Дело № 10RS0011-01-2020-004088-64 (2а-4118/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Ефимовой Наталье Михайловне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатил в установленный законом срок налоговые платежи, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц год за 2015-2018 гг. и пени в общей сумме 3801,84 рублей.
Определением от 03.09.2020 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
По сведениям регистрирующих органов, представленных в ИФНС России по г. Петрозаводску административный ответчик в 2015-2018 гг. являлась собственником объектов недвижимости: <адрес> (налоговая база 371913 рублей, 1/1 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения), жилого дома <адрес> (налоговая база 121138 рублей, 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,1%, 12 мес. владения).
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Из сведений регистрирующих органов следует, что налогоплательщик имел в собственности в 2015-2018 гг. земельный участок <адрес> (налоговая база 492443 рубля, 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления №71568672 от 05.08.2016 об уплате налогов за 2015 год в срок до 01.12.2016, №49955211 от 09.09.2017 об уплате налогов за 2016 год в срок до 01.12.2017, №12051584 от 24.06.2018 об уплате налогов за 2017 год в срок до 03.12.2018 и №12325960 от 04.07.2019 об уплате налогов за 2018 год в срок до 02.12.2019.
В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неуплатой налоговых платежей в установленные налоговыми уведомлениями сроки налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате недоимок по налогам и пени:
№5406 от 22.12.2016 об уплате налогов за 2015 год и пеней на общую сумму 805,34 рублей сроком уплаты до 14.02.2017;
№4037 от 12.02.2018 об уплате налогов за 2016 год и пеней на общую сумму 824,26 рублей сроком уплаты до 27.03.2018;
№16921 от 22.06.2018 об уплате пеней на общую сумму 292,49 рублей сроком уплаты до 08.04.2018;
№6521 от 04.02.2019 об уплате налогов за 2017 год и пеней на общую сумму 940,73 рублей сроком уплаты до 01.04.2019;
№20342 от 25.12.2019 об уплате налогов за 2018 год и пеней на общую сумму 1046,89 рублей сроком уплаты до 28.01.2020.
Указанные требования административным ответчиком в полном объеме исполнены не были, доказательств обратного суду не представлено. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогом и пеням на общую сумму 3801,84 рубля, в том числе: налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2015 год – 61 рубль, налог за 2016 год – 70 рублей, налог за 2017 год – 187 рублей, налог за 2018 год – 303 рубля, пени за период с 02.12.2016 по 24.12.2019 в размере 18,99 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений: налог за 2015 год – 739 рублей, налог за 2016 год – 739 рублей, налог за 2017 год – 739 рублей, налог за 2018 год – 739 рублей, пени за период с 02.12.2016 по 24.12.2019 в размере 205,85 рублей.
Расчет подлежащих взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным. Административный ответчик наличие объектов недвижимости в указанные налоговые периоды не оспаривал, корреспонденция суда, дважды направленная по месту жительства административного ответчика, возвращена в адрес суда по истечению срока хранения. Возражения относительно существа иска и/или применения упрощенного порядка рассмотрения дела административный ответчик не представил.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В данном случае указанный срок налоговым органом не пропущен: все требования выставлены налогоплательщику до истечения срока исполнения самого раннего требования (требование №5406 - срок исполнения - 14.02.2017, трехлетний срок с указанной даты истек 14.02.2020, самое позднее требование №20342 выставлено 25.12.2019, т.е. до истечения указанного трехлетнего срока).
Сумма общей налоговой задолженности по всем требованиям превысила сумму в 3000 рублей на самом позднем требовании №20342, срок исполнения которого – 28.01.2020, следовательно, в данном случае налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть до 28.07.2020.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
10.04.2020 мировым судьей судебного участка № 11 г. Петрозаводска РК вынесено определение об отказе в выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ в связи с пропуском процессуального срока.
Между тем, налоговый орган указанный срок не пропустил.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 15.05.2020, то есть в установленный законом срок.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Ефимовой Натальи Михайловны, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 3801,84 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2015 год – 61 рубль, налог за 2016 год – 70 рублей, налог за 2017 год – 187 рублей, налог за 2018 год – 303 рубля, пени за период с 02.12.2016 по 24.12.2019 в размере 18,99 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений: налог за 2015 год – 739 рублей, налог за 2016 год – 739 рублей, налог за 2017 год – 739 рублей, налог за 2018 год – 739 рублей, пени за период с 02.12.2016 по 24.12.2019 в размере 205,85 рублей.
Взыскать с Ефимовой Натальи Михайловны в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
Судья М.Н. Картавых