Мотивированное решение изготовлено 21.05.2010 года
Дело Номер
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Брандиной Н.В.
При секретаре ФИО1,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании права на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3 о признании права на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование заявленных требований указала, что с 12.05.2009 г. работает в ФИО3 в должности .... На письменное обращение к командиру ФИО3 в мае 2009 г. с требованием установления доплаты за работу во вредных условиях труда получила письменный ответ, в котором сообщено о том, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ФИО3 не проведена ввиду отсутствия необходимых денежных средств.
Находя действия ответчика противоправными, нарушающими ее право на дополнительную оплату труда за работу во вредных условиях труда, гарантированное положениями ст.ст. 22, 135, 147 Трудового кодекса РФ, Приказа Минобороны РФ № 555 от 10.11.2008 г., просит признать за ней право на получение спорной надбавки в размере 12% с учетом процентов, предусмотренных ст.236 ТК РФ с момента трудоустройства в ФИО3, т.е. с 12.05.2009 г., взыскать сумму недополученной заработной платы с учетом надбавки за работу во вредных условиях труда с 12.05.2009 г., а также обязать ответчика предоставить дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда.
В судебном заседании 19.05.2010 истица заявленные требования поддержала, обосновала. Отказалась от иска в части требования о взыскании недополученной заработной платы за работу во вредных условиях труда с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ. Уточнила исковые требования: просила суд признать за ней право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.
Определением от 19.05.2010 г. производство по делу в части требований о взыскании недополученной заработной платы за работу во вредных условиях труда с учетом процентов, предусмотренных ст.236 ТК РФ, прекращено в связи с отказом истицы от названного требования.
Представитель ответчика ФИО3 по доверенности – ФИО4 в судебном заседании возражений по иску не представил, полагая их обоснованными. Согласился с тем, что условия труда истицы подпадают под критерии, дающие право на получение спорной надбавки, но при условии подтверждения наличия вредных производственных факторов аттестацией рабочего места, по результатам которой могут быть определены конкретные размеры доплаты. Указал, что подобная аттестация не проведена по причине отсутствия необходимых денежных средств на данные расходы.
Также привел довод о том, что должность ... всегда была в штате ... и до 01.12.2008 г. по этой должности выплачивалась надбавка в размере 12%, а также предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 12 календарных дней. При этом с 01.12.2008 г. и до настоящего времени характер работы, условия труда и функциональные обязанности ... не изменились. Пояснил, что учет рабочего времени во вредных условиях труда не ведется, однако не оспаривал тот факт, что истица работает в указанных условиях в течение всего рабочего времени.
Соответчик - ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, о чем в материалах дела имеется соответствующая расписка, представителя в суд не направил, мнение по иску не представил.
Третье лицо - Финансово-экономическое управление СФ ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении по иску указало следующее л.д.19-20).
Оплата труда гражданского персонала ВС РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 года № 555 (в редакции МО РФ 2009 г. № 333).
В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей (приложение № 2 к приказу) работникам воинских частей занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению) должностные оклады повышаются:
на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.
Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетом периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Должностной оклад ... за работу с тяжелыми и вредными условиями труда может быть повышен за выполнение работ предусмотренных в пункте 516 Перечня (приложение № 3 к Положению), что должно быть подтверждено соответствующим журналом учета выполняемых работ.
Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за условия труда предоставляется в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22.
Указанный отпуск ... может предоставляться в соответствии с разделом ХIII пунктом 13 Списка. Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска за условия труда определен Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 г. № 273/П-20.
Несмотря на то, что в соответствии с заключенным трудовым договором со служащей ФИО2 работодатель не брал на себя обязательств о предоставлении ей компенсаций за условия труда, это не лишало ее права на указанные компенсации.
Учитывая, что аттестация рабочих мест по условия труда в ФИО3 не проведена и подтвердить класс условий труда рабочего места истицы не представляется возможным, то в соответствии с абзацем 13 ч.1 ст.219 ТК РФ до тех пор, пока условия труда не отвечают требования безопасности, работодатель обязан предоставить ей некоторые компенсации за работу во вредных условиях труда.
На основании изложенного полагают, что в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, если служащей ФИО2 выполнялись требования п.50 Приказа МО РФ 2008 г. № 555, то ей необходимо было установить доплату не менее 4% должностного оклада; дополнительный отпуск из расчета не менее 7 календарных дней.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО2 работает ... с 12.05.2009 года по настоящее время.
Из пояснений представителя ФИО3 следует, что согласно приказу командира ФИО3 с 01.12.2008 г. в войсковой части прекращены выплаты надбавки к должностному окладу за работу во вредных условиях труда и не предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в указанных условиях в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года, согласно которому предоставление названных гарантий поставлено в зависимость от итогов аттестации рабочих мест.
Истица, полагая, что имеет право на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, а также дополнительный оплачиваемый отпуск, просит суд признать за ней право на установление к должностному окладу указанной надбавки в размере 12% с 12.05.2009 г., взыскать с ФИО5 (довольствующего органа ФИО3) сумму недополученной заработной платы с указанного времени, а также признать за ней право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 12 календарных дней.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст.ст. 146, 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере; оплата в указанных условиях устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно положениям ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется Приказом МО РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
Так, на основании п. 50 (ранее, до внесения изменений Приказом МО РФ № 333 от 05.05.2009 года – п. 49) «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ», являющегося приложением к указанному выше приказу, гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12 процентов. Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.
В названном Перечне в разделе Номер указана работа с вредными условиями труда: ....Именно данные работы (в том числе) выполняет ФИО2
С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что для признания за истицей права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда, необходимо наличие следующих условий: отнесение выполняемой ею работы к Перечню работ с вредными условиями труда и выполнение их на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Тот факт, что выполняемая истицей работа входит в указанный Перечень ... ответчиками не оспаривается, подтверждается представленными в материалы дела функциональными обязанностями ... л.д.16).
В настоящее время порядок выплаты спорной надбавки в ФИО3 урегулирован положениями коллективного договора на 2009-2011 г.г., принятого 03.03.2009 г. Так, согласно п. 2 п.п. А ст. 4.3.2. работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда не менее 50 процентов своего рабочего времени за расчетный период, устанавливается соответствующее повышение до 12% или до 24% по результатам аттестации рабочих мест и с учетом рекомендаций профсоюзных органов – из ФОТ.
Также в локальном акте содержится указание о том, что если работодатель уклоняется от аттестации рабочих мест по условиям труда или не может выполнить аттестацию по другим причинам – это не является основанием для невыплат работникам положенных сумм. В данном случае следует руководствоваться прежними размерами повышений.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, Приложением Номер к ранее действующему коллективному договору (принятому 30.05.2000 г. и действующему до принятия коллективного договора на 2009-2011 годы) были утверждены размеры надбавок за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с которым ... была установлена надбавка в размере 12% к должностному окладу, которая выплачивалась до 01.12.2008 г.
Несмотря на то обстоятельство, что истица была принята на работу 12.05.2009 г., и на момент действия коллективного договора от 30.05.2000 г., не работала, однако условия труда, характер работы и функциональные обязанности ... не изменились.
В силу ст.37 Конституции РФ и ст. 132 ТК РФ оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Поскольку условия труда, характер работы и трудовые функции истца с момента принятия нового коллективного договора на 2009-2011 г.г. по занимаемой ФИО2 должности не изменились, то, несмотря на отсутствие аттестации рабочих мест, учитывая положения ст.ст.37 Конституции РФ и ст.132 ТК РФ, а также приведенные выше положения коллективных договоров от 2000 г. и от 2009 г., суд полагает, что истица имеет право на получение компенсации за работу во вредных условиях труда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь принципами законности, социальной справедливости, учитывая положения ст.132 Трудового кодекса РФ и локальных актов в области оплаты труда, суд признает за истицей право на получение спорной надбавки в размере 12% с момента трудоустройства в ФИО3, т.е. с 12.05.2009 г.
Требования истицы о взыскании недополученной заработной платы с 12.05.2009 года также подлежат удовлетворению. Согласно представленному расчету, сумма недополученной заработной платы с 12.05.2009 года по 21.05.2010 г. составляет 22825 руб. 53 коп. Истица расчет не оспаривает.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования ФИО2 о признании за ней права на установление к должностному окладу надбавки за работу во вредных условиях труда в размере 12% и о взыскании недополученных сумм заработной платы.
Вместе с тем, во избежание необоснованного получения надбавки, суд ограничивает выплату спорной надбавки периодом, когда ответчик установленным порядком проведет аттестацию рабочих мест по условиям труда и в соответствии с результатами которой может быть пересмотрен вопрос о выплате спорной надбавки и установлении её размера.
Требования истицы о признании за ней права на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней суд также полагает обоснованными исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 117 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является ежегодным и должен предоставляться одновременно с основным отпуском за определенный рабочий год.
В соответствии с ч.2 ст.117 ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительство РФ Постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" определило, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Названным Постановлением Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено в 6-месячный срок после вступления в силу этого Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
В настоящее время до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минсоцздравразвития России следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями. Порядок применения Списка определен Инструкцией, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. Номер
В соответствии с разделом ... названного Постановления Номер ... продолжительность дополнительного отпуска предоставляется в количестве 12 рабочих дней.
Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные отпуска (как и основные) исчисляются в календарных днях.
Таким образом, поскольку коллективный договор ФИО3 на 2009-2011 г.г. не содержит указания о продолжительности дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, суд руководствуясь приведенными выше правовыми нормами и признает за ФИО2 право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.
Суд считает необходимым предоставление данной гарантии также ограничить периодом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с результатами которой может быть пересмотрен вопрос о продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска.
Взыскание денежных средств суд производит с ФИО5 как довольствующего финансового органа ФИО3 исходя из особенностей структуры и финансовой подчиненности организаций Министерства обороны РФ.
В связи с чем, ФИО3 суд от ответственности освобождает.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 1084,70 руб.
Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить. Признать за ФИО2 право на установление к должностному окладу надбавки за работу во вредных условиях труда в размере 12% с 12.05.2009 г. до получения результатов аттестации рабочих мест.
Взыскать с ФИО5 (184601, г. Североморск Мурманской области) в пользу ФИО2 недополученную заработную плату с 12.05.2009 года по 21.05.2010 года в сумме 22825 руб. 53 коп., и государственную пошлину в доход государства в сумме 1084,70 руб.
Признать за ФИО2 право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней до получения результатов аттестации рабочих мест.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.В. Брандина