Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 15 декабря 2021 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Мункуевой Д.Д.,
с участием истца Шилова П.В., представителя истца Маринкевич О.Е., действующей на основании определения суда, представителя ответчика Заика Л.В., действующей на основании доверенности, представителя государственного органа – начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе Патук Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Шилова П.В. к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» о признании отстранения от работы незаконным, возложении обязанности допустить к работе, об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда,
у с т а н о в и л:
Шилов П.В. обратился в суд с требованием к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» (далее по тексту МУП «Ола-Электротеплосеть», ОЭТС) с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что стороны состоят в трудовых отношениях с 31.01.2019, а с 01.09.2021 истец переведен на должность транспортировщика приемного бункера 3 разряда котельной пос. Ола. Деятельность предприятия направлена не бесперебойное функционирование объектов коммунального хозяйства, и трудовая функция истца связана с бесперебойным предоставлением коммунальных услуг потребителям. В связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом от 16.09.2021 № 309-к со ссылкой на ст. 76 ТК РФ истец отстранен от работы. Полагает, что имеет противопоказания к вакцинации. Полагает, что отстранение от работы носит незаконный характер, поскольку он не осуществляет работы связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующие обязательного проведения профилактических прививок, список которых утвержден Правительством РФ от 15.07.1999 № 825.
Просит суд признать незаконными отстранение от работы и приказ № 309-к от 16.09.2021; возложить обязанность допустить к работе, взыскать заработную плату за время незаконного отстранения в сумме 102488,74 руб., взыскать с ответчика компенсацию за задержку заработной платы в сумме 566,20 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Истец в судебном заседании настаивал на заявленных требования и просил их удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Маринкевич О.Е. настаивала на заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Обращала внимание, что ее доверитель работает на предприятии жилищно-коммунального хозяйства и данная сфера не включена в перечень работ, утвержденных постановлением Правительства РФ, при которых обязательно требование о проведении профилактических прививок. Также обращала внимание, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции является добровольной и работа ее доверителя не могла быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия профилактической прививки от данного заболевания. Помимо этого, просила принять во внимание, что заработная плата за время отстранения от работы, а также компенсация за задержку выплаты заработной платы подлежат взысканию по день исполнения решения.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не согласилась с исковыми требованиями, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему. Пояснила суду, что при отстранении от работы истца предприятие действовало в рамках возложенных на него обязанностей. Также указала, что в настоящее время в ОЭТС привито менее 80% сотрудников, в связи с чем отстранение ряда сотрудников не отменено.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе, привлеченного к участию в деле на основании определения суда, полагала, что требования истца удовлетворению не подлежат. Профилактическая вакцинация от новой коронавирусной инфекции включена в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Вакцинация по данному календарю становится обязательной для лиц, проживающих в субъекте РФ и поименованных в специальном постановлении главного санитарного врача соответствующего субъекта РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также заключение представителя государственного органа, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту - Федеральный закон № 157-ФЗ).
В силу статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами.
Частью 2 статьи 5 Федеральный закон № 157-ФЗ предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в числе прочего, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти
В соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановлением правительства РФ № 825 от 15.07.1999 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Таким образом, приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утверждены фактически два календаря профилактических прививок, а именно национальный календарь профилактических прививок (приложение № 1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 № 1307н в приложение № 2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) в силу пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ проведение профилактических прививок и вакцинация являются обязательными для определенной категории граждан (ст. 9).
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по распространению COVID-19 главным государственным санитарным врачом по Магаданской области вынесено постановление от 23.07.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее по теску – постановление № 1 от 23.07.2021).
В силу указанного постановления № 1 от 23.07.2021 главным государственным санитарным врачом по Магаданской области Корсунской С.А. постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) гражданам, подлежащих обязательной вакцинации работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере, в числе прочего жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Руководителям организаций, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области, в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в срок до 20.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников; в срок до 25.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Пунктом 3 приведенного постановления устанавливается, что указанные в постановлении требования не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19 в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению», Инструкции Министерства здравоохранения РФ по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак.
Указанное постановление № 1 от 23.07.2021 не отменено и соответственно в силу приведенных выше норм федерального законодательства обязательно для исполнения руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области в сферах поименованных в п. 1 постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец и ответчик состоят в трудовых отношениях. Шилов П.В. 31.01.2019 принят в МУП «Ола-Электротеплосеть» на должность бункеровщика 3 разряда котельной пос. Ола, а 01.09.2021 переведен на должность транспортировщика приемного бункера 3 разряда котельной пос. Ола, что подтверждается записью в трудовой книжке, копией трудового договора № от 30.01.2019, копией приказа о приеме работника на работу № 30.01.2019.
Согласно уставу МУП «Ола-Электротеплосеть» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в жилищных и коммунальных услугах, а предметом деятельности предприятия является обеспечение потребителей тепловой энергией, электрической энергией, горячей водой, паром, холодной водой, эксплуатация и обслуживание жилого фонда на территории Ольского городского округа Магаданской области (п.п. 2.1 и 2.2.). То есть ответчик является предприятием жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Приказом от 28.06.2021 № 148 «О работе предприятия в условиях ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» работниками МУП «Ола-Электротеплосеть» предписано представить справку о вакцинации, результат тестирования на наличие антител (для переболевших сотрудников), бланк уведомления о необходимости вакцинирования (при отказе указать четкие причины отказа), справку о медицинском отводе установленного образца.
В уведомлении о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на имя Шилова П.В. от 28.06.2021, истец указал причину отказа от вакцинации «острый хронический тромбофлебит».
