Решение по делу № 2-1073/2015 ~ 6.1-1033/2015 от 10.06.2015

Дело № 2-1073/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Шира                                                                                                     20 июня 2015 г.

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Филипченко Е.Е.,

при секретаре Щетининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой Т.В., Виноградова Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилья, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении в Список, о возложении обязанности включить в Список, о возложении обязанности на Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Виноградова Т.В., Виноградов Д.А. обратились в суд с иском к указанным выше ответчикам о признании права на меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район включить их в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, о возложении обязанности включить их в названный Список, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Это жилье было уничтожено в результате пожара 12 апреля 2015 года, оказавшись в зоне чрезвычайной ситуации, введенной на территории Республики Хакасия. Они обратились в администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, однако им было в этом отказано. Истцы считают отказ незаконным.

В судебном заседании истцы Виноградова Т.В. и Виноградов Д.А. требования поддержали, пояснили, что они являются собственниками утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, проживали в нём до пожара. Обратившись в администрацию района о включении в Список, получили отказ, который считают незаконным.

Представитель администрации муниципального образования Ширинский район Уварова Р.А. исковые требования признала.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились по неизвестным причинам, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика Уварову Р.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложной пожароопасной обстановкой.

Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> согласно договору приватизации от 28 сентября 1995 года принадлежало истцу Виноградовой Т.В. и ФИО6 на праве совместной собственности.

ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

Согласно справке нотариуса Саломатовой Е.А. от 15 апреля 2015 года, истец Виноградов Д.А. и ФИО8 являются наследниками имущества после умершего отца ФИО6

При этом в силу п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Таким образом, на день объявления чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являлись, в том числе истцы.

Указанное жилое помещение находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 года.

Актом обследования помещения от 15 апреля 2015 года подтверждается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, утрачено в результате пожара.

Истцы на день чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в утраченном жилье, проживали в нём, что подтверждается сведениями, указанными в паспорте, объяснениями истцов, представителя ответчика.

У истца Виноградовой Т.В. других жилых помещений, кроме утраченного, в собственности не имелось и не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП, данными ГУП РХ УТИ.

Сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия подтверждают факт того, что истец Виноградов Д.А. является собственником 1/6 доли другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и это не оспаривается истцами.

Справка от 17 июня 205 года свидетельствует о том, что истцы не являются нанимателями муниципального жилья.

Виноградов Д.А. не принимал участия в приватизации жилого фонда в Ширинском районе Республики Хакасия (справка ГУП РХ УТИ от 16 июня 2015 года).

08 мая 2015 года Виноградова Т.В. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования Ширинский район о включении в Список ее и сына Виноградова Д.А., как граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

Письмом первого заместителя главы администрации муниципального образования Ширинский район от 10 июня 2015 года истцам было отказано во включении в названный выше Список со ссылкой на подпункт «а» пункт 19 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241. В письме указывается, что у члена семьи отсутствует право собственности.

Не согласившись с отказом, истцы 10 июня 2015 года обратились в суд за защитой своих прав.

Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяющей права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1). При этом названный федеральный закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 данной статьи закрепляет, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2015 года № 429 утвердило Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края,     а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

Пункт 4 Правил определяет условия предоставления трансфертов на обеспечение реализации мероприятий. Так, согласно подпункту «а» пункта 4 Правил, трансферты предоставляются на обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Пункты 7, 11 Правил устанавливают, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.

В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24 мая 2015 года № 241, которым утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия.

Порядок устанавливает, в том числе правила предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.

Подпунктом «а» пункта 4 указанного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных во время пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Пункт 5 Порядка также устанавливает, что меры поддержки реализуются лишь в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с гражданином его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.

В силу положений пунктов 16, 17 Порядка, муниципальное образование района рассматривает поступившие от гражданина заявление и необходимые документы о предоставлении меры поддержки, в том числе в виде строительства жилого дома взамен утраченного, и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

На основании подпунктов «а», «б» пункта 19 Порядка несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка, а также наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания, является основанием для отказа во включении в списки.

Из содержания указанных положений нормативных правовых актов следует, что обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются установление факта постоянного проживания на день объявления режима чрезвычайной ситуации граждан в жилом помещении, которое утрачено, отсутствие у них другого жилья, пригодного для проживания, наличие права собственности на утраченное жилье.

Проверив действия ответчика администрации муниципального образования Ширинский район, отказавшего истцам во включении в Список, суд не может признать их законными.

Целью Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" являются снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций (ст.3, 4).

Как установлено судом истцы являлись собственниками утраченного жилого помещения, постоянно проживали в нем на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Доказательств обратному суду не представлено.

Как видно из материалов дела, истец Виноградов Д.А. помимо утраченного жилого помещения имеет в собственности лишь 1/6 долю в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 37, 4 кв.м.

Тем самым, размер доли истца Виноградова Д.А. в другом жилом помещении с площадью 37,4 кв.м, однозначно является незначительным, ее невозможно было бы выделить в натуре.

В силу же п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, по смыслу вышеприведенного законодательства долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, нельзя признать жилым помещением, наличие которого бы лишало истцов право на получение мер социального поддержки в виде предоставления (строительства) жилья.

Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления истцам меры социальной поддержки, то суд считает необходимым нарушенные права истцов защитить: признать право истцов Виноградовых Т.В. и Д.А. на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома; признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район во включении их в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования; возложить на администрацию муниципального образования Ширинский район обязанность включить их в этот Список.

Требования же истцов к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия не подлежат удовлетворению, так как данные ответчики не нарушали права истцов, они не обладают властными полномочиями непосредственно по принятию решений о включении (отказе во включении) граждан в указанные выше Списки, а также по предоставлению мер социальной поддержки.      

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, реально сложившуюся ситуацию, при которой истцы лишились единственного жилья, суд считает, что в силу ст. ст. 204, 212 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения заявления истцов об обращении решения в части удовлетворенных требований к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к негативным последствиям, значительному ущербу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд          

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Виноградовой Т.В., Виноградова Д.А. к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия о признании права Виноградовой Т.В., Виноградова Д.А. на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район от 10 июня 2015 года во включении Виноградовой Т.В., Виноградова Д.А. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район включить Виноградову Т.В., <данные изъяты>, Виноградова Д.А., <данные изъяты> в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429.

В удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.В., Виноградова Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия отказать.

Настоящее решение обратить в соответствии со ст. ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ширинский районный суд.

Судья                                                                                                           Филипченко Е.Е.

Справка:

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2015 года.

Верно:

Судья                                                                                                           Филипченко Е.Е.

2-1073/2015 ~ 6.1-1033/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Виноградов Дмитрий Александрович
Виноградова Тамара Васильевна
Ответчики
Управление по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности
Министерство Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РХ
Министерство финансов РФ(по доверенности УФК по РХ)
Правительство Республики Хакасия
ОУФМС по РХ в Ширинском районе
Администрация МО Ширинский район
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Филипченко Е.Е.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2015Подготовка дела (собеседование)
20.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2015Дело оформлено
30.07.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее