Дело №2а-1-223/2021
УИД 73RS0014-01-2021-000509-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Павловка 05 июля 2021 года
Николаевский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Довженко Т.В.,
при секретаре Китаевой Н.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о признании незаконным неисполнения обязанностей по содержанию и ремонту муниципальной автомобильной дороги, возложении обязанности привести участок муниципальной автомобильной дороги в соответствие с эксплуатационными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Прокурора Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области не выполняются надлежащим образом обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии. Вопреки требованиям действующего федерального законодательства администрацией муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области до настоящего времени не приняты меры к ремонту отдельных участков улично-дорожной сети, находящихся в муниципальной собственности, с неудовлетворительным состоянием дорожных покрытий. В <адрес> вблизи <адрес>, имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин: 1) шириной 4 метра, длиной 2 метра 70 см, глубиной 10 см; 2) шириной 3 метра 30 см, длиной 2 метра 60 см, глубиной 10 см, что нарушает требования п.5.2.4 (Таблица 5.3) ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.09.2017 № 1245-ст. Подобные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью не только лиц, управляющих автотранспортными средствами, но и пешеходов. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию и ремонту муниципальной автомобильной дороги по <адрес> вблизи <адрес>; возложить на администрацию муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области обязанность привести в соответствие с эксплуатационными требованиями (ГОСТ Р 50597-2017) участок муниципальной автомобильной дороги по <адрес> вблизи <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Николаевского района Ульяновской области Бахтурова Д.С. поддержала административное исковое заявление в полном объеме по доводам, изложенным в нем. Уточнила административные исковые требования по сроку производства ремонтных работ, а именно обязать ответчика произвести ремонтные работы участков муниципальной автомобильной дороги по <адрес> вблизи <адрес> с. Сухая Терешка Николаевского <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского <адрес>, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, письменных возражений относительно административного иска суду не представил.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Аргуткина Е.А. в судебном заседании с административным иском согласилась частично. <адрес> был заключен муниципальный контракт с подрядной организацией на ремонт этого участка дорого до момента подачи искового заявления в суд. Таким образом, бездействие администрации в данном случае отсутствует. В администрацию МО «Сухотерешанское сельское поселение» были переданы полномочия, и они исполняют полномочия в рамках той суммы, которая была передана, а именно 250000 рублей, что не достаточно для ремонтных работ автомобильных дорог. Администрацию МО «Сухотерешанское сельское поселение» считает не надлежащим ответчиком. Просит суд установить срок для исполнения не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такие работы они исполняют путем заключения контрактов.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (отсюда и далее по тексту - Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 6, 12 части 1 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (отсюда и далее по тексту - Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.21 Федерального закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесен к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Исходя из приведенных выше норм материального права на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно акту проверки исполнения федерального законодательства от 02.06.2021, составленному помощником прокурора Николаевского района Ульяновской области Осокиным А.А. и старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Николаевскому району ФИО8, в с. Сухая Терешка Николаевского <адрес> возле <адрес>, имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин: 1) шириной 4 метра, длиной 2 метра 70 см, глубиной 10 см; 2) шириной 3 метра 30 см, длиной 2 метра 60 см, глубиной 10 см, что нарушает требования п.5.2.4 (Таблица 5.3) ГОСТ Р 50597-2017.
Административным ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что на момент предъявления искового заявления и на момент рассмотрения дела судом, автомобильная дорога вблизи <адрес> имела недостатки (выбоины), размеры которых не соответствовали предельным размерам по ГОСТ.
Автомобильная дорога вблизи <адрес> находится на территории муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского <адрес>.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области №392 от 16.05.2019 указанные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области за номерами 268, 295.
В соответствии с п.1.4 Решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче части полномочий» администрациям сельских поселений района были переданы полномочия в части содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно Решению Совета депутатов муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» от 20.11.2020 №77 «О принятии части полномочий» администрацией МО «Сухотерешанское сельское поселение» от администрации МО «Николаевский район» указанные полномочия приняты, определен объем финансирования.
Из соглашения о принятии части полномочий от 23.11.2020 следует, что часть полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения с объемом субвенций 250000 рублей переданы на уровень поселения.
Согласно ответу на запрос из администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от 02.07.2021 администрацией района заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильных дорог местного значения, в том числе и в <адрес>, на сумму 13968862,06 рублей, средства из бюджета муниципального образования Сухотерешанское сельское поселение на указанные цели не могут быть потрачены. Таким образом, в сумму субвенций в размере 250000 рублей, переданных в МО Сухотерешанское сельское поселение с частью полномочий по содержанию автомобильных дорог, не входит ремонт дороги по <адрес> ремонт указанной улицы из суммы контракта будет потрачено 867982,91 рублей.
Таким образом, денежные средства на проведение работ по ремонту участков муниципальной автомобильной дороги вблизи <адрес> в бюджет Сухотерешанского сельского поселения из администрации Николаевского <адрес> не передавались.
Выделенных администрацией района денежных средств явно не достаточно для исполнения администрацией сельского поселения полномочий по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог по адресу: вблизи <адрес>.
Ссылка административного ответчика на заключение муниципального контракта не является основанием для признания отсутствия в действиях администрации бездействия. Автомобильная дорога вблизи <адрес> до настоящего времени имеет недостатки (выбоины), размеры которых не соответствуют предельным размерам по ГОСТ.
Учитывая вышеизложенное, надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области. Следовательно, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению за счет административного ответчика администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области.
В удовлетворении требований прокурора к администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области следует отказать.
Руководствуясь ст.178 КАС РФ суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, характера нарушений, полагает разумным установить срок исполнения решения - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области в части неисполнения возложенных обязанностей по содержанию и ремонту муниципальной автомобильной дороги по адресу: <адрес> вблизи <адрес> с. Сухая Терешка Николаевского <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области привести в соответствие с эксплуатационными требованиями (ГОСТ Р 50597-2017) участок муниципальной автомобильной дороги по адресу: <адрес> вблизи <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Николаевский районный суд Ульяновской области (433970, Ульяновская область, Павловский район, р.п. Павловка, ул. 50 лет ВЛКСМ, 6) путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Довженко
Решение принято в окончательной форме 07.07.2021.