Дело №33-2941/2014 Судья Щербаков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2014 года г.Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.
судей Сабаевой И.Н. и Георгиновой Н.А.
при секретаре Кружковой А.А.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску Труфановой <...> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента обращения
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Труфановой <...> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента обращения - удовлетворить частично.
Включить период работы Труфановой <...> с <дата> по <дата> года в должности старшей медицинской сестры детского сада № <...>» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Труфановой <...> <...>) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Истец Труфанова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе) о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указывала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ответчик исключил из специального стажа период ее работы в должности старшей медсестры детского сада № <...>» с <дата> по <дата>, так как указанное учреждение не предусмотрено перечнем учреждений здравоохранения Списка №781.
С отказом ответчика она не согласна, поскольку перечень должностей и организаций, утвержденный постановлением Совмина СССР №1397 от 17.12.1959 предусматривал включение в стаж на соответствующих видах работ периоды работы среднего медицинского персонала в детских садах.
Просила суд включить вышеуказанный период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику с заявлением, то есть с <дата>
В судебном заседании представитель ответчика Ковалева Н.Л. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Указывает, что Труфанова Н.А. права на назначение досрочной пенсии не имеет в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, поскольку период работы в должности старшей медицинской сестры детского сада № <...>» не подлежит включению в стаж на льготных условиях, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии по старости.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст.7 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что Труфанова Н.А., <дата> года рождения, имеет среднее образование, по специальности медицинской сестры, с <дата> по <дата> работала старшей медсестрой детского сада № <...>»
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 13-17). Факт осуществления Труфановой Н.А. в спорный период медицинской деятельности стороной ответчика не оспаривался.
При разрешении спора судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Труфановой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа.
При этом период работы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского сада № <...>» не был включен в стаж истца на соответствующих видах работ, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка № и Правилами № (л.д. 8-9). По подсчетам ответчика льготный стаж истца составил 26 лет 08 месяцев 22 дня.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Правила от 29.10.2002 №781, вступившие в силу 12.11.2002.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утвержден Перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Согласно Данному перечню к таким должностям относится средний медицинский персонал, в том числе медицинские сестры. В разделе «наименование учреждений» дошкольные детские сады и школы не указаны.
Действующим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских садах, детских яслях и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские сады, детские ясли, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Между тем, до 01.10.1993 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Разрешая заявленные исковые требования и установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что период работы Труфановой Н.А. медсестрой в детском саду № <...>» с <дата> по <дата> имел место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусматривающего возможность зачета такой деятельности в льготный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий истцу право на досрочную пенсию по старости.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), ст.18,19,55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, и дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Дело №33-2941/2014 Судья Щербаков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2014 года г.Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.
судей Сабаевой И.Н. и Георгиновой Н.А.
при секретаре Кружковой А.А.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску Труфановой <...> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента обращения
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Труфановой <...> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента обращения - удовлетворить частично.
Включить период работы Труфановой <...> с <дата> по <дата> года в должности старшей медицинской сестры детского сада № <...>» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Труфановой <...> <...>) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Истец Труфанова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе) о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указывала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ответчик исключил из специального стажа период ее работы в должности старшей медсестры детского сада № <...>» с <дата> по <дата>, так как указанное учреждение не предусмотрено перечнем учреждений здравоохранения Списка №781.
С отказом ответчика она не согласна, поскольку перечень должностей и организаций, утвержденный постановлением Совмина СССР №1397 от 17.12.1959 предусматривал включение в стаж на соответствующих видах работ периоды работы среднего медицинского персонала в детских садах.
Просила суд включить вышеуказанный период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику с заявлением, то есть с <дата>
В судебном заседании представитель ответчика Ковалева Н.Л. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Указывает, что Труфанова Н.А. права на назначение досрочной пенсии не имеет в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, поскольку период работы в должности старшей медицинской сестры детского сада № <...>» не подлежит включению в стаж на льготных условиях, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии по старости.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст.7 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что Труфанова Н.А., <дата> года рождения, имеет среднее образование, по специальности медицинской сестры, с <дата> по <дата> работала старшей медсестрой детского сада № <...>»
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 13-17). Факт осуществления Труфановой Н.А. в спорный период медицинской деятельности стороной ответчика не оспаривался.
При разрешении спора судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Труфановой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа.
При этом период работы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского сада № <...>» не был включен в стаж истца на соответствующих видах работ, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка № и Правилами № (л.д. 8-9). По подсчетам ответчика льготный стаж истца составил 26 лет 08 месяцев 22 дня.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Правила от 29.10.2002 №781, вступившие в силу 12.11.2002.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утвержден Перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Согласно Данному перечню к таким должностям относится средний медицинский персонал, в том числе медицинские сестры. В разделе «наименование учреждений» дошкольные детские сады и школы не указаны.
Действующим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских садах, детских яслях и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские сады, детские ясли, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Между тем, до 01.10.1993 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Разрешая заявленные исковые требования и установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что период работы Труфановой Н.А. медсестрой в детском саду № <...>» с <дата> по <дата> имел место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусматривающего возможность зачета такой деятельности в льготный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий истцу право на досрочную пенсию по старости.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), ст.18,19,55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, и дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи