12-56/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 июня 2017 г. г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Доронин С.В.,
при секретаре Плехановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП Булучевского Олега Анатольевича на постановление заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2, 3, 6 ст. 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях /далее КоАП РФ/,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. ИП Булучевский О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2,3 и 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30000 руб. Согласно указанному постановлению 13.03.2017 года в 11 часов 00 минут на ул. Калинина 25/5, в ходе проведения прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Булучевского О.А. установлено, что Булучевский О.А., являясь индивидуальным предпринимателем, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по регулярному городскому автобусному маршруту №25 допустил следующие нарушения действующего законодательства РФ:
осуществлял перевозку пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Так в нарушение требований пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» индивидуальным предпринимателем не проводились обязательные послерейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся с нарушением п.п 2 пункта 10 приложения к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" в части не проведения процедуры по выявлению признаков алкогольного опьянения, остаточных явлений опьянений, так как не проводится обязательный тест количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Указанные факты подтверждаются актом проверки от 13.03.2017 года б/н, объяснением Булучевского О.А. и другими документами дела.
За осуществление перевозки пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств предусмотрена административная ответственность индивидуальных предпринимателей как юридических лиц по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ. в виде наложения административного штрафа в размере 30000 тысяч рублей.
До 16.02.2017 года не проводился, предусмотренный пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее Правила) предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пунктом 4 ст. 20 обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно этим Правилам (утверждены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), путевой лист служит для фиксации технического состояния транспортного средства (п. 29 Правил). Путевыми листами обязан обеспечивать водителей любой субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров (подп. 1 п. 62 Правил).
Согласно пункта 29 Правил, сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Согласно пункта 18 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Согласно пункта 28 Правил запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, проводимый с 16.02.2017 года, с дня начала проведения проверки, проводится с нарушением установленных требований ввиду того, что инструменты и приборы (прибор для проверки рулевых управлений, манометр шинный, секундомер, штангенциркуль, линейка измерительная металлическая) необходимые для проведения контроля технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии), находящиеся на контрольно-техническом пункте не поверены в установленном порядке.
Согласно пункта 36 «Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 9 декабря 1970 г. N 19, для проверки подвижного состава, прибывающего с линии и выпускаемого на линию, в автотранспортном предприятии (организации) должен быть создан контрольно - технический пункт (КТП) с осмотровой канавой (эстакадой, полуэстакадой, подъемником) и комплектом необходимых инструментов, приспособлений и оборудования.
Пунктом 4 (таблица 4) руководящего документа РД 200-РСФСР-15-0179-83 «Руководство по организации технологического процесса работы службы технического контроля АТП и объединений» Министерства автомобильного транспорта РСФСР установлен перечень оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструмента необходимого для проверки технического состояния автомобилей при выпуске (возврате) с линии (прибор для проверки рулевых управлений, манометр шинный, секундомер, штангенциркуль, линейка измерительная металлическая), а также перечень работ, проводимых при выпуске, а также приемке транспортных средств с линии. Согласно указанного перечня проводимых работ по проверке технического состояния транспортного средства при выпуске его на линию применяется весь вышеуказанный перечень контрольно-измерительных приборов, при помощи которых проверяется состояние узлов и агрегатов рулевого управления, тормозных систем, подвески и трансмиссии визуально и с помощью приборов и инструментов.
Согласно требований статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять на поверку.
Указанные факты подтверждаются актом проверки от 13.03.2017 года б/н, объяснением Булучевского О.А. и другими документами дела.
За осуществление перевозки пассажиров с нарушением обязательных требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, предусмотренных п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ предусмотрена административная ответственность индивидуальных предпринимателей как юридических лиц по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. в виде заложения административного штрафа в размере 30000 тысяч рублей.
3) В нарушении требований пункта 1 статьи 20 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 27 Правил (Приказ Минтранса № 7), индивидуальным предпринимателем не проводится техническое обслуживание и ремонт используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предписано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по эксплуатации транспортных средств обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 27 Правил (Приказ Минтранса № 7), которые разработаны во исполнение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Согласно Разделу 9 эксплуатационной документации транспортных средств автобусов семейства ПАЗ, завод изготовитель устанавливает следующие виды и периодичности работ технического обслуживания:
-ежедневное техническое обслуживание (ЕО) - проводится ежедневно в два этапа: перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения также следует проверять техническое состояние автобуса в объёме контрольных работ ЕО.
-техническое обслуживание после первой 1000 км пробега (ТО-1000)- после обкатки автобуса;
-первое техническое обслуживание (ТО-1) - через каждые 4000 км пробега;
-второе техническое обслуживание (ТО-2) - через каждые 16000 км пробега;
-сезонное техническое обслуживание (СО) - проводится два раза в год весной и осенью при значительном сезонном изменении температур окружающего воздуха.
При проведении работ ТО-1000, ТО-1, ТО-2 и СО выполняются работы ЕО в полном объёме. При проведении работ ТО-2 выполняются работы ТО-1 в полном объёме. Проведение СО совмещается с ТО-2.
В соответствии с требованиями пункта 5 Приказа Минтранса №7 мероприятия, предусмотренные пунктом 2.3 Приказа, а именно поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства, оформляются документально.
Указанные факты подтверждаются актом проверки от 13.03.2017 года б/н, объяснением Булучевского О.А. и другими документами дела.
За осуществление перевозки пассажиров с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 статьи 12.31.1 КоАП РФ. предусмотрена административная ответственность индивидуальных предпринимателей как юридических лиц по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ. в виде наложения административного штрафа в размере 25000 тысяч рублей.
Таким образом, Булучевский Олег Анатольевич, не предпринял необходимых мер для соблюдения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в результате чего стало возможным осуществление перевозки пассажиров с нарушениями требований действующего законодательства.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Булучевский О.А. подал жалобу в суд на указанное постановление о привлечении его к административной ответственности. Мотивирует тем, что при проведении проверки прокурором необходимая документация не истребована, в связи с чем не ясна была цель проверки. Указал, документация ведется в полном объеме, технический контроль проводится согласно требованиям законодательства. Также указал, что требования о необходимости проведения поверок инструментов не основаны на нормах права.
В судебном заседании Булучевский О.А. поддержал доводы жалобы в полном объеме по изложенным выше основаниям. Дополнительно Булучевский О.А. пояснил, что постановлениями прокурора о возбуждении административного производства от 31.03.2017 г. административное производство возбуждено в отношении должностного лица, в то время как постановление о привлечении к административной ответственности № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. вынесено в отношении индивидуального предпринимателя, ответственность которого предусмотрена наравне с юридическим лицом, в связи с чем положение лица, привлекаемого к административной ответственности, необоснованно ухудшено, а постановления о привлечении к административной ответственности вынесено в отношении лица, производство по которому не возбуждалось.
Заместитель командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Шевкунов И.И. с доводами жалобы не согласился, представил возражения, в которых считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав ИП Булучевского О.А., помощника прокурора Середу Е.Н., изучив доводы жалобы, исследуя материалы дела, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а постановление отмене по следующим основаниям.
В силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 24.1, 30.6, 30.9 задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствие ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Часть 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в виде административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями данного Закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Выделяют профилактический, предварительный, периодический, предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры (ст. 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в целях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения проводятся обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предсменные (предрейсовые) и послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств установлен Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", а также изложен в Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв. Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555. Письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 доведены до сведения Методические рекомендации об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Доказательством прохождения водителем транспортного средства предрейсового и послерейсового медицинских осмотров является штамп в путевом листе с указанием даты, времени прохождения медицинского осмотра, показаний одометра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152).
Таким образом, как перед началом рейса, так и по его окончании водитель транспортного средства, если его работа связана с перевозкой пассажиров, обязан пройти соответствующий медицинский осмотр.
Постановлением прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от 31.03.2017 г. в отношении должностного лица Булучевского О.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что индивидуальным предпринимателем не проводились обязательные послерейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся с нарушением п.п 2 пункта 10 приложения к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" в части не проведения процедуры по выявлению признаков алкогольного опьянения, остаточных явлений опьянений, так как не проводится обязательный тест количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.
При этом, как в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2017 г., так и в обжалуемом постановлении от 20.04.2017 г. отсутствует указание когда, в отношении каких водителей (какого транспортное средство) обязательные осмотры не проводились либо проводились с нарушением. Как не установлен и сам факт перевозки пассажиров (наличие лицензии факт перевозки не подтверждает, но указывает на наличие права заниматься указанной деятельностью).
Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.
Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении.
По смыслу закона, описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, связанного с нарушением требований о проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств, в постановлении заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. в этой части не сформулировано, т.е. не описаны фактические обстоятельства административного правонарушения, что свидетельствует о нарушении административным органом статьи 29.10 КоАП РФ.
Постановлением заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. ИП Булучевский О.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания, согласно примечанию к данной статье, как юридическому лицу. В связи с чем, суд находит доводы заявителя в части ухудшения его положения и нарушения его прав обоснованными, поскольку постановление вынесено в отношении лица, административное производство в отношении которого не возбуждалось, что является основанием для отмены вынесенного постановления.
Кроме того, указанные в постановлении обстоятельства, согласно которым предрейсовые медицинские осмотры проводятся с нарушением п.п 2 пункта 10 приложения к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" в части не проведения процедуры по выявлению признаков алкогольного опьянения, остаточных явлений опьянений, так как не проводится обязательный тест количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, не нашли своего подтверждения в суде.
Согласно Журналу регистрации предрейсовых медицинских осмотров в графе «проба на алкогольное опьянение» (в административных материалах отсутствует, представлен в суд прокурором) результат ставился в виде прочерка как «отрицательный», что не противоречит Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв. Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555, предусматривающей оценку пробы по критерию «положительная-отрицательная».
Согласно части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), результатом которых являются нарушения требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Также приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 утвержден Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, являющийся Приложением N 2 к указанным Правилам.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
Таким образом, требование осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров, багажа или грузов, невыполнение которого образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от 31.03.2017 г. в отношении должностного лица Булучевского О.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что до 16.02.2017 года не проводился, предусмотренный пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее Правила) предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, проводимый с 16.02.2017 года, с дня начала проведения проверки, проводится с нарушением установленных требований ввиду того, что инструменты и приборы (прибор для проверки рулевых управлений, манометр шинный, секундомер, штангенциркуль, линейка измерительная металлическая) необходимые для проведения контроля технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии), находящиеся на контрольно-техническом пункте не поверены в установленном порядке.
При этом, как в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2017 г., так и в обжалуемом постановлении от 20.04.2017 г. отсутствует указание когда, в отношении какого транспортного средства контроль технического состояния не проводился либо проводился с нарушением. Как не установлен и сам факт перевозки пассажиров (наличие лицензии факт перевозки не подтверждает, но указывает на наличие права заниматься указанной деятельностью).
Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.
Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении.
По смыслу закона, описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, связанного с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, занятого в пассажирских перевозках, в постановлении заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. в этой части не сформулировано, т.е. не описаны фактические обстоятельства административного правонарушения, что свидетельствует о нарушении административным органом статьи 29.10 КоАП РФ.
Постановлением заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. ИП Булучевский О.А. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания, согласно примечанию к данной статье, как юридическому лицу. В связи с чем, суд находит доводы заявителя в части ухудшения его положения и нарушения его прав обоснованными, поскольку постановление вынесено в отношении лица, административное производство в отношении которого не возбуждалось, что является основанием для отмены вынесенного постановления.
Кроме того, Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при обеспечении безопасности дорожного движения.
Кроме того, нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, квалифицируется по ст. 19.19 КоАП РФ, и предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Рассмотрение административных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.19 КоАП РФ в полномочия органов ГИБДД ОМВД России не входит.
Частью 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В силу статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, согласно пункту 27 которых, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
Постановлением прокурора ЗАТО г. Зеленогорска от 31.03.2017 г. в отношении должностного лица Булучевского О.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что в нарушении требований пункта 1 статьи 20 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 27 Правил (Приказ Минтранса № 7), индивидуальным предпринимателем не проводится техническое обслуживание и ремонт используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
При этом, как в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2017 г., так и в обжалуемом постановлении от 20.04.2017 г. отсутствует указание когда, в отношении какого транспортного средства не проводится техническое обслуживание и ремонт используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя. Как не установлен и сам факт перевозки пассажиров (наличие лицензии факт перевозки не подтверждает, но указывает на наличие права заниматься указанной деятельностью). Также не установлено наличие неисправностей, при наличии которых транспортные средства не могут допускаться к выполнению пассажирских перевозок.
Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.
Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении.
По смыслу закона, описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, связанного с нарушением требований о проведении технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств, занятых в пассажирских перевозках, в соответствии с предписаниями изготовителя, в постановлении заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. в этой части не сформулировано, т.е. не описаны фактические обстоятельства административного правонарушения, что свидетельствует о нарушении административным органом статьи 29.10 КоАП РФ.
Постановлением заместителя командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г. ИП Булучевский О.А. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания, согласно примечанию к данной статье, как юридическому лицу. В связи с чем, суд находит доводы заявителя в части ухудшения его положения и нарушения его прав обоснованными, поскольку постановление вынесено в отношении лица, административное производство в отношении которого не возбуждалось, что является основанием для отмены вынесенного постановления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При вышеизложенных обстоятельствах принятое по настоящему делу об административном правонарушении постановление от 20.04.2017 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № 18810024130005411139 от 20.04.2017 г., вынесенное заместителем командира ОР ДПС ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, которым ИП Булучевский Олег Анатольевич признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2, 3, 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Зеленогорский городской суд.
Судья С.В. Доронин