чего он приобрел право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В силу ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
Согласно абз. 5 п.5 ст. 2 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 100 ЖК Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Таким образом, вместе с ФИО1 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях могут только лица, которые являлись членами семьи ФИО1
ФИО1 на основании ордера № 1069 от 24.10.1994 во временное пользование была предоставлена квартира, имеющая статус служебного жилого помещения. В ордер включены члены семьи нанимателя: жена ФИО7, с которой брак впоследствии был расторгнут (л.д. 43 т.1), двое сыновей. (л.д 37 т.1).
Макаров Н.В. и Макаров П.В. да настоящего времени зарегистрированы по месту жительства в квартире по вышеуказанному адресу (л.д. 15 т.1).
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что члены семьи ФИО1 – Макаров П.В., Макаров Н.В. имеют все основания для признания за ними права на обеспечение постоянным жилым помещением по последнему месту службы отца ФИО1 в г.Чите за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что для удовлетворения заявления истцов их отцу ФИО1 необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, основаны на неправильном толковании правовых норм.
Такой вывод из буквального толкования пункта 3.1 статьи 24 Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не следует.
С учетом вышеизложенного, подлежит удовлетворению требование истцов о принятии их на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в городе Чите.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Макарова Павла Владимировича, Макарова Никиты Владимировича к 1 отделу (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации от 13 февраля 2020 года № 08-01/10.
Признать за Макаровым Павлом Владимировичем, Макаровым Никитой Владимировичем право на обеспечение постоянным жилым помещением по последнему месту службы отца ФИО1 в г. Чите за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать 1 отдел (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять ФИО2, ФИО3 на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в городе Чите.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2020 г.