Дело №2-388
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Светлоград
29 мая 2012 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ульянова А.И.,
при секретаре - Шелудченко Т.А.,
с участием заявительницы – Поповой Г.В.,
представителя истицы Поповой Г.В. – адвоката Алексеевой Н.В., представившей удостоверение №26/1821 и ордер №052052 от 29.05.2012г.,
представителей заинтересованных лиц – администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края – Михайловой А.А., администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Мишура Н.А., администрации г.Светлограда Ставропольского края Сухомлинова Е.В., действующих по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному заявлению Поповой Г.В. о признании незаконными отказов администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от *** за --- о невозможности постановки на учет с *** в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от *** о невозможности постановки на учет с *** как имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Попова Г.В. обратилась в суд с заявлением, которое уточнила и просит признать незаконными: отказ администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от *** за --- о невозможности постановки ее на учет со *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета; отказ администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от *** о невозможности постановки ее на учет с *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и просит возложить на администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края обязанность поставить ее на учет со *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, а также возложить на администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края обязанность направлять в адрес Министерства строительства и архитектуры ... информацию из ее учетного дела необходимую для включения в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от *** --- по Ставропольскому краю, мотивируя следующим.
Обжалуемое решение администрации Петровского муниципального района Ставропольского края нарушает ее конституционное право на получение жилища по следующим основаниям.
С 1980г. по январь 2002г. она проживала в п.Дукат Омсукчанского района Магаданской области. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. №1029, Магаданская область относится к районам Крайнего Севера.
С *** (приказ ----к от ***) по *** (приказ ----к от ***) она работала в должности рабочей, секретаря-машинстки в тресте «Дукаттяжстрой». С *** (приказ ----к от *** по *** (приказ ----к от ***) в должности тепличницы в совхозе «Омсукчанский» Омсукчанского района Магаданской области. С *** по *** на Дукатском ГОКе «Северовостокзолото» рудника «Дукат».
Всего ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера составил 17 лет 9 месяцев.
В период работы и проживания в пос.Дукат Омсукчанского района Магаданской области, в связи с отсутствием у нее жилья на материке, она была поставлена в список очередников на получение жилищной субсидии согласно Федерального закона РФ от *** ----Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
*** она расторгла брак с Шафоростовым A.B., заключенный *** и зарегистрированный отделом ЗАГС Апанасенковского района Ставропольского края.
*** она переменила фамилию на Попову, о чем в книге регистрации записи о перемене фамилии, имени, отчества отделом ЗАГС администрации Омсукчанского района Магаданской области произведена запись ---.
В январе 2002г. она решила переехать на постоянное место жительства в Ставропольский край. В связи с этим, главой Дукатской поселковой администрации было вынесено постановление от *** за --- «Об исключении из очереди на получении жилищной субсидии Поповой Г.В.» Вследствие того, что при выезде из п.Дукат Омсукчанского района Магаданской области она сдала в ЖЭУ-2 п.Дукат квартиру, в которой проживала, ссуды, субсидии, компенсации, за сдаваемое жилье Дукатской поселковой администрацией ей не выплачивались, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 17 лет 9 мес., и она решила воспользоваться своим правом на получение жилищной субсидии на приобретение жилья, закрепленной в Федеральном законе от *** ----Ф3, согласно которому, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах РФ.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от *** ----Ф3 предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ***, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Статья 10 Федерального закона от *** ----Ф3 закрепляет, что очередность предоставления жилищных субсидий гражданам определяется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
Для постановки на очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья она обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, специалист которого пояснил, что ей необходимо со всеми документами, подтверждающими право на получение жилищной субсидии обратиться в администрацию Петровского района Ставропольского края.
*** она обратилась в администрацию Петровского района Ставропольского края, предоставив необходимые документы.
В течение последующих лет она постоянно подходила к специалисту администрации Петровского района и интересовалась, как продвигается очередь и какая она по очереди. Ей отвечали, что очередь не продвигается совсем, так как средства, выделяемые из федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Ставропольскому краю не выделяются.
Она не поверила в это и в феврале 2007 года обратилась по данному вопросу к депутату Государственной Думы Ставропольского края по Петровскому одномандатному избирательному округу Кузьмину A.C..
*** получила из Министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края ответ за ---, согласно которому Ставропольскому краю федеральные бюджетные средства для обеспечения граждан жилищными сертификатами выделяются, и она состоит в очереди на улучшение жилищных условий в сводном списке по Ставропольскому краю под №44 с ***, с составом семьи 1 человек.
С таким же вопросом *** она обратилась на «Телефон доверия Губернатора Ставропольского края».
*** из администрации Петровского муниципального района Ставропольского края был получен ответ, согласно которому она состоит в свободном списке на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по Петровскому району под порядковым номером ---.
В сентябре 2007г. по этому же вопросу она обратилась в Администрацию Президента РФ и *** за ----ВУ/05 из Министерства регионального развития РФ получила ответ, что обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от *** №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действующим в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от *** ---.
Согласно ст.3 Федерального закона №125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительств органами исполнительной власти субъектов РФ. По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края в списках очередности на получение жилищной субсидии граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, она стоит в общей краевой очереди пенсионеров под номером ---, с составом семьи 1 человек.
Попова Г.В. успокоилась и в течение последующих 2 лет только интересовалась продвижением очереди в администрации Петровского муниципального района, где ей говорили, что необходимо еще подождать.
В конце декабря 2009г. при очередном обращении специалист администрации Петровского муниципального района ей пояснила, что все документы отправлены в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, которое теперь будет заниматься формированием сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Она дала номер телефона специалиста министерства, у которого можно узнать о ее очередности.
В течение 2010 года, по имеющемуся телефону, она неоднократно звонила в Министерство строительства и архитектуры, и получала от специалиста ответ, что действительно состоит в очереди в льготном списке на получение жилищной субсидии, ей сообщали номер очереди.
В октябре 2010 года ее пригласили в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, где выяснилось, что ее документы в министерство не поступали, и посоветовали разобраться в создавшейся ситуации в администрации Петровского муниципального района Ставропольского края.
При обращении в администрацию Петровского муниципального района обнаружилось, что ее документы пропали.
Она обратилась к заместителю главы администрации Петровского муниципального района за помощью, и ее документы нашлись. Специалист администрации Петровского муниципального района Портянко Е.В., посмотрев документы, указал на отсутствие справок, подтверждающих отсутствия жилья, и она собрала необходимые справки и принесла ему.
Портянко Е.В. вновь посмотрел все представленные документы и сказал, чтобы она отвезла их в администрацию МО Константиновского сельсовета, так как они должны находиться по месту ее прописки.
Однако, юрист администрации МО Константиновского сельсовета, изучив документы, пояснила ей, что вследствие того, что ранее она к ним не обращалась, то поставить на льготную очередь на получение жилищной субсидии датой *** она не может и предложила ей встать на очередь на дату обращения, то есть ***. Она отказалась и поехала выяснять этот вопрос в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, где новый специалист сказал, что у нее не хватает документов, подтверждающих тот факт, что она проживала и работала на Крайнем Севере. Она сделала запрос в Магаданскую область и получила архивную справку от *** №П-39, архивную справку от *** №П-38, выписку из финансово-лицевого счета, подтверждающую факт ее проживания там, выписку из реестра учета объектов капитального строительства ГУ «Магаданское областное управление технической инвентаризации» Омсукчанское представительство.
В начала июня 2011 года она со всеми документами приехала в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Ее приняла начальник отдела ФИО5, которая сообщила, что сотрудники, ранее работавшие там, уволены, она не готова дать объяснения как должна осуществляться постановка в эту очередь, в связи с чем, сделала в Министерство регионального развития РФ запрос и ждет ответа. При этом подтвердила, что она стоит в сводной очереди на получение жилищной субсидии под номером ---.
В августе 2011 года она вновь посетила Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, где ее принял уже другой специалист- ФИО6, которая пояснила, что у нее вновь отсутствуют некоторые документы, которые необходимо привезти, а именно: архивную справку, согласно которой она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления в администрацию Петровского муниципального района Ставропольского края, то есть на ***, и кроме того администрация Петровского муниципального района должна сформировать учетное дело в соответствии с Положением о ведении учетных дел.
Однако, после обращения в администрацию Петровского муниципального района за выдачей соответствующей справки, она получила ответ от *** за ---, согласно которому, постановления или распоряжения главы администрации о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий за 2002г. нет, поэтому выдать ее не представляется возможным.
Она вновь поехала в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, объяснила ситуацию, и ФИО6 сказала, чтобы она ехала обратно в г.Светлоград, а она позвонит в администрацию Петровского муниципального района и объяснит им что делать.
Она устала ездить между Ставрополем и Светлоградом и решила, что ей необходимо письменно обратиться в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края по вопросу включения в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
*** за --- из Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края она получила ответ, из которого следует, что постановка на учет данной категории граждан, согласно порядка учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ, приказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от *** ---, осуществляется министерством. До 09.02.2010г. вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, находились в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований края. На основании данных, предоставленных администрацией Петровского муниципального района, она была включена министерством в сводный список граждан по Ставропольскому краю в 2009г. как пенсионер под №29 с датой постановки в очередь ***, составом семьи 1 человек, в 2010 году - под номером ---. Однако, при формировании сводного списка граждан, изъявивших желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в 2011 и 2012г.г. администрацией Петровского муниципального района был представлен утвержденный список, в котором она не значится, в связи с чем, она не была включена в сводный список на 2011 и 2012г.г.. Ей было рекомендовано обратиться в администрацию Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края по вопросу восстановления в очереди. То есть фактически, пока она добросовестно, ходила, ездила, спрашивала, запрашивала необходимые документы, получала их, полагая, что предпринимает все необходимые действия, для того, чтобы получить положенную ей от государства жилищную субсидию, ее просто «выкинули» из очереди.
По вопросу восстановления в очереди, *** и *** соответственно, она обратилась к главе администрации Петровского муниципального района и главе администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края.
Заместитель главы администрации МО Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края ФИО7 направил в ее адрес ответ за --- от ***, согласно которому принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период подачи ею заявления от ***, осуществлялось администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края, заявления от нее в администрацию МО Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края о постановке на очередь по предоставлению жилья от нее не поступало. Действительно, за все 10 лет она ни разу не обращалась в администрацию МО Константиновского сельсовета Петровского района, так как от нее никто этого не требовал.
Из ответа от *** за ---, направленного в ее адрес первым заместителем главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Гузеевым А.М., следует, что в соответствии с п.3 раздела 1 Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от *** ---, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, однако органам местного самоуправления Петровского района указанные полномочия не передавались.
Она не может понять, если полномочий у администрации Петровского района по учету такой категории граждан не было, то как объяснить вышеозначенный ранее ответ заместителя главы администрации Петровского муниципального района Гузеева А.М. от *** за ---, и как это согласуется с ответом министерства строительства и архитектуры от *** за ---, что до *** вышеуказанные вопросы находились в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований края. И вообще, на каком основании все эти годы Министерство ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края, а позже Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включало ее в льготный список очереди Ставропольского края на получение жилищной субсидии, и откуда поступали данные в этот список, и на каком основании, при отсутствии ее заявления об исключении из списка очередников, она была исключена из очереди.
Ответ администрации Петровского муниципального района также противоречит Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», закрепляющему за органами местного самоуправления, полномочия по предоставлению субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами, право которых основано на федеральных законах, а именно: учет граждан - участников подпрограммы и ведение их учетных дел, ежегодное составление списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, вручение сертификатов. Причем эти полномочия обозначены как обязательные для всех муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, ч.2 ст.40 Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти и местного самоуправления поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, отвечает провозглашенным в ч.1 ст. 7 Конституции РФ целям РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений, Конституция России предусматривает для граждан соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Однако, в результате решений, принятых органами исполнительной власти Петровского муниципального района Ставропольского края, ей создаются препятствия к осуществлению ее прав и свобод, закрепленные в ст.40 Конституции РФ.
Администрация Петровского муниципального района Ставропольского края, не имея полномочий на постановку ее на учет в качестве нуждающейся на получение жилищной субсидии, включала ее в список граждан - участников реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002- 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675, и передавала его в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, что подтверждается их ответами и ответами Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, тем самым, в течение 8 лет вводила в заблуждение ее и органы исполнительной власти Ставропольского края.
Вследствие того, что она с 2002г. зарегистрирована в с.Константиновском Петровского района Ставропольского края, именно администрация МО Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края еще *** с учетом всех предоставленных ею документов, должна была поставить ее на учет с ***, с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании заявительница Попова Г.В. и ее представитель адвокат Алексеева Н.В. поддержали доводы заявления и просили удовлетворить их, при этом, адвокат Алексеева Н.В. пояснила, что в ходе досудебной подготовки по делу специалисты министерства строительства и архитектуры Ставропольского края изучили документы заявительницы и пришли к выводу, что они являются достаточными для постановки в соответствующую очередь.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края – Михайлова А.А., администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Мишура Н.А., администрации г.Светлограда Ставропольского края Сухомлинов Е.В. полагались в принятии решения по усмотрению суда.
В письменном отзыве глава администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края с доводами заявления Поповой Г.В. не согласилась и пояснила, что в администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края заявления от Поповой Г.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся, как гражданки выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не поступало. В книге учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, Попова Г.В. также не значится.
В 2010г. Попова Г.В. обращалась в администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края в устной форме по вопросу постановки на учет. Юрисконсульт пояснила, что если Попова Г.В. сдаст пакет документов для постановки на учет, то и поставлена на учет будет датой сдачи документов. В присутствии Поповой Г.В. был изучен №125-ФЗ от *** «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с которым постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. Поповой Г.В. было рекомендовано обратиться в Министерство строительства и архитектуры за разъяснением сложившейся ситуации.
*** в администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края от Поповой Г.В. поступило заявление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся, как гражданки выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
*** Поповой Г.В. был направлен ответ следующего содержания.
Обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Определение очередности предоставления, а также расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно Порядку учету граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденному приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 09.02.2010г. №20 постановка на учет данной категории граждан осуществляется Министерством строительства и архитектуры.
С учетом изложенного по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданки, выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Поповой Г.В. было рекомендовано обратиться в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Представитель администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Мишура Н.А. пояснил, что с 2002 по 2006 годы очередь нуждающихся в жилых помещениях граждан в соответствии Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и в которой стояла Попова Г.В., вела Петровская районная государственная администрация, затем, с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», очередники стали вестись администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края, в добровольном порядке по просьбе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, поскольку на территории Петровского района находится более 16 муниципальный образований и собирать сведения со всех, министерству было проблематично. Поэтому, в районной администрации и велся сводный список, который затем передавался в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Однако, официально, никогда и никакими полномочиями по постановке на учет и ведению учета граждан в соответствии Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с формированием учетного дела гражданина, районная администрация не наделялась.
Обращение Поповой Г.В. по вопросу восстановления в очереди участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», было рассмотрено.
По существу вопроса Поповой Г.В. было разъяснено, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.3 раздела 1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, однако, органам местного самоуправления Петровского района указанные полномочия не передавались. Администрация Петровского муниципального района Ставропольского края не уполномочена вести регистрацию и учет указанной категории граждан.
На основании запросов Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в 2010-2011г.г. администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края у органов местного самоуправления поселений района были запрошены списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В список по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ни администрацией муниципального образования Константиновского сельсовета, ни администрацией муниципального образования г.Светлоград, Попова Г.В. включена не была. В связи с изложенным, Попова Г.В. не была включена в сводный список граждан данной категории по Петровскому муниципальному району Ставропольского края и ей было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту проживания с заявлением о признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, для последующего восстановления в очереди граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в судебном порядке на основании представленных Поповой Г.В. с заявлением от *** вх. --- документов.
Представитель администрации г.Светлограда Ставропольского края Сухомлинов Е.В. пояснил, что заявительница в городскую администрацию с заявлением о постановке на очередь по предоставлению жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не обращалась.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В., действующая по доверенности --- от ***, не явилась, письменно просила рассмотреть дело по заявлению Поповой Г.В. в ее отсутствие и по существу рассматриваемого заявления пояснила, обеспечение жильём граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в Ставропольском крае в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, вместе с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, в настоящее время подпрограммы - «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.
Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений ст.2 Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Сводный список по данной категории граждан на планируемый год формируется министерством на основании утверждённых списков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, утверждается и предоставляется государственному заказчику подпрограммы.
Попова Г.В. была включена в сводные списки по данной категории граждан с 2008 по 2011г.г. с датой постановки в очередь на улучшение жилищных условий с ***.
В сводный список на 2012г. Попова Г.В. министерством не была включена, так как в представленном администрацией Петровского района Ставропольского края списке она не значилась.
Сводный список по данной категории граждан на 2013 год будет сформирован и утвержден в срок до ***. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
С учетом мнения явившихся лиц, суд полагает возможным рассмотреть заявление Поповой Г.В. по существу в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
Выслушав доводы заявительницы, ее представителя, мнения заинтересованных лиц, изучив материалы гражданского дела и исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что уточненное заявление Поповой Г.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно представленным заявительницей документам (л.д.14-19, 23-25), с учетом справки о заключении брака --- (л.д.20) и свидетельства о расторжении брака серии I-ФК --- (л.д.21), с 1980г. по январь 2002г. она проживала в п.Дукат Омсукчанского района Магаданской области, с *** по *** работала в должности рабочей, секретаря-машинстки в тресте «Дукаттяжстрой», с *** по *** в должности тепличницы в совхозе «Омсукчанский» Омсукчанского района Магаданской области, с *** по *** на Дукатском ГОКе «Северовостокзолото» рудника «Дукат».
Всего ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера составил 17 лет 9 месяцев.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. №1029 Магаданская область относится к районам Крайнего Севера.
В период работы и проживания в пос.Дукат Омсукчанского района Магаданской области, в связи с отсутствием у заявительницы жилья на материке, она была поставлена в список очередников на получение жилищной субсидии согласно Федерального закона РФ от 25.07.1998г. №131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и с 22.01.2002г. исключена из данной очереди (л.д.19).
Право на бесплатную приватизацию квартиры в п.Дукат заявительница не использовала (л.д.30).
*** заявительница обратилась в Петровскую районную администрацию Ставропольского края (л.д.13) с заявлением о включении в очередь для получения жилищной субсидии для северян. Согласно паспорту заявительницы (л.д.12) с 13.03.2002г. она зарегистрирована в доме ..., с.Константиновское Петровского района Ставропольского края.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и суд считает их установленными.
Федеральный закон от 25.07.1998 №131-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.31) подтверждает, что записи регистрации на заявительницу отсутствуют.
Федеральный закон от 25.07.1998 №131-ФЗ утратил силу с 01.01.2003г., после чего данные правоотношения стали регулироваться нормами Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», содержащим аналогичные нормы и дополнительно установившего, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, а поэтому, действия заявительницы, обратившейся с заявлением о постановке на учет *** в районную администрацию, являлись обоснованными.
Из письма администрации Петровского муниципального района Ставропольского края --- от *** (л.д.36) следует, что заявительница состоит в сводном списке на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по Петровскому району по порядковым номером ---. Финансирование данной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. После поступления средств на эти цели, Поповой Г.В. будет выдан государственный жилищный сертификат на приобретение жилья.
Письмом ----ВУ/05 от *** (л.д.38-40) директор департамента федеральных целевых программ развития северных территорий и оперативного реагирования подтверждает, что по данным министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края заявительница состоит в общей краевой очереди пенсионеров по..., составом семьи 1 человек.
Таким образом, в указанный период – 2007 год органы исполнительной власти подтверждали, что заявительница состоит в очереди на получение жилищной субсидии, однако, ответом --- от *** (л.д.52) Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края уведомило заявительницу, что постановка на учет данной категории граждан, согласно порядка учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от *** №125-ФЗ, приказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от *** ---, осуществляется министерством. До *** вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, находились в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований края. На основании данных, предоставленных администрацией Петровского муниципального района, она была включена министерством в сводный список граждан по Ставропольскому краю в 2009г. как пенсионер под №29 с датой постановки в очередь ***, составом семьи 1 человек, в 2010 году - под номером ---. Однако, при формировании сводного списка граждан, изъявивших желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в 2011 и 2012г.г. администрацией Петровского муниципального района был представлен утвержденный список, в котором она не значится, в связи с чем, она не была включена в сводный список на 2011 и 2012гг.. Рекомендовано обратиться в администрацию Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края по вопросу восстановления в очереди.
То есть фактически, как на то указывает заявительница, пока она на основании ответов органов исполнительной власти полагала, что состоит в очереди на протяжении около 10 лет, сам факт ее постановки в очередь, в настоящее время документально подтвержден быть не может, что вытекает из письма --- от ***, направленного заявительнице администрацией Петровского муниципального района.
У суда не вызывает сомнений обоснованность доводов по сути заявления администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края, так как и сама заявительница подтвердила, что хотя и была зарегистрирована на территории указанного муниципального образования, но в администрацию Константиновского сельсовета Петровского района с соответствующим заявлением в 2002г. не обращалась, и суд относит данные пояснения к обоснованным, поскольку в 2002г. сельская администрация полномочиями по формированию и ведению очереди нуждающихся в жилье согласно Федеральному закону от 25.07.1998 №131-ФЗ не обладала и как следствие заявительница обратилась в районную администрацию.
Изменение функций различных уровней органов государственной власти, наделение их дополнительными полномочиями, не должны отрицательно сказываться на правах граждан в области обеспеченности жильем.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепленные в ст.3 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ, сводятся к постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, при этом, пункт 3 Постановления Правительства от 10.12.2002г. №879, предусматривал, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Между тем данное полномочие закреплено за субъектами РФ Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», относилось к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. п. «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ) и не попадал под перечень собственных полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также в Федеральном законе «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не закреплена возможность передачи данного полномочия органам местного самоуправления. Таким образом, анализируемое положение Постановления Правительства РФ противоречило действующему законодательству.
Ответом от *** за --- (л.д.56) первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края уведомил заявительницу, что она не была включена в сводный список граждан данной категории по Петровскому муниципальному району Ставропольского края, так как администрация Петровского муниципального района Ставропольского края не уполномочена вести учет и регистрацию граждан данной категории, в список граждан выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, ни администрацией муниципального образования Константиновкого сельсовета, ни администрацией муниципального образования г.Светлоград, заявительница включена не была.
Ответом --- от *** (л.д.54) администрация муниципального образования Константиновкого сельсовета Петровского района Ставропольского края уведомила заявительницу о невозможности постановки на очередь с ***, поскольку заявления о постановке на очередь по предоставлению жилья от Поповой Г.В. не поступало, разъяснив, что принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в период подачи заявления Поповой Г.В. – *** осуществлялось администрацией Петровского муниципального района. На основании вышеизложенного администрация муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края не имеет возможности восстановить Попову Г.В. в очереди, как участницу подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно дате постановки в очередь с ***. В настоящее время в соответствии Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства, то есть в данном случае, администрацией муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края.
Совокупность установленных судом обстоятельств позволяют заключить, что исполнительными органами власти необоснованно ущемляются права заявительницы на улучшение ее жилищных условий, по обстоятельствам, не зависящим от Поповой Г.В..
Как верно указывает заявительница, согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, а ч.2 ст.40 Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти и местного самоуправления поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, отвечает провозглашенным в ч.1 ст. 7 Конституции РФ целям РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений, Конституция России предусматривает для граждан соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, а также того, что имеющийся пакет документов у заявительницы является достаточным для восстановления ее очереди и формирования учетного дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от *** --- о невозможности постановки Поповой Г.В. на учет с *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от *** о невозможности постановки Поповой Г.В. на учет с *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Возложить на администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края обязанность поставить Попову Г.В., *** года рождения, на учет с *** с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющей право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Возложить на администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета Петровского района Ставропольского края обязанность направлять в адрес Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края информацию из учетного дела Поповой Г.В. необходимую для включения в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от *** --- по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Петровского районного суда
А.И. Ульянов