Решение по делу № 2-1445/2014 ~ М-1381/2014 от 04.07.2014

Дело №2-1445/2014 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2014 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Вахтиной О.Н.,

с участием Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в лице представителя Сутягина А.А.,

ответчика ООО «Чистое поле» в лице представителя Котляр Е.В., действующей на основании доверенности от 18.07.2014 г. сроком на 1 г.,

ответчика Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице представителя Долбеневой Е.М., действующей на основании доверенности от 16.06.2014 г. сроком на 1 год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистое поле», Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей, У С Т А Н О В И Л :

Ивановский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с иском к ООО «Чистое поле», Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить на основании инженерно-топографических, инженерно-экологических и инженерно гидрологических изысканий экспертное заключение, подтверждающее возможность использования земельного участка с кадастровым номером 37:08:011413:1 за территорией РЭС Комсомольского района под размещение отходов. Заявленные требования мотивированы тем, что истцом проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной за территорией РЭС Комсомольского района. Свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером х, переданном ООО «Чистое поле» по договору аренды земельного участка от 02.07.2010 г. № 20, заключенного с администрацией Комсомольского муниципального района, для организации мусорной свалки. Эксплуатацию данного земельного участка в соответствии с условиями договора ООО «Чистое поле» осуществляет и в настоящее время. При этом проектная документация на свалку не разрабатывалась, специальные исследования, обосновывающие возможность использования земельного участка под размещение отходов с соответствующими выводами экспертов, не проводились. Согласно ст.1 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» свалка является объектом размещения отходов. Согласно ч.1 ст.34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст.11 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ч.1 ст.22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Согласно с временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными Минприроды РФ 15.07.1994 г., полигоны относятся к объектам размещения отходов, которые обустроенные и эксплуатируются в соответствии с проектами, санкционированные свалки – разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Таким образом, к свалкам, как к объектам размещения отходов, подлежащим приведению в соответствие с законодательством, применяются требования по обустройству, содержанию и эксплуатации полигонов с целью обеспечения их экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Согласно п.3.6 Санитарных правил устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным под по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов утверждена Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 г. и согласована письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996 г. № 01-8/17-11. Пунктом 1.1. данной Инструкции определено, что в состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых:

- общая пояснительная записка;

- гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства;

- технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации;

- раздел «Оценка воздействия на окружающую среду»;

- санитарно-защитная зона и система мониторинга;

- архитектурно-строительный раздел;

- санитарно-технический раздел;

- основные технико-экономические показатели;

- сводная смета.

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, в настоящее время нарушения природоохранного законодательства не устранены, геологические и геодезические исследования с выводами экспертов о возможности использования земельного участка под размещение отходов не получены. В адрес генерального директора ООО «Чистое поле» 20.06.2012 г. прокуратурой внесено представление об устранении нарушений при эксплуатации свалки, однако, требуемые меры по устранению нарушений природоохранного законодательства не приняты. Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, не могут гарантировать безопасность существования и использования объекта размещения отходов.

Согласно ст.3 ФЗ РФ «Об окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических ли2ц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (в том числе)

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно п.1 и п.3 перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 г. № 1193, нарушением, представляющим угрозу причинения вреда окружающей среде является:

- осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, - нарушение запретов в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, или невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении такой деятельности, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Допущенные ООО «Чистое поле» нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье поживающего на территории Комсомольского муниципального района населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ) нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренное ст.11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст.ст.17.18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются согласно ч.1 ст.34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч.2 ст.34).

Согласно ст.56 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных главой 7 Закона природоохранных требований, деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст.1065 ГК РФ и ст.80 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. В связи с изложенным, деятельность ООО «Чистое поле» по размещению отходов на свалке, расположенной за территорией РЭС Комсомольского района должна быть экологически обоснована, соответствовать предъявляемым требованиям к объектам размещения отходов, для чего необходимо получение экспертного заключения, подтверждающего возможность использования земельного участка под размещение отходов, утвержденного на основании инженерно-топографических, инженерно-экологических и инженерно-гидрологических изысканий.

Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст.5 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст.5 ФЗ РФ «От отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относятся проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а так же иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.

В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования, заявлены к ООО «Чистое поле», Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей: обязании ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области в срок до 01.07.2016 года прекратить деятельность по размещению отходов на свалке твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером х за территорией РЭС Комсомольского муниципального района Ивановской области; обязании ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области путем совместных действий в срок до 01.07.2016 года по результатам инженерно-топографических, инженерно-экологических и инженерно-гидрологических изысканий разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером х, используемого под размещение твердых бытовых отходов; обязании ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области путем совместных действий произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером х, используемого под размещение твердых бытовых отходов, в соответствии с проектом рекультивации земельного участка.

