Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2014 года.
Д 2-849\14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» ноября 2014 года
городской суд города Лесного Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Зыкиной М.Н.
при секретаре Азановой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова А.Ю, к ОГИБДД ОМВД по ГО «Город Лесной», Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Потапов А.Ю. обратился в городской суд гор. Лесного с исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД по городскому округу «Город Лесной» о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного задержания и привлечения к административной ответственности.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании истец Потапов А.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по ГО Город Лесной возражал против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, отзыв, возражения на иск не представили.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом, в том числе путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте городского суда города Лесного в сети "Интернет", принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика Министерства финансов РФ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся сторон, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ч. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, следует из материалов дела, что *** горда инспектор ДПС Гасанова О.Н. составила в отношении Потапова А.Ю. протокол об административном правонарушении по ч*** КоАП РФ об административных правонарушениях, в котором Потапову А.Ю. было вменено то, что он не уплатил административный штраф по постановлению ***2 от *** в срок, предусмотренный законом.
В этот же день в *** час на основании протокола о задержании Потапов А.Ю. был помещен в камеру временного содержания, где находилась до рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть, до *** час. *** года.
Постановлением мирового судьи судебного участка *** судебного района *** Ткаченко О.В. от *** производство по делу об административном правонарушении в отношении Потапова А.Ю. по *** КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Мировым судьей было установлено, что Потапов А.Ю. уплатил административный штраф в размере *** рублей по постановлению *** от *** ***.
Таким образом, оснований считать, что Потапов А.Ю. был необоснованно привлечен к административной ответственности, чем истец, в том числе, обосновывает свои требования о компенсации морального вреда, у суда не имеется.
Вместе с тем, оценивая действия должностных лиц, по задержанию Потапова А.Ю. суд приходит к следующему.
В силу ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление, административное задержание.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 2).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 3).
*** КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применена в исключительных случаях, указанных в данной норме.
Сам по себе факт составления в отношении Потапова А.Ю. протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица.
Суду не было предоставлено ОГИБДД ОМВД России по ЛГО город Лесной доказательств необходимости административного задержания Потапова А.Ю. Доказательств того, что административное задержание было необходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления также предоставлено не было.
В данном случае оснований считать административное задержание необходимым и соразмерным для обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Потапова А.Ю. не имеется, соответственно действия должностных лиц по содержанию в камере административно - задержанных Потапова А.Ю. с *** час. до *** час., то есть более *** часов не правомерными.
При установлении указанных обстоятельств, поскольку судом не было установлено, что реальной необходимости в доставлении и задержания истца, с учетом конкретных обстоятельств дела явно не имелось, следовательно инспектор необоснованно применила в отношении Потапова А.Ю. меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, чем нарушила его личные неимущественные права.
Указанными действиями истцу причинены нравственные страдания, поскольку на протяжении более *** часов он принудительно пребывал в ограниченном пространстве, изоляции, не мог свободно передвигаться, был ограничен в общении с неограниченным кругом лиц.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Определяя размер компенсации морального вреда истцу Потапову А.Ю. в размере *** рублей, суд учитывает незаконное доставление истца в ОМВД и его помещение в камеру для административно задержанных, нахождение в условиях ограничения свободы передвижения, степень нравственных страданий, индивидуальные особенности личности, требования разумности и справедливости.
Доводы ответчика ОМВД о том, что административное задержание является обеспечительной мерой, а не мерой наказания и не может рассматриваться как административный арест, следовательно исключает возможность возмещения ущерба в порядке и по правилам ст. 1070 ГК РФ суд также находит не состоятельными.
Административное задержание, не будучи арестом как мерой административного наказания, тем не менее, представляет собой лишение свободы в смысле статьи 22 Конституции Российской Федерации и подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: положение лица, к которому применяется такое административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами.
Таким образом, административное задержание, предусмотренное частью 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обусловливающим его природу ограничениям и последствиям для задержанного сопоставимо с административным арестом и задержанием как видами лишения свободы, на которые распространяется режим гарантий, предусмотренный статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
Вред причиненный гражданину в результате незаконного применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания поэтому вред возмещается государством.
В качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации. Интересы Министерства финансов Российской Федерации в судах представляют по доверенности (с правом передоверия) управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в данном случае должна применяться ст. 1070 ГК РФ, которая является специальной нормой, регулирующей данные правоотношения.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обязанность компенсации морального вреда следует возложить на ответчика Министерства финансов Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований к ОМВД по ГО город Лесной Потапову А.Ю. следует отказать.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить понесенные по делу расходы, истцом предъявлены расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей, которые следует взыскать с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Потапова А.Ю. компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к ОГИБДД ОМВД по ГО «Город Лесной» Потапову А.Ю. отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Потапова А.Ю. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, а также в кассационном порядке в президиум Свердловского областного суда в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление подаются через суд, принявший решение
Председательствующий судья Зыкина М.Н.
***
***