Дело № 2-120/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**. 2013 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Мальгиной М.И.
при секретаре Раковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой Н.Н. к Администрации города Пскова о признании незаконным постановления Администрации г. Пскова и признании права на получение жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Князева Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о признании незаконным постановления администрации г.Пскова №2214 от 03.08.2012 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015» и признании права на получение жилищного сертификата на приобретение жилья.
Впоследствии истец уточнила заявленные требования, просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Пскова и постановление Администрации г.Пскова от 03.08.2012 №2214 в части отказа признания за ней права на участие в подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015», признать за ней право на участие в указанной подпрограмме, включить её в состав участников подпрограммы с момента первоначального обращения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, на основании п.2 ст.52 ЖК, в соответствии с п.7 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», постановлением Администрации города Пскова № 1035 от 05.05.2012 она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 15.05.2012 истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015», она была включена в число участников, однако решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Пскова от 12.07.2012, которое утверждено постановлением Администрации г.Пскова от 03.08.2012 №2214 Князева Н.Н. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Истец считает данное решение незаконным и просит удовлетворить исковые требования.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом.
Представитель истца Кошурников М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Пскова и третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Николаева И.В. иск не признала, считает, что истцу обоснованно отказано во включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015», поскольку он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года.
Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, представил письменные объяснения, с заявленными исковыми требованиями не согласен.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подп. 11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 25.06.2012, с изм. от 24.10.2012) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со ст. 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
В силу положений подп. 7 ст. 17 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно удостоверению, выданному 19.09.1995 Управлением социальной защиты населения Псковской области, Князева Н.Н. в период с апреля 1986 года по 1990 года проживала в населенном пункте г.Б. Могилевской области (л.д. 8).
Следовательно, Князева Н.Н. относится к категории граждан, указанных в подп. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как гражданин, выехавший добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Из материалов дела следует, что Князева Н.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: г. Псков, ул.Б., д.№**, кв.№** (л.д.17), принадлежащем внучке П.М.М., что подтверждается копией договора купли-продажи от **.**.2006 (л.д.18).
Постановлением Администрации г.Пскова от 05.05.2012 года № 1035 Князева Н.Н. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном фонде (л.д.21-23).
Как усматривается из материалов дела, истец изъявила желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подала заявление о включении её в состав участников указанной подпрограммы (л.д.10).
Однако постановлением Администрации города Пскова №2214 от 03.08.2012 Князева Н.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года (л.д.24-27).
Данный отказ суд находит незаконным и нарушающим право истца на участие в федеральной целевой программе «Жилище» по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2). Применительно к праву каждого на охрану здоровья и праву на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации) данная обязанность государства предполагает в том числе обеспечение экологического благополучия путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, включая радиационные.
Согласно пункту 7 статьи 17 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения" Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) во взаимосвязи с пунктом 11 части первой его статьи 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" и частью первой статьи 22 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение" гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, получили право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (соответствующее право предусмотрено и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 одноименной подпрограммой федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы). Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с последующими изменениями и дополнениями).
Что касается граждан, также относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то, согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, для них предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Не получили они и статус участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которым непосредственно не предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы либо аварии на производственном объединении "Маяк" или сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в том числе право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем.
Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Граждане же указанных категорий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Однако это не означает, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья.
При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросами Челябинского областного суда» пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Более того, в п.5 вышеназванного Постановления Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении тех граждан, относящихся к указанным категориям, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для граждан, относящихся к тем же категориям, но вставших на учет после этой даты, повлекло необоснованную дифференциацию внутри каждой категории в зависимости исключительно от даты принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года), которая, в свою очередь, привела к снижению уровня социальной защиты для части этих граждан. Такая дифференциация - при наличии у граждан, относящихся к одной и той же категории, одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с аварией на Чернобыльской АЭС либо аварией на производственном объединении "Маяк" или сбросами радиоактивных отходов в реку Теча и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а потому находящихся в одинаковой ситуации, что не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2013 г. № 3-П время постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не должно влиять на его право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что истец ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовала, изъявила желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015», суд приходит к выводу, что исковые требования Князевой Н.Н. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Пскова от 03 августа 2012 № 2214 года в части отказа признания Князевой Н.Н., **** года рождения нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015».
Признать за Князевой Н.Н., **** года рождения право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015», включив её в состав участников подпрограммы с момента первоначального обращения.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено **.**. 2013 года.
Судья: М.И. Мальгина
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу.