КОПИЯ
Дело № 2а-3234/2020
70RS0004-01-2020-006931-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2020 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи О.Н. Порубовой
при секретаре К.С. Силантьевой
с участием:
административного истца Дмитриенко С.В.,
представителя административного ответчика Макарьева М.Н. (доверенность от 12.03.2020 на срок 31.12.2020),
административного ответчика Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дмитриенко Софьи Валериевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, главному специалисту-эксперту отдела регистрации земельных участков Поповой Маргарите Анатольевне, главному специалисту-эксперту отдела ведения ЕГРП Дудиной Ирине Юрьевне о признании действий и решения незаконными, возложении обязанности принять решение,
установил:
Дмитриенко С.В. обратилась в суд с административным иском (с учетом увеличения исковых требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области, Управление), главному специалисту-эксперту отдела регистрации земельных участков Поповой Маргарите Анатольевне, главному специалисту-эксперту отдела ведения ЕГРП Дудиной Ирине Юрьевне о признании действия по направлению запроса в адрес Советского районного суда г. Томска о разъяснении судом распространения действия определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 по делу 2а-1864/2020 об обеспечении иска на земельный участок № незаконным, признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственной регистрации от 20.08.2020 перехода права собственности ФИО8 и права собственности Дмитриенко С.В. на земельный участок с кадастровым номером №, обязании принять решение об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО8 и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. на земельный участок с кадастровым номером № или об отказе в государственной регистрации.
В обоснование заявленных требований указано, что 09.06.2020 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО8, был разделен на два земельный участка с кадастровыми номерами № и № в целях их дальнейшей продажи и дарения жене и дочери ФИО8 08.08.2020 Дмитриенко С.В. обратилась в Управление Росреестра по ТО с целью государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, предоставив необходимые документы. 20.08.2020 административным ответчиком предоставлено уведомление №КУВД-001/2020-11075946/2 о приостановлении государственной регистрации на указанный земельный участок, в связи с тем, что 13.07.2020 в ЕГРН внесена запись о запрете Росреестру осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером №, что препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Данное уведомление истец считает незаконным, поскольку обеспечительные меры наложены судом на земельный участок с кадастровым номером №, который прекратил свое существование путем его раздела на момент вынесения определения судьи, а в отношении земельных участков, существовавших на момент вынесения данного определения, каких-либо судебных актов не выносилось. Вместе того, чтобы убедиться в отсутствии судебных актов в отношении вновь образованных двух земельных участков, Росреестр направил в Советский районный суд г. Томска запрос о разъяснении применения судебного акта от 29.06.2020 об обеспечении иска, что является незаконным. Положениями закона о кадастре не предусмотрена обязанность органа кадастрового учета самостоятельно запрашивать в суде вступившие в силу судебные акты. В ответ на запрос Росреестра 10.07.2020 судья Ткаченко И.А. направила письмо с разъяснением о том, что наложенные судом обеспечительные меры на основании определения от 29.06.2020 на земельный участок с кадастровым номером № распространяются и на земельные участки с кадастровыми номерами № и №. С данным письмом судьи административный истец также не согласна, считает его необоснованным.
Административный истец в суде исковые требования поддержала, представила дополнительные письменные пояснения, согласно которым письмо судьи о разъяснении определения судьи от 29.06.2020 не является судебным актом, на основании него не может быть внесена запись в ЕГРН. Уполномоченный орган, должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным. Государственный регистратор Дудина И.Ю. обязана была проверить сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером № о том, что он снят с кадастрового учета, данные о нем имеют статус архивные и уведомить суд о невозможности исполнения судебного акта, а не выяснять распространяет ли действие данный судебный акт на иные объекты недвижимости, которые в тексте определения не указаны.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области в суде иск не признал, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому 02.07.2020 в адрес Управления поступили определение Советского районного суда г. Томска от 23.06.2020 по делу 2-1864/2020 о запрете Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером № и определение от 29.06.2020 об исправлении описки. Согласно данным ЕГРН 09.06.2020 записи о земельном участке с кадастровым номером № присвоен статус «Архивная» в связи с разделом данного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами №. 06.07.2020 государственным регистратором прав был направлен запрос судье Ткаченко И.А., вынесшей данные определения. В своем ответе от 10.07.2020 судья разъяснила, что запрет Управлению на осуществление любых регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установленный определение от 29.06.2020, распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами №. На основании этого государственным регистратором прав в ЕГРН были внесены сведения о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении данных земельных участков, что препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности ФИО8 и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. и является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. Решение о приостановлении регистрационных действий принято законно и обоснованно.
Административный ответчик Попова М.А. в суде иск не признала, указала, что действия управления и государственных регистраторов являются законными и обоснованными.
Административный ответчик главный специалист-эксперт отдела ведения ЕГРП Дудина И.Ю., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, доводы которого аналогичны доводам отзыва Управления Росреестра по ТО.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 08.08.2020 Дмитриенко С.В. обратилась в многофункциональный центр с целью подачи документов для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи от 08.08.2020, заключенного с ФИО8
20.08.2020 главным специалистом-экспертом отдела регистрации земельных участков управления Ростреестра по ТО Поповой М.А. было составлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации, Закон) – в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Так, в уведомлении разъяснено, что в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Томская область, город Томск, имеется запись о государственной регистрации запрета на данный земельный участок. По данным ЕГРН 13.07.2020 была внесена запись о запрете Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельный участок, по адресу: <адрес> кадастровый №. В соответствии с разъяснениями Советского районного суда г. Томска от 10.07.2020 данные ограничения распространяются также на земельные участки с кадастровыми номерами №, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. 19.08.2020 в адрес Управления поступил ответ из Советского районного суда г. Томска о том, что запрет не снят и является действующим, судебный акт об отмене указанного запрета судом не выносился. На основании изложенного осуществить регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до поступления в орган регистрации прав акта уполномоченного органа о снятии запрета.
Данное уведомление от 20.08.2020 получено Дмитриенко С.В. лично 24.08.2020, о чем имеется отметка на самом уведомлении.
Полагая, что действия Управления по приостановлению государственной регистрации права и перехода права уведомлением от 20.08.2020 незаконны, действия государственного регистратора Дудиной И.Ю. по направлению запроса в Советский районный суд г. Томска с просьбой о разъяснении распространения действия определения судьи Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 о наложении обеспечительных мер на земельный участок с кадастровым номером № в отношении земельного участка с кадастровым номером № незаконны, Дмитриенко С.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что об оспариваемом действии Дмитриенко С.В. узнала 24.08.2020, когда получила уведомление о приостановлении государственной регистрации, с настоящим административным иском она обратилась 16.11.2020 (согласно квитанции об отправке административного иска через интернет-портал ГАС «Правосудие»), то есть в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Положение), согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 Положения Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Томской области таким органом является Управление Росреестра по Томской области согласно Положению об Управлении Росреестра по Томской области, утвержденном Приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации».
Статьей 15 Закона о регистрации установлен перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18 Закона о регистрации).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, указанные в части 4 статьи 18 Закона о регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, в соответствии с которым заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в форме документов на бумажном носителе при личном обращении:
- в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
- к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;
- через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте.
Согласно п. 3, 4 ч.1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно пункту 168 которого государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации;
3) формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
4) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки);
5) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
6) выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги;
7) исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Согласно п. 215 Регламента правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из п.216 Регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Согласно п. 218 Регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности:
1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений;
2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;
3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сторонами не оспаривалось, земельный участок с кадастровым номером № разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами №, в связи с чем снят с государственного кадастрового учета 09.06.2020. Указанное подтверждается ответом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 26.11.2020, выписками из ЕГРН от 26.11.2020.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу части 13 статьи 32 данного Федерального закона суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
03.07.2020 в Управление Росреестра по ТО поступило определение судьи Советского районного суда г. Томска Ткаченко И.А. от 29.06.2020 (с учетом исправления описки) о принятии мер по обеспечению иска ФИО10 к ООО «Агентство кадастровых услуг», ФИО8 о признании результатов межевания недействительными. Постановлено запретить Управлению Росреестра по ТО осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый №.
06.07.2020 государственным регистратором Дудиной И.Ю. направлен запрос в адрес судьи Советского районного суда г. Томска Ткаченко И.А., в котором указано, что по данным ЕГРН 09.06.2020 произошел раздел земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №, в связи с чем для надлежащего исполнения определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 регистратор просит сообщить, распространяется ли запрет на земельные участки с кадастровыми номерами №.
10.07.2020 в ответ на данный запрос судом было направлено разъяснение, в котором указано, что запрет Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установленный определением судьи Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020, распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами №, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Направление такого запроса административный истец считает незаконным по изложенным в иске и письменных дополнениях основаниям.
Однако суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.
Согласно вписки из приказа от 14.01.2010 № 8 л/с и.о. руководителя Управления приказано назначить Дудину И.Ю. с 01.02.2010 на должность государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела ведения ЕГРП, регистрации арестов – государственного регистратора Томской области.
Согласно п. 2.1.10 должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела ведения ЕГРП Управления Росреестра по ТО №1086 главный специалист-эксперт в случае назначения на должность государственного регистратора прав обязан проводить правовую экспертизу поступивших на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию арестов на недвижимое имущество или запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом документов;
Принимать решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) проведении государственной регистрации арестов на недвижимое имущество или запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом;
Вносить в ЕГРН сведения о зарегистрированных арестах на недвижимое имущество или запретах совершать определенные действия с недвижимым имуществом;
Своевременно направлять запросы государственным органам, органам местного самоуправления и организациям с целью получения сведений и документов, необходимых для проведения государственной регистрации арестов на недвижимое имущество или запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Таким образом, с учетом положений пп. 215, 216, 218 Регламента, приведенных положений должностной инструкции проведение правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом документов является обязанностью государственного регистратора.
В данном случае у регистратора Дудиной И.Ю. возникли обоснованные сомнения при исполнении определения судьи Советского суда г. Томска от 29.06.2020 в части объекта недвижимости, на который подлежал наложению запрет. Разрешение данных сомнений было осуществлено посредством направления вышеуказанного запроса в адрес суда, данное полномочие предусмотрено Законом о регистрации, Регламентом, должностным регламентом.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (приводятся нормы ГПК РФ, поскольку определение о принятии обеспечительных мер принято в рамках гражданского дела).
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 139 ГПК РФ, по заявлению лиц, участвующих в деле, судья может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Обеспечительные меры являются одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов.
Таким образом, правовая природа обеспечительных мер обуславливает незамедлительность их принятия в случае достаточности оснований, скорейшего направления соответствующего судебного акта в адрес уполномоченного органа и его исполнения, поскольку иное могло бы привести к выбытию спорного имущества, на предотвращение чего и направлено обеспечение иска.
С учетом изложенного, государственный регистратор, получив определение судьи от 29.06.2020, в кратчайшие сроки принял меры по устранению выявленных сомнений. Получив ответ из суда, устраняющий сомнения регистратора, обоснованно принял решение о проведении государственной регистрации запрета совершать определенные действия с земельным участком с кадастровым номером №. Основание не исполнять распоряжение судьи, являющееся обязательным, в том числе, и для государственного регистратора, у последнего не имелось.
При этом меры по обеспечению иска не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для дальнейшего удовлетворения иска. Ограничения могут быть отменены по результатам рассмотрения иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Административный истец справедливо указывает, что федеральный законодатель, определив в части 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости компетенцию органа регистрации при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2), не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов либо изменение их содержания.
Вместе с тем действия регистратора по направлению запроса не были направлены на переоценку содержания определения судьи, несогласия с ним, а являлись средством устранения возникших сомнений при исполнении.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о регистрации орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Административный истец в обоснование своей позиции ссылается в том числе на положения п. 1 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации. Указывая, что государственный регистратор при получении определения судьи от 29.06.2020 должен был уведомить суд о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 34 Закона орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии установленного перечня оснований. Одним из оснований является то, что решения (акты), указанные в частях 1, 3 - 11, 13, 15, 15.1 и 15.2 статьи 32 настоящего Федерального закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов).
Определение судьи от 29.06.2020 о принятии обеспечительных мер принято судом в пределах его полномочий, предусмотренных ГПК РФ. Как указано выше проведение правовой экспертизы документов является обязанностью государственного регистратора, как и направление межведомственных запросов, что и было осуществлено регистратором Дудиной И.Ю. В связи с чем у нее отсутствовали основания для уведомления суда о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Иные основания, приведенные в ч. 2 ст. 34 Закона не применимы к рассматриваемому случаю.
На основании изложенного оспариваемые действия Дудиной И.Ю. совершены в пределах предоставленных полномочий. Таким образом, отсутствуют основания для признания действий Дудиной И.Ю. незаконными.
При рассмотрении доводов административного истца в части признания незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственной регистрации, обязании Управления произвести государственную регистрацию права и перехода права либо отказать в таковом, суд приходит к следующему.
Согласно п. 220 регламента государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений):
1) о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости;
2) о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в реестре прав;
3) о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования.
Государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав (п. 227).
В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги, государственный регистратор прав принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 228).
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета (часть 6 статьи 26 названного Федерального закона).
В рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных Дмитриенко С.В. на государственную регистрацию права и перехода права, Управлением в целях исполнения обязанности, предусмотренной п. 228 Регламента, направлен запрос в адрес Советского суда г. Томска с просьбой сообщить снят ли запрет с объекта недвижимости.
19.08.2020 судом был дан ответ Управлению, в котором указано, что запрет осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установленный определением судьи Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020, который в соответствии с письмом от 06.07.2020 также распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами №, до настоящего времени не снят и является действующим, судебный акт об отмене вышеназванного запрета судом не выносился.
Таким образом, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 20.08.2020 на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации законно и обоснованно составлено главным специалистом-экспертом отдела регистрации земельных участков Поповой М.А., поскольку в орган регистрации прав поступил судебный акт о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, соответствующая запись внесена в ЕГРН. Оснований проверять обоснованность внесения записи о запрете на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации у уполномоченного лица не имелось.
Оспариваемые действия по приостановлению государственной регистрации совершены сотрудником Управления Поповой М.А. в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка, предусмотренного действующим законодательством.
Ссылка административного истца на то, что в уведомлении отсутствует срок приостановления регистрации не основана на законе, поскольку как указано ранее государственная регистрация приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о чем имеется указание в уведомлении.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий по делу не установлена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий Управления, сотрудников Управления по направлению запроса в адрес Советского районного суда г. Томска о разъяснении судом распространения действия определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 по делу 2а-1864/2020 об обеспечении иска, по приостановлению государственной регистрации от 20.08.2020 перехода права собственности ФИО8 к Дмитриенко С.В. на земельный участок с кадастровым номером №. Отсутствуют основания для обязания административного ответчика принять решение об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО8 и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. на земельный участок с кадастровым номером № или об отказе в государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 174-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Дмитриенко Софьи Валериевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна
Судья О.Н. Порубова
Секретарь К.С. Силантьева
Оригинал документа находится в деле №2а-3234/2020 Советского районного суда г.Томска.