Дело № 2-1134/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года Королёвский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пантиной И.Г.,
при секретаре Трошиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафина Р.темовича к Министерству социального развития населения Московской области, Королёвскому управлению социальной защиты населения о признании многодетным отцом,
установил:
Мустафин Р.А. обратился в суд с иском Министерству социального развития населения Московской области, Королёвскому управлению социальной защиты населения о признании многодетным отцом. В обоснование требований истец ссылается на то, что он является отцом троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец вместе со своими детьми зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Истец обратился в Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетного отца. Однако, в этом ему было отказано по тем основаниям, что у матери детей отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области, с данной позицией истец категорически не согласен, в связи с чем вынужден обратиться в суд.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивает.
Представитель ответчика по доверенности Махонина О.М. против удовлетворения требований возражает, представила возражения на иск, указав, что на момент подачи заявления ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ старшему ребенку ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) уже исполнилось 18 лет.
Кроме того, условием назначения многодетной семье и получения ею мер социальной поддержки является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области, в иске просит отказать.
Суд, рассмотрев дело, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с абз. 5 ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в томчисле усыновленных, пасынков и падчериц).
Принимая во внимание, что первой дочери истицы более 18 лет, она не подпадает под определение многодетной семьи.
В соответствии с абз. 5 ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в томчисле усыновленных, пасынков и падчериц).
Согласно абз. 6 ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ к многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Из материалов дела следует, что на момент подачи заявления ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. старшему ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уже исполнилось 18 лет.
В связи с чем, оснований для выдачи Мустафину Р.А. удостоверения многодетной семьи не имеется.
Между тем, довод ответчика о том, что мать детей не имеет регистрации в Московской области, что является основанием к отказу в удовлетворении требований истца, отвергается судом, как неоснованное на законе.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
Указом Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования(п.1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, …имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (п.2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О Мерах Социальной поддержки семьии детей в Московской области», устанавливающих виды компенсации, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежат реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствие со ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Кроме того, в ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04.04.1996 г. № 9-П и от 02.02.1998 г. №4-П, определения от 13.07.2000 г. № 185-О и от 05.10.2000 г. № 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительство гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
При таких обстоятельствах, регистрация матери детей в г.Москве не могла повлиять на объем прав и наличия льгот многодетной семьи.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мустафина Р.темовича кМинистерству социального развития населения Московской области, Королёвскому управлению социальной защиты населения о признании многодетным отцом – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Г. Пантина
Мотивированное решение составлено 24.04.2017 года
Судья: И.Г. Пантина