РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации дело № 2-390\2016
06 апреля 2016 года г.Бабушкин
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: председатеьствующего судьи Белоусовой Н.А., с участием истца Левиной Н.В.,
при секретаре Цыриторон Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Левиной Н.В. к ОАО «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя, об обязании произвести перерасчет за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по нормативам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия
УСТАНОВИЛ:
Истец Левина Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она является потребителем электрической энергии, проживает по адресу: <адрес>. с 01 июня 2014 года поставку электрической энергии стало осуществлять ОАО «Читаэнергосбыт», которое в период с 01.06.2014 года по 31.12.2014 года необоснованно начислили ей плату за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по общедомовому прибору учета в размере 1465 рублей 78 копеек и пени в размере 108 рублей 77 копеек. Она, как потребитель, считавший изначально данные требования незаконными, не оплатила поставщику коммунальных услуг, указанные средства. В связи с чем, просит обязать Ответчика произвести перерасчет за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по нормативам Республиканской службы по тарифам. В уточнениях к иску Истец указывает, что задолженность начислена незаконно, поскольку в их доме незаконно установлено два общедомовых прибора учета, при допуске к эксплуатации никто из представителей дома не приглашался, когда и кем они были установлены ей неизвестно. Управляющей компании в <адрес> нет, ТСЖ они также не создавали, в их доме жильцами выбран непосредственный способ управления домом. Дом в плохом техническом состоянии. Поэтому считает, что показания прибора учета использовать нельзя, т.к. они недействительны. Она не возражала оплачивать за потребление электроэнергии на ОДН по нормативам установленным Республиканской службы по тарифам, в связи с чем и просит произвести перерасчет по указанным нормативам.
В судебном заседании Левина Н.В. настаивала на предъявленных требованиях по вышеизложенным основаниям. Дополнительно суду пояснила, что о наличии задолженности за ОДН она узнала только в январе 2016 года. До этого времени она оплачивала за ОДН по нормативу не более 40 рублей в месяц, с этой оплатой согласна, т.к. в подъездах дома имеются лампочки на двух этажах. Больше общедомовых электроприборов не установлено, подвала и лифта в доме нет. Капитального ремонта в доме не проводилось, электропроводка давно не менялась. Если в доме гаснет свет, то в двух квартирах дома, он остается гореть. Она не знает когда и кем конкретно были установлены ОДПУ. Поэтому считает, что показания ОДПУ неверные и их нельзя использовать для расчета задолженности.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт», Харламова И.В. возражала против требований Истца и суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» оказывает услуги по энергоснабжению с 01.06.2014 года. Общедомовые приборы учета электроэнергии были установлены в указанном доме ПАО (ОАО) «МРСК Сибири», и оно является собственником, указанных приборов учета. Акты снятия показаний с ОДПУ поступали в ОАО «Читаэнергосбыт» ежемесячно и вносились в электронную базу. Указанная задолженность у Левиной Н.В. образовалась за период с 01.06.2014 года по 31.12.2014 года. Данная задолженность была предъявлена в сентябре 2015 года, т.к. ранее плата за ОДН взималась, как при отсутствии прибора учета, с учетом норматива потребления электрической энергии населением на ОДН в многоквартирных домах по муниципальным образованиям, установленный Приказом РСТ РБ от 28.08.2012 года( с изменениями) и других параметров и рассчитывалась по специальной формуле. Кроме того, имеются Акты допуска к эксплуатации ОДПУ в данном доме от ДД.ММ.ГГГГ, но предъявляет только их ксерокопию, поскольку подлинный экземпляр должен находиться у собственника. Считает, что иск необходимо оставить без удовлетворения, дополнительно также и по основаниям указанным в Отзыве.
Представитель третьего лица ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о дне судебного заседания, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии. Отзыва на исковое заявление от третьего лица не поступило.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым требования истца удовлетворить по следующим основаниям.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
А заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).
Судом установлено и доказано материалами дела, что Левина Н.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проживает в указанной квартире и оплачивает за жилье и коммунальные услуги, в том числе и за потребленную электроэнергию. Кроме того, судом установлено, что в указанном доме ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» установило 2 общедомовых прибора учета (далее ОДПУ) потребленной электроэнергии, что подтверждается доводами, как со стороны истца, так и не отрицается стороной ответчика. Согласно представленного финансово-лицевого счета Левиной Н.В., на ДД.ММ.ГГГГ за ней значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (далее ОДН) в размере 1465 рублей 78 копеек и пени в размере 108 рублей 77 копеек.
В обоснование своих требований Истец ссылается на незаконность установки ОДПУ и суд считает данные доводы обоснованными.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу ч. 5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
В силу ч,9 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность, по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения этой обязанности в соответствии с ч. 10 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 16.04.2010 №178.
В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе судебного заседания установлено, что ОДПУ в <адрес> был установлен без соблюдения вышеуказанных норм.
А именно, как следует, из представленных Ответчиком ксерокопий Акта допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию по вышеуказанному адресу, ОДПУ в указанном доме, были допущены к эксплуатации электромонтером УТЭЭ ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» М. ДД.ММ.ГГГГ и подписан им, других представителей, согласно вышеуказанных требований при допуске, не присутствовало. В какое время был установлен ОДПУ, судом не установлено. В связи с чем, был ли соблюден месячный срок допуска ОДПУ в эксплуатацию, после его установки, суду неизвестно. Отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Более того, Ответчиком представлена ксерокопия Акта допуска ОДПУ в эксплуатацию, которая надлежащим образом не заверена. Третье лицо ПАО (ОАО) «МРСК Сибири», в суд не явилось и подлинный Акт не представило.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным администрацией МО СП «Выдринское», на момент установки общедомового прибора учета, здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования и соответствующий Акт не составлялся.
В связи тем, что прибор учета в вышеуказанном доме был установлен неправомерно, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из объяснений ответчика, задолженность за потребленную электроэнергию на ОДН, была перерасчитана Истцу за период с 01.06.2014 года по 31.12.2014 года, т.е. с начала периода, когда на основании Приказа Минэнерго от 08.05.2014 года №252 статус гарантирующего поставщика электроэнергии был присвоен ОАО «Читаэнергосбыт». При этом, согласно финансово-лицевого счета перерасчет платы за ОДН указан с сентября 2015 года, т.е. спустя более года. При этом, согласно требований ст. 155 ЖК РФ-плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Таким образом, к вышеназванным основаниям удовлетворения иска, судом дополнительно установлено, нарушение сроков предъявления размеров оплаты за коммунальные услуги.
Истец Левина Н.В. в судебном заседании заявила, что она не возражала оплачивать потребление электроэнергии на ОДН по нормативу потребления, которые установлены Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ОАО «Читаэнергосбыт« произвести Левиной Н.В. перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды в размере 1465 рублей 78 копеек, пени в размере 108 рублей 77 копеек по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от 28 августа 2012 года N 5/8(с последующими изменениями).
Доводы, изложенные Ответчиком в Отзыве на исковое заявление являются не состоятельными и не могут быть приняты во внимание при разрешении данного иска.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Левиной Н.В. удовлетворить.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт« произвести Левиной Н.В. перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды в размере 1465 рублей 78 копеек, пени в размере 108 рублей 77 копеек по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от 28 августа 2012 года N 5/8 (с последующими изменениями).
Взыскать ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Белоусова Н.А.