Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1279/2014 ~ М-1220/2014 от 23.07.2014

Дело № 2-1279 Мотивированное решение

изготовлено 19.08.2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2014 г. г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачёвой Л.И.,

при секретаре Сливинской Т.В.,

с участием

помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,

представителя ответчика Бычкова Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц

к обществу с ограниченной ответственностью «Основа»

об устранении нарушений требований законодательства об охране труда,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Основа» (далее по иску ООО «Основа», Общество) об устранении нарушений требований законодательства об охране труда. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в деятельности ООО «Основа». К основным видам деятельности Общества относится производство и доставка бетона. В ходе проверки установлено, что ответчиком нарушаются ряд требований законодательства по охране труда. В частности, установлено, что журналы вводного и первичного инструктажа в обществе ведутся, однако в нарушение указанных требований, программы вводного инструктажа и программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ не разработаны.

Генеральный директор ООО «Основа» ФИО1 и технический директор ФИО2, непосредственно осуществляющий обучение сотрудников, не прошли специальное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Рабочие места в ООО «Основа» включены в Списки рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом ООО «Основа» в нарушение Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» аттестация рабочих мест до 2014 г. не проводилась, за истекший период 2014 г. специальная оценка условий труда на рабочем месте также не проведена, что не позволяет определить степень вредных и (или) опасных факторов на производстве.

Бездействие ООО «Основа», выразившееся в невыполнении законодательства об охране труда, нарушает права неопределенного круга лиц, которые работают в ООО «Основа» в настоящее время и будут работать в будущем на безопасные условия труда и информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Прокурор просит обязать ООО «Основа» устранить нарушения требований законодательства об охране труда:

1.             в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

2.            в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести специальное обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда руководителя общества и специалиста по охране труда, в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29

3.           в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить программы вводного инструктажа и программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.

В судебном заседании помощник прокурора Мамакова Е.С. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагала возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2014 г.

Представитель ответчика Бычков Е.Б. в судебном заседании указанные нарушения не оспаривал, просил увеличить срок для выполнения требований прокурора до 31 декабря 2014 г.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, признаёт иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ), обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить ряд мероприятий, в том числе на него возлагается проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В силу статьи 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании пункта 2.1.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее Порядок), для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

На основании пункта 2.1.2 Порядка, все новые работники проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

На основании пункта 2.1.4 Порядка, первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

В судебном заседании установлено, никем не оспаривалось, материалами дела подтверждено, что к основным видам деятельности ООО «Основа» относится производство и доставка бетона.

Количество штатных единиц в обществе меняется в зависимости от потребности в производстве. Так, по состоянию на 01.12.2013 г. по трудовым договорам на трех участках общества - завод ЖБИ, ремучасток и УМиТ, а также с учетом администрации общества, работало 40 человек, по штатному расписанию от 01.02.2014 г. в штате состоит 15 человек, на момент проверки по информации директора работает 40 человек. В штате общества имеются такие профессии как, машинист автокрана, водители, автослесарь, бетонщики.

Журналы вводного и первичного инструктажа в обществе ведутся, однако в нарушение указанных требований, программы вводного инструктажа и программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ не разработаны.

Вводный и первичный инструктаж с работниками проводит технический директор.

На основании статьи 225 ТК РФ, статьи 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В ходе проведенной прокуратурой г. Кандалакши проверки установлено, что генеральный директор ООО «Основа» ФИО1 и технический директор ФИО2, непосредственно осуществляющий обучение сотрудников, не прошли специальное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

У ФИО2 имеется удостоверение от Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области о прохождении им аттестации по общим требованиям промышленной безопасности, однако срок его действия истек 17.03.2014 г., срок аналогичного удостоверения генерального директора ФИО1 истек в октябре 2012 г.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона.

В силу статьи 8 Закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, которая устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

2)     идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

3)        исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки.

Как установлено, ООО «Основа» в нарушение вышеуказанных положений закона, аттестация рабочих мест до 2014 г. не проводилась, за истекший период 2014 г. специальная оценка условий труда на рабочем месте также не проведена, что не позволяет определить степень вредных и (или) опасных факторов на производстве.

В соответствии со статьей 7 Закона, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2)      информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3)       обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5)          организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 6 статьи 27 Закона, в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Таким образом, указанное правило не распространяется на следующие рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона, а именно: сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Рабочие места в ООО «Основа» включены в Списки рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - «производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций» (Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991 г.).

В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в ООО «Основа» могут работать разные лица. При этом специальная оценка условий труда, а также обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда, проведение инструктажа по охране труда, не связано с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте.

Бездействие ООО «Основа», выразившееся в невыполнении законодательства об охране труда по проведению специальной оценки условий труда и по обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда, проведению инструктажа по охране труда, нарушает права неопределенного круга лиц, которые работают в ООО «Основа» в настоящее время и будут работать в будущем на безопасные условия труда и информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Согласно статье 211 Трудового кодекса РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства об охране труда.

Одновременно суд принимает во внимание довод представителя ответчика о продлении срока по заявленным прокурором требованиям в связи с большим объемом проведения работ. Помощник прокурора г. Кандалакша Мамакова Е.С. не возражала против продления срока исполнения решения суда. Вследствие чего суд считает возможным установить срок для выполнения указанных прокурором требований до 31.12.2014 г.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований неимущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика по данному делу, составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Основа» в срок до 31 декабря 2014 года устранить следующие нарушения законодательства об охране труда:

- провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда,

- провести специальное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителя общества и специалиста по охране труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29,

- разработать и утвердить программы вводного инструктажа и программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Основа» в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Плескачёва

2-1279/2014 ~ М-1220/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Кандалакши
Ответчики
ООО "Основа"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Плескачева Л.И.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
23.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2014Передача материалов судье
25.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2014Подготовка дела (собеседование)
06.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2014Судебное заседание
19.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее