Дело № ххх
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года п.г.т. Холм-Жирковский
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Баринова В.П.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием:
заместителя прокурора <адрес> Коваленко Т.Л.,
представителей ответчика Григорьевой Н.Г. и Густыр О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» о возложении обязанности в шести месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить следующие предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>: произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех стационарных источников загрязнения; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех стационарных источников загрязнения; по окончании проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии в полном объеме и утверждения нормативов ПДВ провести производственный контроль на источниках выброса согласно план-графика, сославшись на то, что 30.09.2016г. по результатам внеплановой документарной проверки проведенной Управлением Росприроднадзора по <адрес> (далее - Управление) МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» выданы законные предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.09.2016г. № № ххх (воздух), а именно: в срок до дд.мм.гггг провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии в полном объеме, разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех стационарных источников загрязнения; по окончании проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии в полном объеме и утверждения нормативов ПДВ провести производственный контроль на источниках выброса согласно план-графика.
27.08.2015г. при проведении плановой выездной проверки в отношении МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Управлением установлено следующее:
- на предприятии, согласно проекту ПДВ, 5 источников выброса - 2 организованных, 3 неорганизованных, количество источников выделения - 22 шт., однако, при фактическом визуальном обследовании территорий предприятия обнаружены неучтенные источники выброса и выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Производственная площадка № ххх - модульные котельные (блоки №№ ххх, 2), производственная площадка № ххх - модульная котельная (блок № ххх), работающие на природном газе, выбросы от которых не учтены при проведении инвентаризации и разработки проекта ПДВ. Таким образом, обнаружено несоответствие сведений о распределении источников по территории предприятия, количестве и составе выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух проекту ПДВ.
Производственный контроль на предприятии не организован.
Согласно план-графику контроля за нормативами на источниках выброса в атмосферный воздух из проекта ПДВ, контроль за нормативами должен проводиться 1 раз в год на источнике выброса № ххх (промплощадка № ххх, труба газовой котельной) по азота диоксиду, азота оксиду, углерода оксиду. Ежегодный контроль нормативов на источнике выброса № ххх не проводился.
Таким образом, согласно требованиям ст.ст. 12, 14, 22, 25, 30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха», Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Утв.: Госкомприроды РФ, 01.01.1991г.) МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» обязано учесть источники выброса и выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: производственная площадка № ххх - модульные котельные (блоки №№ ххх, 2); производственная площадка № ххх - модульная котельная (блок № ххх), работающие на природном газе, выбросы от которых не учтены при проведении инвентаризации и разработки проекта ПДВ, а также ежегодно проводить производственный контроль нормативов ПДВ на источнике выброса № ххх.
Согласно постановлению Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства от дд.мм.гггг, долг МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» перед организациями составляет - 1574500,69 руб. (один миллион пятьсот семьдесят четыре тысячи пятьсот рублей шестьдесят девять копеек).
С момента выдачи законных предписаний от 27.08.2015г. №№ ххх (воздух) должностным лицом Управления Росприроднадзора по <адрес> об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований при проведении плановой выездной проверки дд.мм.гггг МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский», прошло достаточное количество времени, в ходе которого Управлением было проведено 3 внеплановые проверки выполнения ранее выданных законных предписаний, а именно: 29.02.2016г. (предписания №№ ххх (воздух)), 30.09.2016г. (предписания №№ ххх (воздух), дд.мм.гггг (предписания №№ ххх (воздух).
Срок для выполнения законных предписаний в ходе каждой внеплановой проверки Управлением устанавливался достаточный, однако на данный момент законные предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм- Жирковский» до сих пор не исполнены.
Материалы административных дел направлялись на рассмотрение в судебный участок № ххх мирового судьи <адрес>.
В результате регулярных привлечений к административной ответственности за неисполнение законных предписаний, на МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» ложится бремя долговых обязательств.
В ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> в июне 2017 года установлено, что выявленные Управлением Росприроднадзора по <адрес> нарушения МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм- Жирковский» не устранены. Не исполнение требований предписаний нарушает законодательство в области охраны окружающей среды и приводит к загрязнению воздуха и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Коваленко Т.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика - МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» - Григорьева Н.Г. и Густыр О.В., в судебное заседание явились, исковые требования не признали, пояснив, что нарушения выявленные Управлением Росприроднадзора по <адрес> ими были допущены, частично устранены, но нарушения, в отношении которых подан иск прокурором, они устранить не могут в связи с тяжелым финансовым положением, поскольку наложены арест на расчетные счета и арест на кассу предприятия в размере до 60 % от всех доходов предприятия. Для устранения данных нарушений требуется около 80 000 рублей, которых они не имеют.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, исковые требования поддерживает в полном объеме, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав объяснение заместителя прокурора Коваленко Т.Л., представителей ответчика Григорьевой Н.Г. и Густыр О.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от дд.мм.гггг № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.
Согласно ст. 30 Федерального закона от дд.мм.гггг № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства РФ, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст.23 Федерального закона от дд.мм.гггг № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от дд.мм.гггг № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Полномочия по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и установлению нормативов ПДВ возложены на территориальные органы Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации в силу Типового положения, утвержденного Приказом Минприроды России от дд.мм.гггг № ххх «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».
Судом установлено, что МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» является юридическим лицом созданным в целях выполнения работ, связанных с управлением жилым и нежилым фондом, переданным в ведение предприятия, эксплуатации и обслуживания внутридомовых сетей, эксплуатации коммунального водопровода и канализации, очистки сточной жидкости через очистные сооружения, эксплуатации тепловых сетей и котельных, удовлетворения потребности населения в коммунальных услугах и извлечения прибыли, что подтверждается копией Устава (л.д.102-106).
дд.мм.гггг на основании приказа о проведении плановой выездной проверки, Управлением Росприроднадзора по <адрес> была проведена проверка МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» и установлено следующее.
На предприятии, согласно проекту ПДВ, 5 источников выброса, 2 организованных, 3 неорганизованных, количество источников выделения - 22 шт. Однако, при фактическом визуальном обследовании территорий предприятия обнаружены неучтенные источники выброса и выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: производственная площадка № ххх - модульные котельные (блоки №№ ххх, 2); производственная площадка № ххх - модульная котельная (блок № ххх), работающие на природном газе, выбросы от которых не учтены при проведении инвентаризации и разработки проекта ПДВ. Таким образом, обнаружено несоответствие сведений о распределении источников по территории предприятия, количестве и составе выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух проекту ПДВ; производственный контроль на предприятии не организован.
Согласно план-графику контроля за нормативами на источниках выброса в атмосферный воздух из проекта ПДВ, контроль за нормативами должен проводиться 1 раз в год на источнике выброса № ххх (промплощадка № ххх, труба газовой котельной) по азота диоксиду, азота оксиду, углерода оксиду. Ежегодный контроль нормативов на источнике выброса № ххх не проводился (л.д.81-93).
Управлением Росприроднадзора по <адрес> МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» были выданы предписания №№ ххх от дд.мм.гггг: провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии в полном объеме; разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех стационарных источников загрязнения; по окончании проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии в полном объеме и утверждения нормативов ПДВ провести производственный контроль на источниках выброса согласно план-графика (л.д.62-63, 69-70, 75-76).
С момента выдачи предписаний от дд.мм.гггг №№ ххх, прошло достаточное количество времени, в ходе которого Управлением было проведено 3 внеплановые проверки выполнения ранее выданных законных предписаний, а именно:
29.02.2016г. (предписания №№ ххх (воздух)), 30.09.2016г. (предписания №№ ххх (воздух), дд.мм.гггг (предписания №№ ххх (воздух) (л.д.16-23, 27-28, 38-39, 47-48, 53-65, 73-74, 77-78, 118-126, 131-133).
Материалы административных дел в отношении МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» направлялись на рассмотрение в судебный участок № ххх мирового судьи <адрес> (л.д.10-15).
Срок для выполнения законных предписаний в ходе каждой внеплановой проверки Управлением устанавливался достаточный, однако на данный момент законные предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» до сих пор не исполнены. Согласно объяснению директора МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» на данный момент предприятие не может исполнить данные предписания в связи с арестом счетов и арестом кассы организации в размере до 60% от всех доходов предприятия, что подтверждается постановлением МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> (л.д.114-115, 138).
Отсутствие у МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» необходимых средств не освобождает от устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Таким образом, суд находит, что не исполнение МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» требований предписаний нарушает законодательство в области охраны окружающей среды и приводит к загрязнению воздуха и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, следовательно требования прокурора <адрес> являются обоснованными, а его исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.333.17 НК РФ организации признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
На основании п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 6 000 рублей.
Таким образом, с ответчика МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░