Дело № 2-183/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Осколковой А.Н.,
при помощнике Гайдар Е.В.,
с участием истца Мороз С.В., представителя истца Сарафановой Н.П., представителя ответчика Петрушовой Т.В.,
16 февраля 2022 года в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороз С.В. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным ответа, возложении обязанности,
Установил:
Мороз С.В., с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к ГУ Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Волгоградской области о признании решения незаконным, принять к зачету стаж периода работы, обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование исковых требований указала, что "."..г. ей была назначена страховая пенсия по старости в размере 7916 руб. "."..г. она обратилась за перерасчетом пенсионных начислений. "."..г. на основании решения № №... размер страховой пенсии по старости к выплате с "."..г. составил 10 681 руб. 56 коп. При расчете пенсии в специальный стаж не был учтен период работы с "."..г. по "."..г. в должности повара в ООО «Дорожно – строительный трест №...» в подразделении участка №... в районе Крайнего Севера. Просит суд признать решение Центра ПФР №... по установлению пенсий в Волгоградской области от "."..г. № <...> незаконным; обязать ответчика принять к зачету стаж период работы с "."..г. по "."..г. в должности повара в ООО «Дорожно – строительный трест № 1» в подразделении участка №... в районе Крайнего Севера; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет страховой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истец Мороз С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в отзыве на возражение.
Представитель истца Сарафанова Н.П. в судебном заседании исковые требования доверителя поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в иске и в отзыве на возражение.
На основании определения Волжского городского суда Волгоградской области от 20 января 2022 года произведена замена ответчика с ГУ Центр предоставления государственных услуг и становления пенсий ПФ РФ в Волгоградской области № 1 на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
Представитель ответчика Петрушова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в возражении.
На основании определения Волжского городского суда Волгоградской области от 25 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Дорожно – строительный трест № 1».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Дорожно – строительный трест № 1» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от "."..г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от "."..г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с "."..г.
До "."..г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от "."..г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предметом обжалования в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд могут быть исключительно решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области №... от "."..г. Мороз С.В. назначена страховая пенсия по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Письмом от 30.08№... Центром ПФР № 1 по установлению пенсии в Волгоградской области истцу был дан ответ на обращение, в котором были разъяснены основания назначения пенсии, приведен расчет страховой пенсии по старости, разъяснено, что рассмотрены все возможные варианты исчисления заработка для исчисления пенсии по наиболее выгодному варианту. Также истцу было разъяснено, что в связи с тем, что, являясь получателем пенсии, она осуществляет трудовую деятельность, на основании ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплата страховой пенсии производится ей без учета индексации. При этом дополнительные документы о стаже и заработной плате, которые могли бы послужить основанием для перерасчета пенсии, отсутствуют.
Разрешая исковые требования в части признания незаконным ответа пенсионного органа от "."..г. № №..., суд исходит из того, что право истца на пенсионное обеспечение ответчиком не нарушено, так как оспариваемый ответ является разъяснением информационного характера о порядке и условиях назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, а не решением об отказе в назначении такой пенсии. Фактически заявление Мороз С.В. было рассмотрено как обращение, ответ на которое был дан с соблюдением требований и сроков, установленных Федеральным законом от "."..г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В ответе от "."..г. № №... дана оценка пенсионных прав Мороз С.В. на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "."..г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из уточняющей справки о стаже работы ООО «Дорожно-строительный трест № 1», Мороз С.В. осуществляла трудовую деятельность в районе Крайнего Севера в ООО «Дорожно-строительный трест № 1», в период с "."..г. по "."..г..
В отношении требований обязать ответчика принять к зачету стаж период работы с "."..г. по "."..г. в должности повара в ООО «Дорожно – строительный трест №...» в подразделении участка № 12 в районе Крайнего Севера суд исходит из следующего.
Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1.04.1996г. № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ (статья 5 ФЗ от 1.04.1996г. № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 ст. 6 ФЗ от 1.04.1996 № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1,2 статьи 11 ФЗ от 1.04.1996г. № 27-ФЗ (в редакции закона до 1.01.2017г.), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе дату приема на работу и дату увольнения.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987 н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. N 766 н "Об утверждении Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации; страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе Целующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов осязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии (ст. 11 в редакции закона до 01.01.2017 г.).
Страхователь вправе, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда :Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 3 Раздела I «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (Приказ «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости») периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от "."..г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от "."..г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 29 июня 1998 г. Соответственно, в силу вышеуказанных норм периоды трудовой деятельности после указанной даты могут подтверждаться исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из материалов дела, а именно из сведений в выписке ИЛС и пенсионном деле, в стаж работы в районах Крайнего Севера истцу включены периоды:
- с "."..г. по "."..г. (02 месяца 09 дней);
- с "."..г. по "."..г. (11 месяцев 17 дней);
- с "."..г. по "."..г. (06 лет 10 мес. 04 дня).
Ответчиком обоснованно не включены периоды с "."..г. по "."..г., с "."..г. по "."..г. в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку отсутствуют соответствующие сведения в индивидуальном персонифицированном учете.
Согласно пункту 2 статьи 30 от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав граждан за период трудовой деятельности до 01 января 2002 г. может производиться по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с учетом фактического трудового стажа плюс по 1% от указанной суммы за каждый полный год сверх требуемых 25 лет (для мужчин), но не более 20% и уровня среднего заработка, ограниченного предельной величиной 1,2 (без ограничения расчетного размера пенсии каким-либо максимальным размером) или по пункту 4 указанной статьи с учетом общего стажа и индексированного среднемесячного заработка, но с ограничением расчетной пенсии максимальным размером 555 руб. 96 коп. плюс по 1 % от указанной суммы за каждый полный год сверх требуемых 25 лет (для мужчин), но не более 20%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копейки. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Также пункт 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержит положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абз. 40).
Представленный представителем ответчика расчет размера пенсии судом проверен и признается арифметическим верным. Иного расчета размера пенсии истцом не представлено.
Таким образом, ответчиком был избран наиболее выгодный для истца вариант исчисления пенсии.
Принимая во внимание указанные положения норм материального права, установленные фактические обстоятельства дела, суд полагает необоснованными доводы истца и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Мороз С.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным ответа Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Волгоградской области от "."..г. N К№..., возложении обязанности принять к зачету стаж работы с "."..г. по "."..г. в должности «повара» в ООО «Дорожно-Строительный трест № 1» в подразделении участка № 12 в районе Крайнего Севера, произвести перерасчет страховой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от "."..г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его изготовления судом в мотивированной форме.
Председательствующий: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 года (19, 20, 23 февраля 2022 года – выходные дни).
Председательствующий: подпись