16 августа 2021 года ответчиком вынесен приказ № 169 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2», которым работникам предприятия не прошедшим вакцинацию по состоянию на 16.08.2021 приказано в срок до 20.08.2021 пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.09.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. В срок до 15.09.2021 представить в отдел кадров справку о вакцинации, результат тестирования на наличие антител (для переболевших сотрудников), бланк уведомления о необходимости вакцинирования (при отказе указать четкие причины отказа), справку о медицинском отводе.
Указанный приказ истец не выполнил? что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, в судебное заседание не представил документов, подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации, согласно п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению», Инструкции Министерства здравоохранения РФ по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак.
Заявление о наличии заболеваний, при которых дается медицинский отвод не нашли своего подтверждения.
Суду были представлены медицинские документы на имя истца, из которых следует, что у него действительно имеется указанное в уведомлении заболевание.
Однако, из протокола заседания иммунологической комиссии от 03.11.2021 № 326 следует, что по состоянию здоровья у Шилова П.В. имеются показания для вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 вакциной «Спутник – Лайт».
Из пояснений истца, данных в судебном заседании, он вакцинирование указанной вакциной не прошел.
Судом был допрошен в качестве специалиста врач – инфекционист председатель иммунологической комиссии, заместитель главного врача филиала «Ольская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» Я.А.А. из пояснений которого следует, что у Шилов П.В. имеется заболевание «хронический тромбофлебит». До 2021 года Шилов П.В. по поводу имеющегося у него заболевания обращался к врачу – специалисту в 2013 году. На иммунологическую комиссию были представлены документы Шиловым П.В., однако, противопоказаний для вакцинации облегченной вакциной установлено не было, в связи с чем вынесено соответствующее решение. Говорить о том, что заболевание Шилова П.В. находится в стадии обострения не возможно, поскольку из представленных медицинских документов этого не следует, так же это не указано и в представленных выписках обращения в 2021 году к узкому специалисту.
На основании приказа № 309-к от 16.09.2021 были отстранены от работы как не имеющий противопоказаний для вакцинации и отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) М.Р.А., Шилов П.В. и С.Н.И.. Также установлен срок действия отстранения, а именно прохождение обязательной вакцинации или снятие ограничительных мер по эпидемическим показаниям.
Таким образом, как установлено в ходе рассмотрения дела, главным санитарным врачом Магаданской области вынесено постановление № 1 от 23.07.2021, в котором предписано провести вакцинацию работников предприятий, в том числе, жилищно-коммунальной сферы и энергетики. Ответчик, являясь предприятием, работающим в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, возложил на своих сотрудников обязанность пройти вакцинацию, либо представить документы, освобождающие их от прохождения вакцинации (медицинский отвод или соответствующий тест). Ни приказ № 148 от 28.06.2021, ни приказ № 169 от 16.08.2021 Шилов П.В. (ни до, ни после отстранения) не оспаривал и, следовательно, был обязан исполнить данные приказы, что им сделано не было и это не оспаривалось в судебном заседании.
Ввиду обязанности для работодателя постановления № 1 от 23.07.2021 был вынесен оспариваемый приказ № 309-к от 16.09.2021.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы стороны истца о том, что отсутствие в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденному постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999, сферы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства освобождает истца от обязанности пройти вакцинацию от COVID-19, поскольку данная прививка носит добровольный характер.
Действительно в перечень, утвержденный указанным постановлением Правительства РФ, сфера деятельности энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не включена, однако как указывалось выше приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утверждены фактически два календаря профилактических прививок, а именно национальный календарь профилактических прививок (приложение № 1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2). Обязательной по приложению № 2 профилактическая прививка по эпидемическим показаниям становится после издания соответствующего постановления главного санитарного врача субъекта РФ.
Таким образом, указанный в постановлении Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 относится к национальному календарю профилактических прививок по приложению № 1.
После принятия соответствующего решения главным санитарным врачом на основании ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ проведение профилактических прививок и вакцинация для определенной категории граждан являются обязательными, а в силу ч. 2 ст. 5 этого же Федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Приходя к выводу о законности требований суд также исходит из того, что в числе прочего предприятие осуществляет деятельность по удалению и обработке сточных вод, удалению и обработке твердых отходов, сбор и очистку вод, утилизацию отходов (п.п. 2.3.19-2.3.22), то есть занимается деятельностью поименованной в постановлении № 825 от 15.07.1999, связанной с обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконными отстранения от работы, отмены приказа № 309-к от 16.09.2021.
Также суд не может признать обоснованными требования истца в части взыскания заработной платы за время незаконного отстранения, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, поскольку как указывалось выше суд не находит обоснованным требование о признании незаконным отстранения от работы, а в силу ст. 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами. Кроме того, в период с 20 сентября по 03 ноября 2021 году истец находился в оплачиваемом отпуске, согласно приказу № л/с от 23.08.2021, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Разрешая требования в части возложения обязанности допустить истца к работе в занимаемой должности, суд полагает, что они также не подлежат удовлетворению, поскольку приказом № 309-к от 16.09.2021 установлен срок действия отстранения от работы, а именно снятие ограничительных мер по эпидемическим показаниям, что на момент рассмотрения не произведено, либо прохождение обязательной вакцинации, документ о которой суду представлен не был.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку при рассмотрении дела нарушение прав работника не установлено, суд полагает? что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шилова П.В. к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» о признании отстранения от работы незаконным, об отмене приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Установить день изготовления мотивированного решения – 21 декабря 2021 года.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская