Дело № 2-271/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мышкин 8 ноября 2012 г.
Мышкинский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.
при секретаре Полевщиковой И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к Управлению социальной защиты населения и труда администрации <адрес> о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения и труда администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы; возложении на Управление социальной защиты населения и труда администрации <адрес> обязанности назначить ФИО2 ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы, как члену семьи пропавшего на войне без вести ДД.ММ.ГГГГ мужа ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратилась в суд с указанным выше заявлением к Управлению социальной защиты населения и труда <адрес>
В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения и труда <адрес> было принято решение об отказе ей в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы (далее компенсации, в соответствии с федеральным законом от 07.11.2011 г.№306-ФЗ.) Считает, что указанное решение принято незаконно. Данное решение было принято на основании абзаца второго п.3.1.5. Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы, утверждённого приказом Департамента труда и социальной поддержки населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В решении указывается о не предоставлении всех документов, предусмотренных п.4 правил выплаты денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации утверждённых постановлением Правительством Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Правила), в частности свидетельства о заключении брака, а была предоставлена копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (Дело №) об установлении факта состояния в фактических брачных отношениях с ФИО1, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ, справка <данные изъяты> военного комиссариата, подтверждающая, что находясь на фронте, ФИО8 пропал без вести, копия извещения ФИО2 о том, что её муж ФИО1 пропал без вести.
В судебном заседании ФИО2 поддержала требования, дала пояснения по существу изложенных обстоятельств. Пояснила, что она не могла оформить брак с ФИО1 так как он был на фронте, а ДД.ММ.ГГГГ пропал без вести. Полагает, что вместо свидетельства о браке должно быть принято во внимание решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены её фактические брачные отношения с ФИО1.
Представитель Управления социальной зашиты населения и труда <адрес> ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО7. Пояснила, что для назначения данного пособия необходимо представит свидетельство о заключении брака, которым будет подтверждено заключение брака. Решение суда об установлении наличия фактических брачных отношений таким документом не является.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО2 состояла в фактических брачных отношениях (возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ФИО1, пропавшим без вести ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно действующего семейного кодекса не считает браком сожительство мужчины и женщины, то есть незарегистрированный брак не признается. Фактические брачные отношения не порождают правовых последствий.
Вместе с тем, КЗоБСО РСФСР 1926 г. в России фактические браки признавались действительными наряду с зарегистрированными до июля 1944 года, так как Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" данное положение было отменено. Фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял правовую силу только до 8 июля 1944 года.
В случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов".
Установлено, что заявительница и ФИО1, пропавший без вести на фронте вступили в фактические брачные до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака - зарегистрированный в органах загса и фактический брак, то фактический брак ФИО2 и ФИО1 порождает такие же права и обязанности супругов, что и зарегистрированный в органах ЗАГСа брак.
Судом установлено, что ФИО2 является супругой ФИО1 пропавшего без вести ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решение Управления социальной защиты населения и труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы является незаконным и подлежит отмене.
Из п. 10 "Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации", "Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" следует, что ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее.
Таким образом, ежемесячное пособие должно быть назначено ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь, ст.ст. 194, 199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить заявление ФИО2.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения и труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы.
Обязать Управление социальной защиты населения и труда <адрес> назначить ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие военной травмы, членам семей погибших военнослужащих и умерших инвалидов вследствие военной травмы, как члену семьи мужа ФИО1 пропавшего на войне без вести ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия, с подачей жалобы через Мышкинский районный суд.
Судья Т.С. Ухова