Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-40/2019 (2а-2077/2018;) ~ М-2073/2018 от 20.11.2018

№ 2а-40/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                          18 января 2019 года

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Зобовой Л.В.,

при секретаре Чеховой О.А.,

с участием административного истца Шамшетдинова Н.А.

с участием представителя административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области Золотовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-40/2019 по административному иску Шамшетдинова Н.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Шамшетдинов Н.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области (далее - МИФНС России № 2 по Ульяновской области, ранее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска) о возврате излишне уплаченного налога. Исковые требования мотивированы тем, что в период с 23.06.2011 по 19.12.2013 в его собственности находился земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В 2013 году при формировании налога на вышеуказанный земельный участок сотрудниками ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска ошибочно указано наименование категории земли – прочие с применением ставки налога в размере 1,5% (максимальной) от кадастровой стоимости, вместо - земли населенных пунктов с применением ставки налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости. В связи с этим было допущено начисление завышенного земельного налога на принадлежащий ему земельный участок в сумме 20 211 руб. 22 апреля 2014 года он оплатил указанную налоговыми органами сумму земельного налога. В 2013 году между ним и его матерью Ш. Ф.К. был заключен договор дарения вышеуказанного земельного участка. Ш. Ф.К., зарегистрировав свое право собственности на земельный участок, стала обращаться в различные инстанции государственных органов, с целью внесения корректировки в налоговую ставку земельного налога на вышеуказанный земельный участок. 18 сентября 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . 25 ноября 2017 года Ш. Ф.К., обратилась в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска с заявлением о проведении перерасчета земельного налога, в связи с ошибочно внесенными сведениями. 27 декабря 2017 года ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска сообщило Ш. Ф.К. о том, что будет произведен перерасчет налога. ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска произведен перерасчет налога, оплаченного Ш. Ф.К. 27 декабря 2017 года он обратился в ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска с заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 18 191 руб. за неверно начисленный земельный налог на 2013 года. В перерасчете земельногоналога было отказано. Из письма ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска от 07 февраля 2018 года следует, что оснований для перерасчета земельного налога за 2013 год по ранее принадлежащему ему земельному участку, расположенному <адрес> у налогового органа отсутствуют в соответствии с абз. 3 п.2 ст. 52 НК РФ. С данным решением налогового органа он не согласен, поскольку сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ. Ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Шамшетдинов Н.А. просил суд:

- восстановить срок для подачи заявления о перерасчете излишнеуплаченного земельного налога за 2013 год на ранее принадлежащий емуземельный участок;

- обязать МИФНС России № 2 по Ульяновской областипроизвести возврат излишне уплаченных денежных средств в размере 18 191 руб.

В судебном заседании Шамшетдинов Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы аналогичные, указанным в иске. Не оспаривал факт того, что при приобретении им земельного участка в собственность разрешенное использование земельного участка было – под зданием бани. После получения разрешения на строительство назначение земельного участка изменено. В настоящее время на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находится жилой дом.

Представитель МИФНС России № 2 по Ульяновской области – Золотова Т.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на то, что исчисление имущественных налогов производится на основании сведений, представленных в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ. Из сведений, полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области следует, что Шамшетдинов Н.А. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с 23 июня 2011 года по 19 декабря 2013 год. Налог исчислен по данным представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Налоговое уведомление исполнено в полном объёме 22.10.2014. В соответствии с абз. 3 п.2 ст. 52 НК РФ оснований для перерасчета земельного налога за 2013 год не имеется.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О статья 78 НК РФ позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Из содержания ст. 199 ГК РФ следует, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о перерасчете земельного налога.

Ответчиком ходатайств о пропуске исковой давности не заявлялось.

При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" определить налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:

0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в составе жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии п. 4 ст. 85 НК РФ (в редакции, действовавшей в период исчисления налога) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из материалов дела следует, что с 23 июня 2011 года по 12 декабря 2013 года Шамшетдинов Н.А. являлся собственником ? доли в праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: г. <адрес>.

Право собственности на долю земельного участка возникло на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 16 мая 2011 года.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 25 мая 2011 года следует, что земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под зданием бани.

12 декабря 2013 года между Шамшетдиновым Н.А. и Ш. Ф.К. заключен договор дарения ? доли в праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Из свидетельства о государственной регистрации права от 19 декабря 2013 года серии , выданного Ш. Ф.К. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под здание бани.

Таким образом, Управлением Росреестра по Ульяновской области земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был отнесен к прочим земельным участкам.

Из налогового уведомления следует, что при исчислении налога налоговым органам применена ставка 1,5 %.

29 января 2016 года Ш. Ф.К. получено разрешение на строительство № многоквартирного (двухквартирного) дома по адресу: <адрес>.

09 сентября 2017 года Ш. Ф.К. обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

На основании указанных документов Управлением Росреестра по Ульяновской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>.

Из ответа ИНФС России по Железнодорожному району г. Ульяновска от 16.03.2018 на обращение Ш. Ф.К. следует, что пересчет налога произведен в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Таким образом, перерасчет земельного налога произведен в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что земельный налог за 2013 года Шамшетдинову Н.А. исчислен налоговым органом в соответствии с данными, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2). Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (п. 2.1).

09 сентября 2017 года Управлением Росреестра по Ульяновской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>.

29 декабря 2017 года Шамшетдинов Н.А. обратился в МИФНС № 2 по Ульяновской области с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013 год.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Шамшетдинова Н.А. к МИФНС № 2 по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Шамшетдинова Н.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Л.В. Зобова

2а-40/2019 (2а-2077/2018;) ~ М-2073/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шамшетдинов Н.А.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №2 по Ульяновской области
Другие
Управление Росреестра по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Зобова Л. В.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация административного искового заявления
20.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2018Судебное заседание
10.01.2019Судебное заседание
18.01.2019Судебное заседание
23.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2019Дело оформлено
26.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее