Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-11702/2021 ~ М-8366/2021 от 02.09.2021

Копия                                           № 2-11702/2021

УИД 24RS0048-01-2021-013646-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года                        г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Каледа Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Дивногорска Красноярского края к ГУФССП по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, судебному приставу - исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Маркевич Галине Александровне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Дивногорска Красноярского края обратилась в суд с иском к ГУФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А об освобождении от взыскания исполнительского сбора по тем основаниям, что решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 11.01.2021 года на администрацию г. Дивногорска Красноярского края возложена обязанность предоставить Гадзало С.В. на условиях найма специализированного жилого помещения, изолированное жилое помещении на территории города Дивногорска, соответствующее санитарным и техническим нормам благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, исходя из нормы предоставления 33 кв. м. с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года№ 12-961 «О защите прав ребенка». Во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство № от 18.06.2021 года, в рамках которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А. 27.07.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации г. Дивногорска, в размере 50 000 рублей, в связи неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Истец просит освободить администрацию города Дивногорска Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по указанному постановлению, так как решение суда своевременно не исполнено по объективным причинам. Приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель Гадзало С.В., осуществляется за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета, администрация г. Дивногорска является лишь получателем субвенций из бюджета Красноярского края. Администрация г. Дивногорска обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении финансирования для исполнения решения суда, однако, денежные средства в администрацию г. Дивногорска не поступили. Администрацией г. Дивногорска Красноярского края в пределах своих полномочий приняты все меры к исполнению решения суда, но решение не исполнено по объективным причинам.

Представитель истца – администрации города Дивногорска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Маркевич Г.А., представители ответчиков - ГУФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.

Третье лицо - Гадзало С.В., представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом заявления представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате и времени судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Пунктом 3 той же статьи закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 7 той же статьи закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией города Дивногорска Красноярского края.

Однако в соответствии со статей 4 вышеуказанного Закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.

Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 24.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.

По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 11.01.2021 года на администрацию г. Дивногорска Красноярского края возложена обязанность предоставить Гадзало С.В. на условиях найма специализированного жилого помещения, изолированное жилое помещении на территории города Дивногорска, соответствующее санитарным и техническим нормам благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, исходя из нормы предоставления 33 кв. м. с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года№ 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д. 8-10).

Во исполнение указанного судебного решения судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю 18.06.2021 года возбуждено исполнительное производство № -ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.6).

27.07.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. вынесено постановление о взыскании с администрации г. Дивногорска Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено (л.д.7).

Из материалов дела следует, что администрация г. Дивногорска обратилась в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств, для исполнения, вступившего в законную силу решения суда о предоставлении жилых помещений на условиях специализированного найма, как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из поступившего 27.05.2021 года ответа от Министерства образования Красноярского края следует, что выделенные на приобретение в 2021 году жилых помещений детям-сиротам, денежные средства, распределены министерством в полном объеме, о выделении дополнительных средств будет сообщено, кроме того, сообщено о необходимости обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного решения (л.д. 11).

Кроме того, администрация г. Дивногорска Красноярского края обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 11.01.2021 года до 31.12.2021 года, определением Дивногорского городского суда Красноярского края от 21.07.2021 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 12).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 11.01.2021года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией города Дивногорска были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств, для исполнения судебного решения, однако, денежные средства выделены не были.

Таким образом, с учетом характера обязательств и установленного законодательством порядком финансирования, в установленный судебным приставом-исполнителем срок (5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства) истцом не могло быть приобретено жилое помещение для Гадзало С.В.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, позволяют суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Таким образом, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации г. Дивногорска от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.07.2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № -░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.10.2021 ░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░

2-11702/2021 ~ М-8366/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Дивногорска
Ответчики
УФССП по Красноярскому краю
МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, ГУФССП России по Красноярскому краю
МОСП по ИНСХ по г. Красноярску, ГУФССП России по Красноярскому краю, СПИ Маркевич Галина Александровна
Другие
Наумников Г.Э.
Министерство образования по Красноярскому краю
Гадзало С.В.
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
02.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее