РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2013 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
с участием прокурора Шигонского района Шпырева А.Г.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-169 по исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Спиридонова И.В. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
Установил:
Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд в интересах Спиридонова И.В. с исковым заявлением к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании обеспечить Спиридонова И.В. благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Спиридонов И.В. постановлением и.о. главы Администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты). На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Спиридонов И.В. должен быть обеспечен ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. Законом Самарской области от 13.12.2012 года №129-ГД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» муниципальному району Шигонский на 2013 год предусмотрены субвенции в размере 1854 тыс. руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По настоящее время Администрацией муниципального района Шигонский Спиридонову И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено. 25.03.2013 года Спиридонов И.В. обратился с заявлением в прокуратуру Шигонского района с просьбой обратиться в суд в защиту его нарушенных жилищных прав.
В судебном заседании представитель истца прокурор Шигонского района Шпырев А.Г. и истец Спиридонов И.В. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Якорхина Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация района не оспаривает наличие у Спиридонова И.В. права на обеспечение жилым помещением благоустроенным муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечен жилым помещением, закрепленного жилья не имеет. Спиридонов И.В. в установленном порядке признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате), с 09.07.2012 года. Финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан осуществляется только из областного бюджета. В районный бюджет средства на предоставление указанной категории граждан жилых помещений не перечислены, хотя на 2013 год запланированы средства на эти цели в сумме 1854 тыс. руб. Свободного жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда не имеется. Поскольку администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только за счет средств областного бюджета, иск считает необоснованным. В связи с этим предоставить Спиридонову И.В. жилое помещение в настоящее время не имеется возможности.
Представители третьих лиц Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По мнению суда, прокурор представил суду достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым заявлением в интересах гражданина прямо предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Судом из материалов дела установлено, что Спиридонов И.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Спиридонова И.В., являющаяся в отношении сына матерью-одиночкой, решением Шигонского районного суда Самарской области от 20.03.2002 года лишена родительских прав.
Также судом установлено, что в 2008 году Спиридонов И.В. окончил 9 классов МОУ Богдановской средней общеобразовательной школы муниципального района <адрес>, затем с мая 2011 года по май 2012 года проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что Спиридонов И.В. в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет. Зарегистрирован Спиридонов И.В. по месту жительства в <адрес>, однако согласно акту сохранности жилой площади данный жилой дом находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания.
Таким образом, истец нуждается в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами, в том числе ответчиком, не оспариваются.
Как следует из материалов дела, постановлением и.о. главы Администрации муниципального района Шигонский № от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонов И.В. был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате), с 09.07.2012 года.
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, что никем по делу не оспаривается.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Законом Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (чч. 2, 3 ст. 1 указанного закона).
Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона Самарской области финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Частью 4 статьи 2 указанного Закона Самарской области предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 2 упомянутого Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 того же Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Самарской области от 13.12.2012 года №129-ГД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» муниципальному району Шигонский на 2013 год предусмотрены субвенции в размере 1854 тыс. руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 36 обозреваемого в судебном заседании Устава муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления района.
Доводы представителя ответчика об отсутствии свободных жилых помещений, а также о непоступлении соответствующих средств из областного бюджета, не имеют правового значения по делу. Судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, которое не ставится в зависимость от наличия в бюджете средств. При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением возложено законодательством именно на Администрацию муниципального района Шигонский. Суд также учитывает, что участником межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации (Самарской области) и муниципального района Шигонский истец не является.
Таким образом, Спиридонов И.В. в настоящее время имеет право на незамедлительное обеспечение ответчиком жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, гарантированное Конституцией РФ и нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Спиридонову И.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский