УИД: 63RS0№-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
при секретаре Бурдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-5749/2023 по административному исковому заявлению Панферовой Л.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Матвеевой С.В., судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Щербак Н.А., судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Юртайкиной В.В., врио. начальника ОСП Кировского района г.Самары Никоноровой Е.В., ГУФССП по Самарской области о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Панферова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, мотивируя свои требования тем, что на основании судебного приказа № от 26.02.2018г., вынесенного мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Предмет взыскания: алименты на содержание несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До сегодняшнего дня денежные средства административному истцу не перечисляются. Неоднократно административным истцом были направлены запросы с просьбой предоставить информацию об исполнительном производстве, однако ответа не получила. При ознакомлении административного истца с материалами исполнительного производства, ей стало известно, что исполнительное производство окончено, в связи с направлением исполнительного документа по месту получения доходов должником. Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства, алименты на содержание детей административному истцу не поступали, никаких мер к должнику судебным приставом-исполнителем не принимаются. На заявления административного истца о предоставлении информации ответов нет. Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО6, в рамках исполнительного производства №-ИП, обязать судебного пристава-исполнителя ФИО6 устранить, допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем исполнения судебного акта о взыскании алиментов в установленный законом срок.
Административный истец Панферова Л.А. и ее представитель по доверенности Набокова Е.С. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, просили рассмотреть дело без их участия, требования административного иска поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> ФИО7, судебный пристав- исполнитель ОСП <адрес> ФИО6, которая была привлечена в качестве административного соответчика, так как у нее в настоящее время в производстве ИП в отношении должника М.А., судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> ФИО8, которая была привлечена в качестве административного соответчика, так как выносила постановление о прекращении ИП, врио. начальника ОСП <адрес> ФИО9, которая была привлечена в качестве административного соответчика, так как в период обращения административного истца с заявлением ор ходе ИП была врио начальника Отделения, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, причина неявки суду не известна.
Административные ответчик ГУФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не известны. Заявлений и ходатайств суд не поступало.
Заинтересованное лицо, М.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен правильно и своевременно, причина неявки суду не известна.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
На основании ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
П.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела следует, что 25.11.2019г. судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> Простовой М.А. (в настоящее время не работает с ОСП <адрес>) на основании судебного приказа №, выданного судебным участком № Советского судебного района <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Панферова М.А. на предмет взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В рамках исполнительного производства судебным приставом –исполнителем направлено ряд запросов в различные финансовые, кредитные организации, регистрирующие органы с целью установления имущественного положения должника.
29.04.2020г. судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО8вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
29.04.2020г. исполнительное производство окончено в соответствии с п.8 ч.1 ст.47 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», поскольку в ходе исполнения данного исполнительного производства было установлено, что должник работает, в связи, с чем копия исполнительного документа направляется по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей (л.д.68).
В силу п.8 ст.47 Закона «Об исполнительном производстве» Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
Административный истец указывает, что с момента возбуждения исполнительного производства, алиментные платежи от должника она не получала.
26.10.2023г. судебным приставом-исполнителем Юртайкиной В.В. отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд не усматривает в действиях судебных приставов-исполнителей факта незаконного бездействия, поскольку как следует из материалов дела, до момента окончания исполнительного производства, 29.04.2020г., судебным приставом-исполнителем велась работа по исполнительному производству №-ИП, направлялись запросы в целях установления имущественного состояния должника. На основании ответа ПФР было вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п.8 ч.1 ст.47 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», поскольку в ходе исполнения данного исполнительного производства было установлено, что должник работает, в связи, с чем копия исполнительного документа направляется по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей. В период с 29.04.2020г. по 26.10.2023г., исполнительные действия по вышеуказанному исполнительному производству не проводились, поскольку оно было окончено.
26.10.2023г. постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от 29.04.2020г. отменено, в настоящее время указанное исполнительное производство находится на исполнении у СПИ Матвеевой С.В., по нему ведется работа.
Также административный истец в своем административном иске указывает, что ею в адрес ОСП <адрес> направлялось заявление о предоставлении информации по рассматриваемому исполнительному производству, полученное ОСП <адрес> 29.06.2023г., о чем имеется соответствующая отметка на заявлении (л.д.8), однако, до настоящего времени ответа на заявление в её адрес не поступило.
О данном заявлении взыскателя СПИ Матвеева С.В. узнала в ходе судебного разбирательства, так как ей его не передавали, (л.д.75-76).
В соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения РФ» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных законом "Об исполнительном производстве", издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Обязанности старшего судебного пристава по контролю за своевременной передачей исполнительного документа к исполнению и возбуждению исполнительного производства предусмотрены и п.п. 4.5,12.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что в рассматриваемый период, то есть на дату поступления в ОСП <адрес> заявления Панферовой Л.А. – 29.06.2023г. врио начальника ОСП <адрес> являлась Никонорова Е.В., что подтверждается соответствующим приказом ГУФССП России по <адрес> (л.д.71).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об исполнительном производстве» заявление – административного истца, Л.А. о предоставлении информации по исполнительному производству №-ИП, где она является взыскателем, поступившее в ОСП <адрес> -29.06.2023г., до настоящего времени не рассмотрено, ответ в адрес административного истца не направлен, чем были нарушены права административного истца, в связи, с чем суд приходит к выводу, что факт нарушения врио начальником ОСП <адрес> Никоноровой Е.В. норм Закона «Об исполнительном производстве», а также норм Федерального закона «Об органах принудительного исполнения РФ» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению в данной части.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению частично, а именно в части не рассмотрения заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.
В действиях (бездействиях) должностных лиц службы судебных приставов ОСП <адрес> Щербак Н.А., Юртайкиной В.В., Матвеевой С.В., ГУФССП по <адрес> суд нарушений не установил.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Панферовой Л.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Матвеевой С.В., судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Щербак Н.А., судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г. Самара Юртайкиной В.В., врио. начальника ОСП Кировского района г.Самары Никоноровой Е.В., ГУФССП по Самарской области о признании незаконными бездействия) судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействия врио начальника ОСП Кировского района г. Самара Никоноровой Е.В., выразившиеся в не рассмотрении заявления Панферовой Л.А. о предоставлении информации по исполнительному производству №-ИП, где она является взыскателем, поступившее в ОСП Кировского района г. Самара ДД.ММ.ГГГГ., и не направлении ответа в адрес административного истца.
Возложить обязанность на врио начальника ОСП Кировского района г. Самара, исполняющего обязанности начальника отдела на момент вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Панферовой Л.А. о предоставлении информации по исполнительному производству №-ИП, где она является взыскателем, поступившее в ОСП Кировского района г. Самара ДД.ММ.ГГГГ, и направить в её адрес ответ.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю. Кузнецова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года