Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3388/2016 от 23.09.2016

Судья Бондаренко М.И.      Дело № 33-3388/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2016 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Сафроновой Л.И.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ВАА к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе ВАА на решение Колпнянского районного суда Орловской области от 10 августа 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ВАА к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Колпнянском районе Орловской области об обязании выплатить пенсионную задолженность с <...> 2015 года по <...> 2016 года по имеющемуся пенсионному праву, возникшему с момента обращения в пенсионный орган за защитой своего права – отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения ВАА, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

ВАА обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указывал, что с <...>.1998 является получателем пенсии по инвалидности на основании статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с участием, как военнообязанного лица, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 27.10.1986 по 20.01.1987.

Истец указывал на то, что в апреле 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему двух пенсий, а именно: пенсии по инвалидности на основании статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с участием, как военнообязанного лица, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На его обращение пенсионным органом был дан ответ об отсутствии оснований для одновременного получения двух пенсий, поскольку в справке, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (далее по тексту - МСЭ), не указано на то, что заболевание им получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.

По мнению истца, отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку две пенсии должны ему выплачиваться с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с <...>04.2015, а, следовательно, имеет место задолженность по выплате пенсии, которая подлежит взысканию с ответчика за период с <...>.04.2015 по <...>.01.2016.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области возражал против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В жалобе, поданной в областной суд, ВАА просит решение районного суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и удовлетворить заявленные им требования.

В обоснование доводов жалобы указывает на наличие у него права на получение двух пенсий по достижении 55 летнего возраста, однако поскольку с заявлением в пенсионный орган о назначении второй пенсии он обратился <...>.04.2015, то с указанной даты ему и должны производиться выплаты двух пенсий.

Ссылается на то, что ранее неправильно установленная причина инвалидности не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В силу частей 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

Статьей 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей, статьей 10 указанного Федерального закона определены условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон № 1244-1), гарантируется назначение пенсий военнослужащим, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

К категории граждан, указанных в пункте 2 статьи 13 Закон № 1244-1, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Согласно пункту 75 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, документом, подтверждающим, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы, является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, удостоверение инвалида установленного образца о праве на льготы.

Из положений пункта 3 статьи 23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.

Из материалов дела усматривается, что ВАА, 1951 года рождения, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Истец, будучи военнообязанным, участвовал в ликвидации последствий аварии с <...>.10.1986 по <...>.01.1987 (л.д.16, 18).

<...>.04.2002 истцу была установлена вторая группа инвалидности, причина - «заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС» (л.д. 8,17).

До 1 января 2016 года ВАА являлся получателем государственной пенсии по инвалидности, установленной на основании статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Указанные выше обстоятельства истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспаривались (л.д.27).

<...>.04.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д.11).

Однако в назначении трудовой пенсии по старости пенсионным органом истцу было отказано, поскольку в акте освидетельствования указано об установлении второй группы инвалидности, причиной которой является заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС (л.д.8). При этом отсутствует ссылка на то, что истцом было получено заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

В последствие, <...>.12.2015 органами МСЭ ВАА была выдана справка № <...> с формулировкой причины инвалидности - «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС» (л.д.23).

<...>.01.2016 пенсионным органом ВАА была назначена пенсия по старости.

Таким образом, суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, обосновано исходил из того, что отказ ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области в назначении истцу с <...>.04.2015 года пенсии по старости являлся правомерным, поскольку в указанное время отсутствовали сведения, подтверждающие причину инвалидности истца. Право на назначение второй пенсии по старости возникло у ВАА с <...>.01.2016, т.е. с момента признания его инвалидом второй группы с указанием причины инвалидности - «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС».

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства.

Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Колпнянского районного суда Орловской области от 10 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ВАА - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Бондаренко М.И.      Дело № 33-3388/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2016 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Сафроновой Л.И.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ВАА к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе ВАА на решение Колпнянского районного суда Орловской области от 10 августа 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ВАА к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Колпнянском районе Орловской области об обязании выплатить пенсионную задолженность с <...> 2015 года по <...> 2016 года по имеющемуся пенсионному праву, возникшему с момента обращения в пенсионный орган за защитой своего права – отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения ВАА, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

ВАА обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпнянском районе Орловской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указывал, что с <...>.1998 является получателем пенсии по инвалидности на основании статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с участием, как военнообязанного лица, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 27.10.1986 по 20.01.1987.

Истец указывал на то, что в апреле 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему двух пенсий, а именно: пенсии по инвалидности на основании статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с участием, как военнообязанного лица, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На его обращение пенсионным органом был дан ответ об отсутствии оснований для одновременного получения двух пенсий, поскольку в справке, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (далее по тексту - МСЭ), не указано на то, что заболевание им получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.

По мнению истца, отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку две пенсии должны ему выплачиваться с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с <...>04.2015, а, следовательно, имеет место задолженность по выплате пенсии, которая подлежит взысканию с ответчика за период с <...>.04.2015 по <...>.01.2016.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области возражал против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В жалобе, поданной в областной суд, ВАА просит решение районного суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и удовлетворить заявленные им требования.

В обоснование доводов жалобы указывает на наличие у него права на получение двух пенсий по достижении 55 летнего возраста, однако поскольку с заявлением в пенсионный орган о назначении второй пенсии он обратился <...>.04.2015, то с указанной даты ему и должны производиться выплаты двух пенсий.

Ссылается на то, что ранее неправильно установленная причина инвалидности не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В силу частей 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

Статьей 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей, статьей 10 указанного Федерального закона определены условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон № 1244-1), гарантируется назначение пенсий военнослужащим, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

К категории граждан, указанных в пункте 2 статьи 13 Закон № 1244-1, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Согласно пункту 75 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, документом, подтверждающим, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы, является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, удостоверение инвалида установленного образца о праве на льготы.

Из положений пункта 3 статьи 23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.

Из материалов дела усматривается, что ВАА, 1951 года рождения, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Истец, будучи военнообязанным, участвовал в ликвидации последствий аварии с <...>.10.1986 по <...>.01.1987 (л.д.16, 18).

<...>.04.2002 истцу была установлена вторая группа инвалидности, причина - «заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС» (л.д. 8,17).

До 1 января 2016 года ВАА являлся получателем государственной пенсии по инвалидности, установленной на основании статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Указанные выше обстоятельства истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспаривались (л.д.27).

<...>.04.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д.11).

Однако в назначении трудовой пенсии по старости пенсионным органом истцу было отказано, поскольку в акте освидетельствования указано об установлении второй группы инвалидности, причиной которой является заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС (л.д.8). При этом отсутствует ссылка на то, что истцом было получено заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

В последствие, <...>.12.2015 органами МСЭ ВАА была выдана справка № <...> с формулировкой причины инвалидности - «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС» (л.д.23).

<...>.01.2016 пенсионным органом ВАА была назначена пенсия по старости.

Таким образом, суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, обосновано исходил из того, что отказ ГУ-УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области в назначении истцу с <...>.04.2015 года пенсии по старости являлся правомерным, поскольку в указанное время отсутствовали сведения, подтверждающие причину инвалидности истца. Право на назначение второй пенсии по старости возникло у ВАА с <...>.01.2016, т.е. с момента признания его инвалидом второй группы с указанием причины инвалидности - «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС».

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства.

Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Колпнянского районного суда Орловской области от 10 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ВАА - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33-3388/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Волков Анатолий Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Колпнянском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
13.10.2016Судебное заседание
19.10.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее