УИД № 10RS0017-01-2019-001303-34
Дело № 2-24/2020РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступиной И.В. к Администрации Сортавальского муниципального района, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о включении имущества в наследственную массу, признании права аренды на земельный участок,
установил:
Ступина И.А. обратилась в суд с иском к Администрации Сортавальского муниципального района о включении имущества в наследственную массу, о признании арендатором земельного участка. Требования мотивированы тем, что <Дата обезличена> умер отец истицы - К.. После смерти отца истицы открылось наследство, состоящее из денежных средств, размещенных на банковских вкладах, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> Истица указывает, что является единственным наследником по закону, завещания К.. не составлялось. При вступлении в наследство, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 1500 кв.м. по причине отсутствия в договоре аренды земельного участка №2618 от 19 июля 2013 года условий о наследовании.
Истица просила включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К. земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>
Впоследствии исковые требования истицей были уточнены. Истица просит включить в состав наследственной массы после смерти К.. право аренды на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. процессуальный статус третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия изменен на соответчика.
Ответчиком - администрацией Сортавальского муниципального района, - представлен письменный отзыв по доводам иска. Указывают, что имеется договор аренды земельного участка от 19 июля 2013 г., заключенный между Администрацией и К. на срок до 18 июля 2023 г. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>. В распоряжении Администрации также имеется договор купли-продажи данного земельного участка, заключенный 15 января 2019 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и истицей. Согласно указанному договору, истица является собственником жилого дома с кадастровым номером <Номер обезличен> Земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> предоставлен истице в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, как собственнику здания, имеющему исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено здание. Согласно п. 8.6. указанного договора, договор аренды земельного участка от 19 июля 2013 г. считается расторгнутым с даты регистрации договора купли-продажи. Арендатор земельного участка К. умер <Дата обезличена> т.е. задолго до заключения указанного договора купли-продажи земельного участка. Полагают, что при указанных обстоятельствах, при наличии уже заключенного с истицей договора купли-продажи земельного участка, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, вправе самостоятельно обратиться в Росреестр за погашением права аренды Камнева А.П. Разрешение спора оставляют на усмотрение суда.
Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия представило письменный отзыв по доводам иска. Указывают, что 19 июля 2013 г. между администрацией Сортавальского муниципального района и К. заключен договор аренды №2618, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью 1500 кв.м. на срок по 18 июля 2023 г., для индивидуальной жилой застройки. Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок является учтенным, расположен по адресу: <Адрес обезличен>, поставлен на кадастровый учет 24 мая 2013 г., разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, зарегистрировано ограничение в виде аренды, запись №10-10-07/012/2013-433 от 23 августа 2013 г. <Дата обезличена> г. К.. умер. 31 июля 2017 г. истица обратилась в подведомственное Министерству ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Далее 24 августа 2017 г. ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» дан ответ истице и направлен проект договора купли-продажи земельного участка. 22 октября 2018 г. истица обратилась в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» по вопросу предоставления информации о регистрации договора купли-продажи земельного участка. 20 ноября 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия был дан ответ истице, согласно которого в адрес истицы был повторно направлен проект договора купли-продажи земельного участка в связи с изменением наименования Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. 11 апреля 2019 года истица обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении информации о ходе оформления документов о предоставлении земельного участка в собственность. 14 мая 2019 года истице был дан ответ о том, что подписанный договор купли-продажи земельного участка был передан на государственную регистрацию, однако согласно уведомления Росреестра от 31 января 2019 года государственная регистрация договора купли-продажи земельного участка была приостановлена в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок предоставлен на праве аренды К.. сроком по 18 июля 2023 года. Тем самым договор купли-продажи земельного участка, заключенный между истицей и Министерством до настоящего времени не зарегистрирован. Оставляют разрешение спора на усмотрение суда и просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Привлеченным к участию в деле третьим лицом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия представлен письменный отзыв по доводам иска. Указывают, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>. На указанный жилой дом зарегистрировано право собственности за Ступиной И.А. В ЕГРН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> площадь 1500 кв.м. На данном участке расположено здание - жилой дом с кадастровым номером <Номер обезличен>. Арендатор данного земельного участка К. (запись №10-10-07/012/2013-433 от 23 августа 2013 года на основании договора аренды от 19 июля 2013 года №2618).