В судебное заседание представитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в лице представителя Сутягин А.А. поддержал заявленные исковые требования по всем доводам, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Чистое поле» Котляр Е.В. заявленные исковые требования признала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице представителя Долбенева Е.М. заявленные исковые требования признала в полном объеме.

Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО «Чистое поле» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности, что подтверждается лицензией от 26.02.2010 года.

Свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером х, переданном ООО «Чистое поле» по договору аренды земельного участка от 02.07.2010 г. № 20, заключенного с администрацией Комсомольского муниципального района, для организации мусорной свалки.

В ходе проверки устранения нарушений, указанных в представлении от 20.06.2012 года, осуществляемой Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено: свалка твердых бытовых отходов, расположенная в х км на юго-восток от х м на север от дороги х; мусорная свалка, расположенная за территорией РЭС Комсомольского района; свалка твердых бытовых отходов, расположенная в х км от южной окраины г.Наволоки Кинешемского района.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от 25.06.2012 г.) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (в том числе): соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. свалка является объектом размещения отходов (специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов).

Согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Частью 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

Из п.1.1. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Министерством строительства РФ 02.11.1996г., следует, что в состав проекта полигона входят следующие сведения: общая пояснительная записка; гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства; технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации; раздел "Оценка воздействия на окружающую среду"; санитарно-защитная зона и система мониторинга; архитектурно-строительный раздел; санитарно-технический раздел; электротехнический раздел; основные технико-экономические показатели; сводная смета.

Частью 2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.7. Инструкции на выбранном под полигон участке выполняются топографическая съемка, геологические и гидрогеологические изыскания и санитарные исследования. Геологические исследования определяют порядок напластования, мощность и состав пород, слагающих основание полигона, коэффициенты фильтрации грунтов всех разностей. Гидрогеологические исследования определяют уровень грунтовых вод (УГВ) и направление их потока. Для расчета водоотводных канав, защищающих полигон от потока поверхностных вод (дождевых и талых), собираются сведения об интенсивности и испаряемости атмосферных осадков и площади их водосбора.

В результате геологических и гидрогеологических изысканий должны быть составлены: план расположения шурфов (скважин), геологические (литологические) профили, заключение гидрогеолога о пригодности намеченного участка под полигон ТБО и рекомендации по инженерной защите окружающей природной среды. С учетом этих материалов заключение о пригодности выбранного участка под устройство полигона ТБО выдают органы охраны природы и санитарно-эпидемиологического надзора города (района, области, края).

В соответствии с временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Минприроды РФ 15.07.1994г., полигоны относятся к объектам размещения отходов, которые обустроенные и эксплуатируются в соответствии с проектами, санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что на основании договора аренды с Администрацией г.о. Комсомольского муниципального района Ивановской области ответчиком ООО «Чистое поле» используется земельный участок для организации мусорной свалки без проекта, и необходимых изысканий и исследований.

В ходе судебного заседания было установлено, что ответчики ООО «Чистое поле», Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области, заявили о признании исковых требований.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание представителями ответчиков заявленных исковых требований, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, не носит вынужденный характер.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистое поле», Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистое поле», Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей, удовлетворить.

Обязать ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области в срок до 01.07.2016 года прекратить деятельность по размещению отходов на свалке твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером х за территорией РЭС Комсомольского муниципального района Ивановской области.

Обязать ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области путем совместных действий в срок до 01.07.2016 года по результатам инженерно-топографических, инженерно-экологических и инженерно-гидрологических изысканий разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером х, используемого под размещение твердых бытовых отходов.

Обязать ООО «Чистое поле» и Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области путем совместных действий произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером х, используемого под размещение твердых бытовых отходов, в соответствии с проектом рекультивации земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Козлова

В окончательной форме решение суда изготовлено 03 октября 2014 года.

Судья Л.В. Козлова.

2-1445/2014 ~ М-1381/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Комсомольского муниципального района
ООО "Чистое поле"
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Козлова Любовь Вячеславовна
Дело на странице суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
04.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2014Передача материалов судье
07.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2014Судебное заседание
05.08.2014Судебное заседание
29.09.2014Судебное заседание
03.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2014Дело оформлено
12.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее