Дело № 2-11/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20апреля2012года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В.,
при секретере Базаровой А.М.,
с участием
прокурора Парадеева Е.Ю.,
представителей ответчиков Данилова Д.М.,Ковалева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>,к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «<адрес>» <адрес>,обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<адрес>»,обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<адрес>»,обществу с ограниченной ответственностью «<адрес> <адрес>»,обществу с ограниченной ответственностью «<адрес> <адрес>,обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению теплоснабжения граждан и социально-значимых объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>,<адрес>»,<адрес> и <адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действии по обеспечению теплоснабжения граждан и социально-значимых объектов.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в делена стороне ответчиков в качестве третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ЗАО «Уралсевергаз» и <адрес>».
Определением суда от09.11.2010к участию в деле в качестве третьего лица,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ЗАО «<адрес>».
Определением суда отДД.ММ.ГГГГк участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО УК «<адрес>».
Определением суда отДД.ММ.ГГГГк участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьего лица,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,привлечено ООО «<адрес>».
Определением суда отДД.ММ.ГГГГк участию в деле в качестве ответчиков привлечены ООО УК «<адрес>»,ООО УК <адрес>,ООО «<адрес>».
В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от иска к ответчикам МУП «<адрес>»,МУП «<адрес>»,ООО «<адрес>»,ООО <адрес> <адрес>.
Определением суда отДД.ММ.ГГГГпринят отказ от иска прокурора к МУП «<адрес>»,МУП «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению теплоснабжения граждан и социально-значимых объектов,производство по делу в данной части прекращено.
Определением суда отДД.ММ.ГГГГпринят отказ от иска прокурора к ООО «<адрес>»,ООО <адрес> <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по обеспечению теплоснабжения граждан и социально-значимых объектов,производство по делу в данной части прекращено.
Прирассмотрении спорапрокурор,в порядкеч.1ст.39,ч.2ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,уточнил исковые требования,заявив требования:о признании незаконным бездействия Администрации <адрес>,выражающемся в непринятии мер по организации предоставления коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> и социальнозначимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах; о признании незаконным бездействия МУП «<адрес>»,ООО <адрес> «<адрес>»,ООО <адрес> «<адрес>»,выражающееся в непредоставлении коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> исоциально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах; о возложении на Администрацию <адрес> обязанности организовать предоставление коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> и социально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,в срок не позднееДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности наМУП «<адрес>»,ООО <адрес> «<адрес>»,ООО <адрес> «Уютный дом» возобновитьпредоставление коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> и социальнозначимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,в срок не позднееДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска прокурор пояснил суду,чтов2010годупрокуратурой была проведена проверка предприятий,осуществляющих теплоснабжение многоквартирных домов и объектов социальной сферы <адрес>.В ходе проверки было установлено,что собирая плату с потребителей заоказанные коммунальные услугиМУП «<адрес>» нарушает условия оплаты энергоресурсов.Так,по итогам отопительного сезона2009- 2010годов посостоянию наДД.ММ.ГГГГзадолженностьуказанного ответчика составляла перед ЗАО «<адрес>»<адрес> <...>.руб.,перед ОАО «<...>» -<...>.руб.В результате ЗАО «<...>» прекратило поставки газа в котельные,находящиеся в ведении ответчика,что повлекло прекращение горячего водоснабжения потребителей в <адрес>,отказанов заключении договора на отопительный сезон2010-2011годов.Кроме того,в <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> влетнийпериод временине осуществляется снабжение потребителей горячей водой по системам централизованного теплоснабжения.Ответчикине принимаютникаких мер для организации обеспечения населения коммунальными услугами.Администрация <адрес> не принимает меры по решению вопроса местного значения,связанного с теплоснабжением населения в виде горячей воды,в том числе по организации альтернативных способов теплоснабжения населения.Бездействие ответчиков,выражающемся в непринятии Администрацией <адрес> мер по организации предоставления коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан и социальнозначимых объектов,а МУП «<адрес>»,ООО <адрес>»,ООО <адрес> «ДД.ММ.ГГГГ» -в непредоставлении коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,социальнозначимых объектов,приводит к нарушению прав граждан на охраняемое законом право на благоприятную окружающую среду,ненадлежащее водоснабжение создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку,которая может повлечь распространение массовых инфекционных заболеваний.
Представитель ответчика- Администрации Горноуральского городского округа иск не признал полностью,пояснив суду,что действительно многоквартирные дома и объекты социальной сферыв поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> при вводе их в эксплуатациюпредусматривали круглогодичное централизованное горячее водоснабжение.В настоящее время в данных населенных пунктах в течение отопительного сезона услуга горячего водоснабжения предоставляется путем отрытой системы теплоснабжения,то есть разбор горячей воды осуществляется непосредственно из тепловой сети.Горячее водоснабжение по отдельной централизованной системе не осуществляется:в <адрес> из-заотсутствиямагистрального трубопровода с конца1990-х годов,в <адрес>-в котельной,введенной в эксплуатацию в1964году,паровые котлы имеют низкий коэффициент полезного действия,поэтомулетом из-за высокой себестоимости невозможно их использовать только для нагрева горячей воды,в <адрес>-система горячего водоснабжения зависит от отопления,поскольку вводилась в эксплуатацию вместе с тепличным хозяйством совхоза «<адрес>»,после разрушения которого стоимость поставки горячей воды летом равна стоимости отопления.Предприятия ЖКХ действуют в рамках действующих тарифов,которые не могут быть увеличены с учетом всех расходов,необходимых для возобновления горячего водоснабжения населения в летний период.Администрация <адрес>,действующая в рамках бюджета,не имеет ни правовых,ни финансовых возможностей оказания поддержки предприятиям ЖКХ в необходимом объеме.Бюджет Горноуральского городского округа является дотационным более чем на70%,поэтому его дефицит допускается не более5%.В Горноуральском городском округепринята муниципальная целевая программа развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на2011- 2015годы,заказчиком и исполнителем которой выступает Администрация <адрес>.Выполнение программы планируется за счет областного и местного бюджета.Данная программа предусматривает поэтапную модернизацию объектов коммунального хозяйства,в том числе реконструкцию котельных в поселках <адрес>,<адрес>,восстановлениемагистрального трубопроводагорячего водоснабжения <адрес>.При распределении бюджетных средств приоритет отдается обеспечению населения коммунальными услугами по отоплению,холодному водоснабжению и канализации.Восстановление системы горячего водоснабжения <адрес> по предварительным подсчетам составит более32млн.руб.Ежегодно администрацияс целью обеспечения бесперебойного предоставления услуг населению выдает газоснабжающим и теплоснабжающим организациям муниципальные гарантии.Администрация ежегоднообращаетсязафинансовойпомощью в<адрес>.Из-за больших долгов перед ЗАО «Уралсевергаз» предприятий жилищно-коммунального хозяйства,управляющих компаний в летний период прекращается поставка газа в котельные на территории <адрес>,что снижает финансовое бремя населения.
Представительответчика- МУП«<адрес>» иск не признал полностью,пояснив суду,что в <адрес> гражданам услугу круглогодичногогорячего водоснабженияпо уважительной причине,посколькуразрушен магистральный трубопровод горячего водоснабжения.Данный трубопроводне был передан ответчику из-за ветхости труб.Восстановление сети горячего теплоснабжение по предварительным расчетам составляет <...>.руб.,что невозможно сделать за счет собственных средств ответчика и средств населения,поэтому муниципальной целевой программойпланируется восстановление системы горячего водоснабжения поселкак2015годуза счет областного и местного бюджетов.В <адрес> расположено57многоквартирных домов (1650квартир),из которых в396квартирах установлены электронагреватели,зарегистрированные в МУП «<адрес>».Кроме того,в объектах социальной сферы,а именно в детском саду,школе,детском доме,поликлинике установлены электрические водонагреватели,которые используются для круглогодичного нагрева воды.
Ответчики-ООО <адрес>»,ООО <адрес>»,надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства,в суд не явились.
Третье лицо,не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора- ЗАО «<адрес>»,надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства,в суд не явился,просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.В письменном отзыве на исковое заявление поддержал требования прокурора,указав,что расторжение договора с МУП <адрес>» отДД.ММ.ГГГГ №было произведено сДД.ММ.ГГГГв соответствиис действующим законодательством,в том числе ст.ст.328,486,523,546Гражданского кодекса Российской Федерации,поскольку долг ответчика <...>.руб.В2010- 2011годах поставка газа на оборудование,ранее эксплуатировавшемся МУП <адрес>»,осуществлялась в адрес ООО «<адрес>».Ответчики не владеют газопотребляющим оборудованием на законном основании,поэтомурешениео возложении на них обязанности по возобновлению предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению населения и социально-значимых объектовне исполнимо.Полагает,что Администрация <адрес> не в полной мере реализовала свои полномочия по принятию муниципальных правовых актов,созданию муниципальных предприятий и учреждений,формированию и размещению муниципального заказа,предоставлению бюджетного кредита организациям,осуществляющим предоставлением коммунальных услуг населению.
Третьи лица,не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора- Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в г.<адрес> Свердловской области,ЗАО «<адрес>ЗАО «<адрес>»,ООО «<адрес>», надлежаще извещенные о времени и местесудебного разбирательства,в суд не явились.
Третье лицо,не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора- ЗАО «<адрес>» просил рассмотреть дело без участия представителя,поддержав требования прокурора.Направил в суд отзыв по иску,в котором указал,что является теплоснабжающей организацией,оказывает услуги,связанные теплоснабжением граждан,проживающих в <адрес>.Ответчик ООО <адрес>»,обязанныйпредоставлять коммунальные услуги населению <адрес>,договор теплоснабжения с ЗАО «<адрес>» не заключал.
Третье лицо,не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес> просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав стороны,исследовав материалы дела,суд приходит к следующему.
Из информации,предоставленной суду Администрацией <адрес>.12.2010следует,что в <адрес> расположены42жилых дома с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения,в <адрес>- 30домов с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения,в <адрес>- 56жилых домов с централизованной открытой системой горячего водоснабжения (т.2л.д.56-62).
Согласно свода правил «СП30.13330.2012.Свод правил.Внутренний водопровод и канализация зданий.Актуализированная редакция СНиПДД.ММ.ГГГГ-85»,утвержденных приказом Минрегиона России отДД.ММ.ГГГГ №, системаоткрытого горячеговодоснабжения (водоразбора) предполагаетразбор горячей воды непосредственно из сети системы теплоснабжения.
Как следует из методических указаний по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии (Р<адрес>.0-20.523-98),утвержденных РАО «ЕЭС России» ДД.ММ.ГГГГ,закрытойводянойсистемойтеплоснабженияявляетсяводяная система теплоснабжения,в которой не предусмотрено использование сетевой воды для обеспечения горячего водоснабжения потребителей путем ее отбора из тепловой сети.
В силу п.4ч.1ст.16Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» квопросам местного значения городского округа относится вопросорганизации в границах городского округа электро-,тепло-,газо-и водоснабжения населения,водоотведения,снабжения населения топливом в пределах полномочий,установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1ст.37Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация,являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании подп.4п.1ст.30Устава <адрес> к компетенции Администрации <адрес> отнесенаорганизация электро-,тепло-,газо-и водоснабжения населения,водоотведения,снабжения населения топливом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации,изложенной в постановлении отДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положения пункта4части1статьи16Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования-городского округа «<адрес>» теплоснабжение как публичная услуга,связанная с удовлетворением основных,жизненно важных потребностей человека,обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (ч.1ст.7Конституции Российской Федерации),в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти,наиболее приближенной к населению.Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения-а именно его организации,связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов,осуществляющих производство тепловой энергии и еереализацию потребителям,-к перечню вопросов местного значения городских округов,с тем чтобы гражданам,проживающим на территории соответствующего муниципального образования,обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества,согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации,выраженной в постановлении от20.122010 №-П,в силу которой основная цель местного самоуправления-решение вопросов местногозначения,владение,пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.Соответственно,такое правовое регулирование отвечает самой природе и конституционному назначению местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и как таковое не может рассматриваться как нарушающее конституционные права местного самоуправления.
При этом Конституционный суд Российской Федерации указал,что положение п.4ч.1ст.16Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа,имеет характер общей нормы-оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований,но не объем полномочий,которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.Такие полномочия,как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы,регулирующие правоотношения в этой сфере,а также бюджетноезаконодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти,что следует из ч.2ст.16.1Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях,не предусмотренных федеральным законом,решать вопросы,не отнесенные к вопросам местного значения городского округа,участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19того же Федерального закона),как не вправе решать иные вопросы,отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований,органов государственной власти либо,напротив,исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей6Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения,в том числе по оказаниюкоммунальных услуг в части горячего водоснабженияна соответствующих территориях отнесены:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов,в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке,установленномправилами организации теплоснабжения,утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренныхчастями5-7ст.7данногоФедерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований,установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду,и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций,теплосетевых организаций,отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) согласование вывода источников тепловой энергии,тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек,в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций,осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения,в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями1и3ст.7Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия путем принятия муниципальных правовых актов,подлежащих обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.За неисполнение муниципальных правовых актов граждане,руководители организаций,должностные лица органов государственной властии должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как видно из постановления главы администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №в целях совершенствования оказания услуг по коммунальному обслуживанию населения,в том числе по производству,передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) главой администрации городского округа принято решение о создании МУП <адрес>»,на комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям возложена обязанность выступить учредителем муниципального унитарного предприятия,утвердить устав (т.1л.д.95).
Во исполнение указанного постановления главы администрации <адрес> председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа ДД.ММ.ГГГГутвержден устав МУП <адрес>»,в п.13которого предусмотрена деятельности муниципального предприятия по производству,передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с целью полного и качественного удовлетворения потребностей организаций и населения по оказанию жилищно-коммунальных услуг и получения прибыли (т.1л.д.26-35).
Постановлением администрации Горноуральского городского округа отДД.ММ.ГГГГ №были подведены итоги отопительного сезона2009 - 2010годов и определены меры по подготовке жилого фонда о объектов социального,культурного назначения,коммунального и электроэнергистического комплекса к работе в осенне-зимний перио<адрес>годов,из которого усматривается,что администрацией <адрес> утвержден план мероприятий по подготовке жилищного фонда,объектов социального и культурного назначения,коммунального комплекса к работе в осенне-зимний перио<адрес> - 2011годов.
Из приложения № «Информация от итогах отопительного сезона2009-2010годов»,утвержденного постановлением администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №,усматривается,что в ходе отопительного сезона были выявлены проблемы такие как отсутствие разводки системы ГВС в жилфонде и на объектах соцкультбыта,полный износ чугунных секций котлов,низкий КПД,исторически сложившиеся большие мощности котельных в некоторых населенных пунктах.К основным задачам по подготовке коммунально-энергетического комплекса к работе в осенне-зимний перио<адрес> - 2011годов отнесены:полная модернизация морально и технически устаревшего теплоэнергетического оборудования; строительство блочных котельных для эффективной работы ЖКХ; модернизация сетей водоснабжения для увеличения срока эксплуатации и бесперебойного водоснабжения потребителей и т.п. (т.1л.д.63 - 64).
Как видно из обращения Главы администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №к председателю <адрес> для решения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией <адрес> проведена оптимизация штатной численности предприятий ЖКХ,снижено потребление энергоресурсов по технологического минимума,отключено энергоснабжение неиспользуемых площадей,поднят процент сбора денежных средств с потребителей коммунальных услуг,но несмотря на предпринятые меры,финансовое положение предприятий ЖКХ не позволяет полностью рассчитаться за потребляемые топливно-энергетические ресурсы,поэтому администрация городского округа просит рассмотреть вопросы:пересмотра существующих тарифов сторону увеличения с одновременным субсидированием потребителей с низким уровнем доходов либо дотированием деятельности предприятий ЖКХ из областного бюджета; предоставления городскому округу целевого кредита в <...>.руб.на погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы и вод,а также для подготовки к отопительному сезону; финансирования модернизации и капитального ремонта объектов ЖКХ и жилого фонда и т.п. (т.1л.д.131).
Просьба о предоставлении бюджетного кредита для подготовки к отопительному сезону2010 - 2011годов также содержится в обращении главы администрации <адрес> к председателю <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № (т.1л.д.133).
Из постановления администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №следует,что на основании решения Думы Горноуральского городского округа отДД.ММ.ГГГГ №о внесении изменений в бюджет <адрес> и Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета <адрес>,в связи с напряженной ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве,ставящей под угрозу начало отопительного сезона,связанной с задолженностью предприятий ЖКХ по расчетам за топливно-энергетические ресурсы в2010году были предоставлены муниципальные гарантии за счет местного бюджета на общую сумму6млн.руб.по договорам поставок природного газа предприятиям жилищно-коммунального хозяйства городского округа,в том числе МУП <адрес>» для расчетов с ЗАО «<адрес>» в <...>.руб. (т.1л.д.169).
Постановлениями администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,отДД.ММ.ГГГГ №,на основании решения Думы <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете ДД.ММ.ГГГГ на2011год» и Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета <адрес>,утвержденного решением Думы <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №в связи с напряженной ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве,ставящей под угрозу начало отопительного сезона,связанной с задолженностью предприятий ЖКХ по расчетам за топливно-энергетические ресурсы администрацией <адрес> были предоставлены муниципальные гарантии за счет местного бюджета МУП <адрес>» для расчетов по договорам поставок природного газа (т.3л.д. 197-2004).
Как видно из обращения главы администрации Горноуральского городского округа отДД.ММ.ГГГГ №к председателю <адрес> в связи с тяжелым финансовым положением,сложившимся с задолженностью по оплате за топливно-энергетические ресурсы администрация городского округа просила разрешить направить не использованные остатки финансовых средств,выделенных из резервного фонда <адрес>,на погашение гарантийных обязательств муниципального образования перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов (т.3л.д.173).
Решением Думы <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №утверждена муниципальная целевая программа <адрес> «Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на2011 - 2015годы»,из которой следует,что разработчиком,заказчиком и одним из исполнителей указанной программы выступает администрация Горноуральского городского округа.В программу включены мероприятия,финансируемые из местного и областного бюджетов,в том числе:реконструкция газовой котельной со сменой установленного оборудования в <адрес> (2013-2014годы); модернизация системы теплоснабжения с шайбированием и ГВС в <адрес> (2011-2014годы) (т.1л.д.203-207).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности,принимая во внимание то,что теплоснабжение,в том числе горячее водоснабжение,как таковое,не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления,а организовывается ими,суд приходит к выводу,чтоАдминистрация <адрес> рамках предоставленных ей полномочий принимает меры к организации горячего водоснабжения жителей поселков <адрес>,<адрес> и села <адрес>,поскольку разработала и выступила одним из исполнителей программы развития и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на2011- 2015годы,учредила МУП <адрес>» в целях совершенствования оказания коммунальных услуг населению,втом числе по производству,передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии),принимает на себя долговые обязательства в видемуниципальных гарантий,в силу которых обязана при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатитьтеплоснабжающей организации,в пользу которой предоставлена гарантия (бенефициару),по её письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
При указанных обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора о признания незаконным бездействия Администрации <адрес>,выражающемся в непринятии мер по организации предоставления коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в <адрес> и социально значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах.
Согласност.ст.28и31Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов,который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Учитывая,что в силу ст.31Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств,суд не вправе вмешиваться в хозяйственную,экономическую,финансовую деятельность органов местного самоуправления по организациипредоставления конкретной коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичногогорячего водоснабжениядомов и квартир граждан,проживающих в поселках <адрес> и <адрес> и в селе <адрес> Пригородного района Свердловской области и социально значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,посколькуотсутствуетматериальный закон для понуждения к совершению действий по организацииконкретной коммунальной услуги.
Принимая во внимание,что в ч.3ст.15Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов,а также то,что Администрация <адрес> не является исполнителем коммунальных услуг,суд полагает,чтос требованием побесперебойному круглогодичному горячему водоснабжению жилых домов и социально значимых объектовпотребители вправе обратиться непосредственно корганизациям,предоставляющим коммунальные услуги,связанные с горячим водоснабжением домов,либо корганизациям,отвечающимза состояниесети горячего водоснабжения,по вине которыхпрекращенаподача горячей водыили осуществляется подача горячей воды ссезоннымиперерывами.
Согласно п.3Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ №,деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению,горячему водоснабжению,водоотведению,электроснабжению,газоснабжению и отоплению,обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещенияхотнесена к коммунальным услугам.
При этом в п.6указанных Правил предусмотрено,что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома,под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем,позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги,в том числе услугу горячего водоснабжения,а именно круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества,подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии сп.9указанных Правил исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах,необходимых потребителю.
В силуп.49указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах,надлежащего качества,безопасные для его жизни,здоровья и не причиняющие вреда его имуществу,в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,настоящими Правилами и договором.
Как видно из договора на управление многоквартирными домами отДД.ММ.ГГГГ №муниципальное образование «<адрес>» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации (протокол конкурсной комиссии отДД.ММ.ГГГГ) передало управление многоквартирными домами в <адрес> ответчику МУП <адрес>»,который обязался в течение двух лет сДД.ММ.ГГГГ,а при отсутствии заявления какой-либо из сторон в последующие два года,организовать контроль за предоставлением жителям необходимого набора коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за счет средств жителей и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (т.4л.д.208 - 216).
В соответствии с ч.2.3ст.161Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ,которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерацииправил содержания общего имущества в многоквартирном доме,за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома,качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерацииправил предоставления,приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Доводы представителяответчика- МУП <адрес>» о том,что к моменту заключения договора на управление многоквартирными домами отДД.ММ.ГГГГ №в <адрес> действовала толькосистема открытого горячего водоснабжения,то есть разбор горячей воды может осуществлять в домах <адрес> в период отопительного сезона из сети системы теплоснабжения,подтверждаются постановлениямиАдминистрации <адрес>.10.2009 № «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию ЖКХ «<адрес> муниципального имущества» иотДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений в постановление администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию ЖКХ «<адрес>» <адрес> муниципального имущества» с приложениямии актамиприема- передачи имуществаотДД.ММ.ГГГГиотДД.ММ.ГГГГ,из которых усматривается,что сеть горячего водоснабжения (трубопровод ГВС) в <адрес> не передавалась (т.4л.д.225-234).
Как усматривается из локальных сметных расчетов для организации централизованной закрытой системы горячего водоснабжения в <адрес> необходимо затратить на капитальный ремонт магистрального трубопровода ГВС - <...>.руб.,на капитальный ремонт подвальной разводки трубопровода ГВС в жилых домах - <...>.руб. (т.т.3л.д.207-209,211-219).
Из справок муниципальных казенных учреждений <адрес> - средней общеобразовательной школы №,детского сада комбинированного вида №,детского сада №,<адрес>,<адрес> поликлиника следует,что данные социальные организации оборудованы электрическими нагревателями,которые используются в летний период для обеспечения горячей водой (т.4л.д.184-188).
При указанных обстоятельствах,суд приходит к выводу,что при отсутствии в <адрес> магистрального трубопровода для подачи горячей воды в жилые дома и социально значимые объектыотсутствуют основания для признаниянезаконным бездействия МУП «ЖКХ «<адрес>»,выражающееся в непредоставлении коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан и социально-значимых объектов,расположенных в указанномнаселенном пункте.
Учитывая,что муниципальная целевая программа <адрес> «Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на2011- 2015годы»,утвержденная решением Думы <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №,предусматривает завершение модернизация системы ГВС в <адрес> в2014году,суд считает,чтона МУП «<адрес>» не может быть возложена обязанность по возобновлению в срок не позднееДД.ММ.ГГГГпредоставления коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в указанном поселке,атакже социально значимых объектов,расположенных в указанном поселке.
Свидетель М.в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГпоказала суду,что проживает в пятиэтажном доме в <адрес>.В доме имеется вся разводка для подачи горячей воды летом,но горячей воды летом не бывает,горячая вода в квартирах появляется только зимой,ее родители обращались ранее в домоуправление,но ясного ответа они не получили.Она желает,что бы подача горячей воды была постоянно.
Из показаний свидетеля В.в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГвидно,что свидетель проживает в <адрес> в двухэтажном доме и горячая вода в квартире бывает только в отопительный сезон,а летом они ходят к знакомым в баню.Она желает,что бы подача горячей воды была постоянно.
К.,допорошенная в качестве свидетеля в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГпоказала суду,что проживает в двухэтажном доме в <адрес>, горячая вода у них появляется только в отопительный сезон.Они поставили нагреватель,но тот часто ломается из-за того,что вода артезианская.Она желает,чтобы подача горячей воды была постоянно.
Свидетель З.в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГпоказал,что он проживает в <адрес> в пятиэтажном доме.У них в доме и квартирах имеется вся разводка для подачи горячей воды, но летом ее не бывает,так как говорят,что не выгодно котел нагревать.Он желает,что бы подача горячей воды была постоянно.
Из показаний свидетеля ДД.ММ.ГГГГ.в судебном заседанииДД.ММ.ГГГГвидно,что она проживает в <адрес> в пятиэтажном доме.Горячая вода у них бывает только зимой.Она обращалась в домоуправление и ей сказали,что очень большая задолженность перед энергетиками и газовиками,поэтому воды не будет,хотя она коммунальные услуги оплачивает исправно.Горячая вода летом необходима,так как у нее пожилая мама,за которой требуется уход.
В судебном заседанииДД.ММ.ГГГГсвидетель З.В.показал суду,что он проживает в <адрес> в пятиэтажном доме.Горячая вода у них только зимой,летом ее нет,потому что большая задолженность перед энергетиками и газовиками.Кроме того,летом нерентабельно использовать котельную.В летний сезон негде помыться,так как баня в поселке не работает из-за отсутствия горячей воды.
Как видно из договора на управление многоквартирными домами отДД.ММ.ГГГГ №муниципальное образование «Горноуральский городской округ» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации (протокол конкурсной комиссии отДД.ММ.ГГГГ) передало управление многоквартирными домами в <адрес> ответчику ООО «Управляющая компания <адрес>»,который обязался в течение двух лет сДД.ММ.ГГГГ,а при отсутствии заявления какой-либо из сторон в последующие два года,организовать контроль за предоставлением жителям необходимого набора коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за счет средств жителей и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (т.4л.д.189-207).
Из договора на управление многоквартирными домами отДД.ММ.ГГГГ №муниципальное образование «<адрес>» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации (протокол конкурсной комиссии отДД.ММ.ГГГГ) передало управление многоквартирными домами в <адрес> ответчику ООО «<адрес>который обязался в течение двух лет сДД.ММ.ГГГГ,а при отсутствии заявления какой-либо из сторон в последующие два года,организовать контроль за предоставлением жителям необходимого набора коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за счет средств жителей и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (т.4л.д.217-224).
В силу ч.4ст.13Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнительосвобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств,если докажет,что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы,а также по иным основаниям,предусмотреннымзаконом.
При разрешении требований потребителей необходимо учитывать,что бремя доказывания обстоятельств,освобождающих отответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательствалежит на исполнителе.Обязанность доказывания причин,вследствие которых на ответчиков не может быть возложены обязанности по возобновлению теплоснабжения населения и социально значимых объектов разъяснялась ответчикам в определениях судьи отДД.ММ.ГГГГ,отДД.ММ.ГГГГпри подготовке дела к судебному разбирательству.
Ответчиками- ООО «Управляющая компания «<адрес>» и ООО <адрес>» не представлено суду доказательств,свидетельствующих о круглогодичной подаче в многоквартирные дома <адрес> и <адрес> горячей воды поцентрализованной закрытой системегорячего водоснабжения,как и доказательств невозможности предоставления жителям многоквартирных домов услуги горячего водоснабжения в летний периодвследствие действия непреодолимой силы,а также в силу иных причин,предусмотренных законом,потому оснований для освобожденияответчиков от обязанности по предоставлениюкоммунальной услуги ненадлежащего качества не установлено.
При указанных обстоятельствах требования прокурора о признаниинезаконным бездействияобществ с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<адрес>» и«<адрес>»,выражающемся в непредоставлении коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселке <адрес> и в селе <адрес> и социально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,и возложении на ответчиков обязанностиповозобновлениюпредоставления коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,социально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,в срок не позднееДД.ММ.ГГГГподлежит удовлетворению.
Согласно подп.9п.1ст.333.36Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции,освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав,свобод и законных интересов граждан.
В соответствии подп.8п.1 ст.333.20Налогового кодекса Российской Федерации в случае,если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой,государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Учитывая принимаемое решение об удовлетворении требований прокурора вотношении ответчиков ООО «<адрес>» и ООО <адрес>»,отсутствие оснований для освобожденияуказанныхответчиков от уплаты государственной пошлины,принимая во внимание размеры государственной пошлины,установленные подп.3п.1ст.333Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать скаждого из указанныхответчиков государственную пошлину в <...>.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «<адрес>»,общества с ограниченной ответственностью «<адрес>выражающееся в непредоставлении коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселке <адрес> и в селе <адрес> и социально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<адрес>»,общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» возобновить предоставление коммунальной услуги в виде бесперебойного круглогодичного горячего водоснабжения домов и квартир граждан,проживающих в поселке <адрес> и в селе <адрес> и социально-значимых объектов,расположенных в указанных населенных пунктах,в срок не позднееДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<адрес>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в <...> рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<адрес>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (составления мотивированного решения суда).
Мотивированное решениесуда составлено18мая2012года.
Судья подпись