Истица Ступина И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования полностью поддержала. Пояснила, что приняла наследство после смерти К. при этом возражений от арендодателя по переходу прав на земельный участок не поступало, тем самым она приобрела право аренды на спорный участок.
Представитель ответчика – администрации Сортавальского муниципального района – Назарова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании принципиальных возражений по доводам иска не имела, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Нотариус Кежаева Л.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений пунктов 14 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 (ред. от 23 апреля 2019 г.) «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ). Имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 ГК РФ), поручения (пункт 1 статьи 977 ГК РФ), комиссии (часть первая статьи 1002 ГК РФ), агентского договора (статья 1010 ГК РФ).
Земельный участок является недвижимым имуществом в силу норм ст.130 ГК РФ.
В силу норм ст.609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно положениям п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст.617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Исходя из положений п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Судом установлено, что <Дата обезличена> умер К.
Нотариусом округа г.Сортавала Кежаевой Л.Е. заведено наследственное дело №164/2016 к имуществу К. наследником по закону является дочь К. - Ступина И.А., <Дата обезличена>. 27 января 2017 года Ступиной И.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на недополученную пенсию К. денежные вклады, находящиеся в ПАО «Сбербанк России», жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>. На указанный жилой дом с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 70 кв.м. зарегистрировано право собственности за Ступиной И.А. (запись 10:07:0010416:321-10/003/2017-2 от 25 июля 2017 года).
Истица просит включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К.. - земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>
Из материалов дела следует, что 19 июля 2013 года между администрацией Сортавальского муниципального района и К.. был заключен договор аренды земельного участка №2618. Предметом договора являлся земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 1500 кв.м., расположенный в <Адрес обезличен>, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки. Срок действия договора до 18 июля 2023 года. Государственная регистрация аренды произведена 23 августа 2013 года (номер регистрации №10-10-07/012/2013-433). Запрета на переход прав и обязанностей по договору аренды наследнику указанный договор аренды не содержит.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Ступиной И.А. был подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, однако государственная регистрация указанного договора купли-продажи земельного участка была приостановлена, поскольку согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок предоставлен на праве аренды К.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, в порядке ст.67 ГПК РФ, с учётом установленных по делу обстоятельств, а именно то, что истица приняла наследство после смерти своего отца Камнева А.П., договор аренды, заключенный с Камневым А.П. недействительным не признавался, при его жизни ни кем не оспаривался, сама истица является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, фактически пользуется земельным участком, суд считает требования истицы о включении права аренды спорного земельного участка в наследственную массу обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что основанием для обращения в суд явилось отсутствие правовых оснований для получения Ступиной И.А. свидетельства о праве аренды на земельный участок, отказ нотариуса включить имущество в наследственную массу и выдать свидетельство о праве на наследство, суд считает надлежащим способом защиты нарушенного права признание за истцом права аренды на земельный участок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право аренды на земельный участок у умершего К. возникло на законном основании. В связи с чем у суда имеются все основания считать, что К. на день смерти имел имущественные права в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, поскольку ответчиками по делу, третьими лицами никаких возражений относительно заявленных требований не представлено, суд считает, что требование истца о признании за ней права аренды спорного земельного участка подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает, что истцом допущена техническая ошибка в части указания адреса спорного земельного участка, из представленных документов земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 1500 кв.м, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, расположен по адресу: <Адрес обезличен>
Учитывая, что договор аренды спорного земельного участка заключен с администрацией Сортавальского муниципального района, надлежащим ответчиком по настоящему спору суд признает администрацию Сортавальского муниципального района, в связи с чем в удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в наследственную массу имущества после смерти К., право аренды на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>
Признать за Ступиной И.В. право аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
В удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 30 января 2020 г.