РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 10 октября 2014 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Жуль А.В.,
с участием представителя заявителя Тимофеева П.И. Шуваева Е.В.,
представителя Администрации г. Красноярска Васильевой Е.Ю.,
представителя Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н.,
представителя Управления Архитектуры администрации г. Красноярска Митряковой О.В.,
при секретаре Олиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимофеев П.И. о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев П.И. обратился в суд с указанным заявлением, просит признать незаконным заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска, в части изменения функционального зонирования территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
Требования заявления мотивированы тем, что в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 22.05.2014 года № 304 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска» в период с 04.06.2014 года по 04.07.2014 года в г. Красноярске состоялись публичные слушания, по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска, в части изменения функционального зонирования территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>. Указанный проект предусматривает изменение функционального зонирования территории таким образом, чтобы на ней было возможно разместить крематорий.
По итогам голосования, комиссия по проведению публичных слушаний своим заключением рекомендовала направить проект внесения изменений в Генеральный план города Красноярска в Красноярский городской Совет депутатов для утверждения, несмотря на то, что против проголосовало 2 206 человек, а за лишь 424 человека.
В связи с чем, заявитель считает, что комиссия вышла за рамки своих полномочий при проведении публичных слушаний дав свою частную оценку обсуждаемому проекту, игнорируя при этом мнений жителей, а не учитывая его как это требует закон.
Учитывая, что заявитель принимал участие в указанных публичных слушаниях, то считает, что нарушено его право на непосредственное осуществление населением местного самоуправления, а также право на благоприятные условия жизни деятельности, в связи с чем, заключение о результатах публичных слушаний является незаконным.
В судебное заседание заявитель не явился, направил своего представителя, который требования заявления поддержал, по основаниям изложенным в нем, дополнительно показал, что заключение о результатах публичных слушаний составлено без учета мнения большинства участников публичных слушаний (более 80%), которые выразились против проекта внесения изменений в Генеральный план г. Красноярска для строительства частного крематория.
Заключение содержит сведения о том, что ресурсы действующих городских кладбищ в самое ближайшее время будут исчерпаны. Крематорий позволит сократить земельные участки для погребения в землю в 5-10 раз, минимизировать вредное воздействие захоронений, снизить затраты населения до 50% на организацию церемонии погребения, санировать действующее кладбище с целью высвобождения мест для традиционных захоронений (от 25% до 35%). Однако, члены комиссии не указали в своем заключении источник вышеуказанных сведений, который позволил бы оценить их достоверность. Как видно из персонального состава комиссии, среди ее членов отсутствуют специалисты в вопросах природопользования, экономики и похоронного дела.
Кроме того, открытое заседание участников публичных слушаний, предусмотренное ст.8 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, комиссией не проводилось. По итогам заседания решение не принималось. Протокол открытого заседания публичных слушаний в материалах дела отсутствует, ссылка на протокол открытого заседания в имеющихся в деле документах, также отсутствует.
Представители Администрации г. Красноярска, Красноярского городского Совета депутатов и Управления Архитектуры администрации г. Красноярска в судебном заседании требования заявления не признали, просили отказать в их удовлетворении, так как процедура принятия заключения не нарушена, кроме того оспариваемое заключение не нарушает права и законные интересы заявителя, так как не является нормативным актом, а носит лишь рекомендательный характер.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявления не имеется, по следующим основаниям.
Так, в судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г. Красноярска от 22.05.2014 года № 304 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска, утвержденный решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 № В-23, в части изменения функционального зонирования территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (далее Проект).
Также, создана комиссия по проведению публичных слушаний по указанному Проекту.
В период с 09 по 19 июня 2014 года в районах г. Красноярска, а также в д. Песчанка проходили открытые обсуждения по Проекту, что подтверждается протоколами открытых обсуждений.
30 июня 2014 года подготовлен Протокол публичных слушаний по Проекту, согласно которого от жителей г. Красноярска поступило 424 предложения за утверждение Проекта и 2 206 жителей г. Красноярска высказались против утверждения Проекта. По итогам публичных слушаний, комиссия по проведению публичных слушаний по Проекту приняла решение рекомендовать направление Проекта в Красноярский городской Совет депутатов для утверждения.
04 июля 2014 года подписано оспариваемое Заключение о результатах публичных слушаний по Проекту, согласно которого принимая во внимание мнение участников публичных слушаний, в целях эффективного и рационального освоения территории под размещение крематория, а также градостроительное расположение рассматриваемого участка, а именно удаленность от жилой застройки, примыкание к производственным площадкам и непосредственной близостью с кладбищем «Бадалык», комиссия по проведению публичных слушаний по Проекту рекомендовала направить Проект в Красноярский городской Совет депутатов для утверждения.
Заключение от 04.07.2014 года в установленном порядке опубликовано в газете «Городские новости» № 100 от 08.07.2014 года.
Статьями 12, 130 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Во исполнение названных положений Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1 Закона).
Согласно ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014), к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В соответствии со ст.24 указанного Кодекса Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В соответствии со ст. 28 данного Кодекса, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В соответствии со ст.24-1 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62) (ред. от 10.06.2014), для обсуждения проектов правовых актов города по вопросам городского значения с участием жителей города городским Советом, Главой города могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься: проект генерального плана города и проект о внесении изменений в генеральный план города,
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением городского Совета.
На территории г. Красноярска вопрос связанный с проведением публичных слушаний регулируется Положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, утвержденнымРешением Красноярского городского Совета депутатов от 19.05.2009 N 6-88 (ред. от 10.06.2014). Согласно ст.1 данного Положения публичные слушания проводятся с целью соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также выявления мнения населения по существу выносимых на публичные слушания проектов правовых актов города (далее - проекты) и вопросов в сфере градостроительной деятельности (далее - вопросы).
В соответствии со ст.2 Положения, на публичные слушания должны выноситься: проект генерального плана города Красноярска (далее - город), проекты о внесении изменений в Генеральный план города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно ст.8 Положения открытое обсуждение проектов (вопросов), вынесенных на публичные слушания (далее - открытое обсуждение), проводится Комиссией по проектам (вопросам), указанным в подпунктах 1, 3, 6 пункта 1 статьи 2 настоящего Положения, либо комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки по проектам (вопросам), указанным в подпунктах 2, 4, 5 пункта 1 статьи 2 настоящего Положения, в количестве не менее двух членов.
В соответствии со ст. 11 Положения заключение о результатах публичных слушаний оформляется Комиссией, комиссией по подготовке правил землепользования и застройки на основании протокола публичных слушаний не позднее пяти рабочих дней со дня его подписания.
В заключении о результатах публичных слушаний указываются:
1) наименование проекта (вопроса), по которому проводились публичные слушания;
2) дата, номер и наименование правового акта города о назначении публичных слушаний;
3) дата, источник опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний, а также дата его размещения в сети Интернет (с указанием адреса интернет-сайта, на котором оно было размещено);
4) дата, время и место проведения открытого обсуждения, количество лиц, принявших участие в открытом обсуждении;
5) количество поступивших предложений и замечаний по проекту (вопросу), вынесенному на публичные слушания, наличие или отсутствие заключения постоянной комиссии городского Совета;
7) решения (рекомендации), принятые по итогам публичных слушаний, а также мотивированное обоснование принятых решений (рекомендаций);
8) дата подписания заключения о результатах публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном интернет-сайте администрации города.
Учитывая, что оспариваемое заключение по результатам публичных слушаний подготовлено уполномоченной на то Комиссией, в заключении отражены все необходимые данные, нарушений процедуры принятия заключения в ходе судебного заседания не установлено, то оснований для признания оспариваемого заключения незаконным не имеется.
Кроме того, обстоятельства, свидетельствующие об ущемлении прав заявителей на участие в публичных слушаниях и выражение своего волеизъявления, в ходе судебного заседания не установлено, доказательств обратного стороной заявителя суду не представлено.
Более того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.1 определения «По жалобе гражданки Андроновой О.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса РФ, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» от 15 июля 2010 года № 931-0-0 будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания по смыслу ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Таким образом, публичные слушания, являющиеся формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, учитываются компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Поскольку результаты публичных слушаний не являются окончательным решением вынесенного на обсуждение вопроса, то публичные слушания сами по себе не нарушают чьи-либо права и интересы. Итоговым актом является решение Красноярского городского Совета депутатов по Проекту, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Учитывая, что нормы действующего законодательства не содержат прямого указания на то, что заключение Комиссии должно отражать волю большинства проголосовавших участников публичных слушаний, то доводы заявления в данной части являются необоснованными.
Доводы заявления о том, что в нарушение ст.8 Положения открытое заседание участников публичных слушаний, комиссией не проводилось, суд считает необоснованными, так как они опровергаются протоколами открытых обсуждений.
Доводы заявления о том, что в заключении указаны сведения, без указания источников их получения не влияют на законность оспариваемого заключения.
Оснований для прекращения производства по делу, суд не усматривает, так как заявителем оспаривается заключение по результатам публичных слушаний, в которых он принимал участие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заявления Тимофеев П.И. о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня вынесения мотивировочной части, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения вынесена 15.10.2014 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль