К делу №2-860/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2014 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Волковой Н.В.,
при секретаре – Долинской В.Г.,
с участием помощника прокурора – Левкиной В.И.,
с участием представителя ответчика ИП Бочкаревой И.И. – Бочкарева Б.Г., согласно доверенности,
с участием Тимохина В.Г., действующего в своих интересах и в интересах ООО «Рем-Строй»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к ИП Бочкаревой Инне Ивановне о возложении обязанности по оборудованию пандусом входа в помещение, занимаемое аптечным пунктом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к ИП Бочкаревой Инне Ивановне о возложении обязанности оборудовать вход в помещение, занимаемое аптечным пунктом, расположенное по адресу: <адрес> «А», пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. В обоснование иска указал, что прокуратурой Майкопского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе данной проверки в действиях индивидуального предпринимателя Бочкаревой И.И. были выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно, осуществляя реализацию лекарственных препаратов в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес>, ИП Бочкарева И.И. не оборудовала вход в помещение аптеки пандусом с поручнями, что существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил обязать индивидуального предпринимателя Бочкареву Инну Ивановну оборудовать вход в помещение, занимаемое аптечным пунктом, расположенное по адресу: <адрес> «А», пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае отсутствия технической возможности исполнения данных требований, обязать индивидуального предпринимателя Бочкареву И.И. предусмотреть иные средства доступа маломобильных групп населения в здание, согласовав данные способы с общественными объединениями инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора – Левкина В.И.. полностью поддержала исковые требования и пояснила, что прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе данной проверки было установлено, что ИП Бочкарева И.И. осуществляет реализацию лекарственных препаратов в нежилом помещении, общей площадью 45 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>), с собственником которого у неё заключен договор субаренды. В нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ИП Бочкарева И.И. не оборудовала вход в помещение аптеки специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, что существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование объектами социальной инфраструктуры. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ИП Бочкаревой И.И. – Бочкарев Б.Г., согласно доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ИП Бочкареву И.И. обязанности оборудовать вход в помещение, занимаемое аптечным пунктом, расположенное по адресу: <адрес> «А», специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан. Пояснил, что ИП. Бочкарева И.И. осуществляет реализацию лекарственных препаратов в аптечном пункте, расположенном в нежилом помещении по адресу: <адрес> «А», с собственником которого у неё заключен договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ года. Вход в помещение аптеки действительно не оборудован ни пандусом, ни другими специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан. Установить пандус на входе в помещение аптеки не представляется возможным по строительным нормам и правилам, однако есть возможность установить на двери аптеки кнопку вызова фармацевта для обслуживания инвалидов-колясочников.
Тимохин В.Г, действуя в своих интересах и в интересах ООО «Рем-Строй», в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ИП Бочкареву И.И. обязанности оборудовать вход в помещение, занимаемое аптечным пунктом, расположенное по адресу: <адрес> «А», специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан. Пояснил, что он – Тимохин В.Г., является собственником здания магазина для торговли смешанными товарами, общей площадью 256,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор аренды указанного здания с ООО «Рем-Строй». В свою очередь ДД.ММ.ГГГГ ООО «Рем-Строй» заключило договор субаренды нежилого помещения, общей площадью 45 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, с ИП Бочкаревой И.И., которая осуществляет в нём торговлю лекарственными препаратами. Вход в аптеку действительно не оборудован специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, однако меры по устранению данного нарушения уже принимаются.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьями 7, 39 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 4.3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года № 533-ст, установлено, что служебные помещения проверяются на соответствие требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями передвижения инвалидов (в том числе пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками), определяющим их качество.
Согласно п. 5.1.1. Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п.9.2 Нормативов градостроительного проектирования Республики Адыгея, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.12.2010 года №270, к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т. д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Из объяснения Бочкаревой И.И., данного помощнику прокурора Майкопского района 21.08.2014 года следует, что она является индивидуальным предпринимателем и ей принадлежит аптечный пункт, расположенный в арендуемом ею помещении по адресу: <адрес> <адрес>). Пандусом вход в данный аптечный пункт действительно не обустроен.
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия № ДД.ММ.ГГГГ Бочкарева Инна Ивановна приобрела статус индивидуального предпринимателя.
В материалах дела имеется лицензия Министерства здравоохранения Республики Адыгея на осуществление фармацевтической деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставленная ИП Бочкаревой Инне Ивановне.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года, здание магазина для торговли смешанными товарами, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> А, кадастровый номер: №, принадлежит на праве собственности Тимохину Владимиру Геннадьевичу.
Из договора аренды нежилого помещения (сооружения) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тимохин В.Г. передал ООО «Рем-Строй» безвозмездно во временное пользование здание (сооружение), находящееся по адресу: Российская Федерация, <адрес> А, площадью <данные изъяты> кв.м., для использования его в качестве офисных помещений.
Согласно договору субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, Общество с ограниченной ответственностью «Рем-Строй» (арендатор) передало ИП «Бочкаревой Инне Ивановне (субарендатору) помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся в здании расположенном по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, строение А.
Из акта приёма-передачи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к договору субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года) следует, что техническое состояние нежилого помещения, расположенного по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, строение А, площадью <данные изъяты> кв.м., переданного согласно договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ № для размещения аптечного пункта, хорошее и позволяет использовать его в целях, предусмотренных договором аренды.
Из фотоматериалов, имеющихся в материалах дела, следует, что вход в аптеку, расположенную по адресу: <адрес> «А», не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан.
Из справки Майкопской районной организации Общественной общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в здании магазина смешанных товаров по адресу: <адрес>-а, в соответствии с Программой РФ «Доступная среда», установление пандуса не возможно по строительным нормам и правилам, и ИП Тимохину В.Г. предложено установить на двери аптеки кнопку вызова фармацевта для обслуживания инвалидов-колясочников.
Исследованные судом доказательства, свидетельствуют о том, что ИП Бочкаревой И.И. действительно допущены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Майкопского района к ИП Бочкаревой Инне Ивановне о возложении обязанности по оборудованию входа в помещение, занимаемое аптечным пунктом, специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, суд устанавливает для ответчика срок для исполнения данного решения суда равный трем месяцам с момента его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Обязать индивидуального предпринимателя Бочкареву Инну Ивановну оборудовать вход в помещение, занимаемое аптечным пунктом, расположенное по адресу: <адрес> «А», пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае отсутствия технической возможности исполнения данных требований, обязать индивидуального предпринимателя Бочкареву Инну Ивановну предусмотреть иные средства доступа маломобильных групп населения в здание, согласовав данные способы с общественными объединениями инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его вынесения через Майкопский районный суд.
Судья - Н.В. Волкова