№ 2-20/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 20 января 2014 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья - Росляков Е.А.,
при секретаре Кандараковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Правительства Оренбургской области о признании права государственной собственности на скотомогильник,
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Оренбургской области обратилось в суд с заявлением о признании права государственной собственности на скотомогильник, указав на то, что в соответствии с решением Шарлыкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Оренбургской области обязано привести скотомогильник, расположенный на территории МО Константиновкий сельсовет в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил. Данный скотомогильник признан судом объектом недвижимости и не имеет собственника. Однако, Правительство Оренбургской области не может профинансировать работы по обустройству бесхозяйного имущества в силу положений ст.ст.6,28,38 Бюджетного кодекса РФ, что препятствует исполнению решения суда.
В соответствии с п.п.49 п.2 ст. 26.3, п.п. «ц» п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, для реализации которых в государственной собственности может находится имущество, в том числе скотомогильники (Биометрические ямы).
Таким образом, скотомогильник – это имущество, необходимое для реализации государственных полномочий.
Просят признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования «Константиновкий сельсовет».
В судебном заседании представитель Правительства Оренбургской области Попов А.Н., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения заявления, не участвовал. Направив в суд телефонограмму, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
С учетом мнения лиц участвующих в деле, и положений ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя заявителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Константиновкий сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, глава сельсовета Носырев П.В. в судебном заседании, заявление поддержал, суду пояснил, что скотомогильник, по которому вынесено решение суда расположен в районе <адрес> Константиновского сельсовета, собственника данное сооружение не имеет. На балансе сельского совета не состоит. Скотомогильником пользуются жители <адрес>. Против удовлетворения заявления не возражал.
Представитель заинтересованного лица – ГБУ «Шарлыкское районное управление ветеринарии» Сучкарев М.В. в судебном заседании заявление поддержал, суду пояснил, что биотермическая яма (скотомогильник) расположенный в окрестностях села <адрес>, действительна ни за кем не числится. На балансе и муниципальной собственности администрации МО «Шарлыкский район» не состоит и в реестре не значится. Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил. Всё это создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. Против удовлетворения заявления не возражал.
Заместитель прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцев Е.А. в судебном заседании, против удовлетворения заявления Правительства Оренбургской области, о признании права собственности на бесхозный скотомогильник, не возражал
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что неразрывно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению, невозможно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В с соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Законодательством не предусмотрены полномочия субъектов РФ по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязательства по принятию этого имущества в собственность, таким образом, законодательством не установлен порядок включения бесхозяйного объекта в собственность субъекта Российской Федерации помимо воли субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. "ц" ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (яма Беккари).
Из смысла ст.22 ГПК РФ, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ и главы 33 ГПК РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают в порядке особого производства дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Для осуществления данных полномочий согласно п.п. "ц" п. 2 ст. 26.1 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Исходя из положений указанной статьи Закона N 31-3 объекты бесхозяйного имущества не могут быть источником формирования собственности Оренбургской области.
Вместе с этим, в соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, скотомогильники относятся к федеральной собственности и приватизации не подлежат.
Согласно п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, областей и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность областей на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Порядок передачи федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 11 ст. 154 вышеназванного закона решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных предприятий, учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику, а так же иного имущества. При этом органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Решения о передаче скотомогильников из федеральной собственности в собственность Оренбургской области не принимались.
Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем, содержание скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией данных объектов, а также финансирование указанных мероприятий является обязанностью РФ.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники ( яма Беккари).
В соответствии с п. 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96, (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23) (с изм. от 19.07.2010) в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях территориальный центр госсанэпиднадзора и станция по борьбе с болезнями животных контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, отдельных старых захоронений животных и биотермических ям, обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы.
Из материалов дела следует, что решением Шарлыкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие <адрес>, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО Константиновкий сельсовет <адрес>. Своим решением суд обязал <адрес> принять меры к приведению скотомогильника в надлежащее состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Пономаревский отдел с.Шарлык), сведения о регистрации прав на скотомогильник расположенный на территории МО «Константиновкий сельсовет» отсутствуют ( л.д. 15).
Из содержания ветеринарно-санитарной карточки, скотомогильник (биотермическая яма) № расположенная на расстоянии 1 250 м. от <адрес> имеет площадь 16 кв.м., ограждения представляет собой: деревянные столбы, обтянутые проволокой, первое захоронение биологических отходов было осуществлено в 2003 году (л.д. 16).
Согласно информации главы Константиновского сельсовета, собственником и балансодержателем скотомогильника расположенного в <адрес> администрация сельсовета не является, ранее биотермическая яма принадлежала АОЗТ «ПамятьИльича» (л.д. 17)
Из сообщения администрации МО Шарлыкский район видно, что скотомогильник, расположенный на территории МО Константиновкий сельсовет на балансе и в муниципальной собственности администрации МО «Шарлыкский район» не состоит и не значится ( л.д.19).
Таким образом, отсутствие собственника скотомогильника влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района.
Судом установлено, что скотомогильник (биотермическая яма), расположенный в <адрес> сельсовета <адрес> не имеет собственника, соответственно, является бесхозяйным.
Поскольку отсутствие собственника у скотомогильника влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения, и сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение почв, подземных поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и соответственно, распространению инфекционных заболеваний среди населения, то суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Правительства Оренбургской области о признании права государственной собственности удовлетворить.
Признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный на территории МО «Константиновкий сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области в 1,25 км. от села <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Росляков Е.А.